Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:31, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение микро- и макроэкономики и их взаимодействие.

Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1.Рассмотреть этапы развития, предмет и метод микроэкономики.
2.Спрос и предложение в микроэкономики.
3.Рассмотреть основные этапы развития макроэкономики, метод и предмет;
4.Рассмотреть макроэкономические модели, макроэкономические показатели, инфляцию и безработицу;
5.Рассмотреть взаимосвязь микро- и макроэкономики.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

1.Микроэкономика……………………………………………………………...5
1.Этапы разработки микроэкономической теории………………............6
2.Предмет и метод микроэкономики……………………………………..7
3.Основные понятия……………………………………………………....10
4.Основные положения теории спроса и предложения………………...11
2.Макроэкономика……………………………………………………………...14
1.Этапы разработки макроэкономической теории………………….......15
2.Предмет и метод макроэкономики………………………………….....17
3.Основные понятия ……………………………..…………………….....21
4.Макроэкономическое модели………. ..……………………………......22
5.Макроэкономические показатели…………..…………………….........26
6.Инфляция и безработица……………………………………………….29
3.Взаимосвязь микро- и макроэкономики……………………………….…...31
Заключение………………………………………………….……………….....32

Список литературы…………………………………….……………………..34

Файлы: 1 файл

Эк. теории.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

   При дополнении модели другими экономическими субъектами: государством (правительством) и внешним миром представленное равенство нарушается, поскольку из потока доходы-расходы образуется отток или утечки в виде сбережений, налоговых платежей и импорта. Одновременно в поток доходы-расходы образуется приток или инъекции в виде инвестиций, государственных расходов и экспорта. Если утечки связаны с использованием дохода не на покупку произведенного внутри страны продукта, то инъекции - это дополнение к расходам на покупку произведенного внутри страны продукта.

   Если  домохозяйства решат сократить  расходы на покупку продуктов  и услуг, то фирмы будут вынуждены сократить объемы производства продуктов и услуг, что приведет к снижению доходов домохозяйств. Уровень спроса на продукты и услуги определяет уровень производства и занятости ресурсов, а те, в свою очередь, определяют уровень доходов домохозяйств - собственников ресурсов, от которого зависит уровень спроса (суммарные расходы домохозяйств на покупку продуктов и услуг). Государство с помощью трансфертов, субсидий, налогов и других экономических инструментов может регулировать колебания в уровнях производства, безработицы и инфляции.

 

    2.5. Макроэкономические  показатели.

   Для численного описания макроэкономических процессов используются специальные  показатели. Это - высокоагрегированные показатели, отражающие ситуацию в экономике в целом, которые рассчитываются на основе более детализированных показателей, получаемых, в свою очередь, из статистических данных.

   Объемно-стоимостные  показатели отражают изменения, происходящие в объеме произведенной в данной стране продукции и структуре ее распределения по основным направлениям использования.

   Поскольку суммирование разнородной продукции  возможно только в стоимостном выражении, значения таких показателей будут сильно зависеть от рассматриваемых цен.

   Различают три вида цен, используемых для расчета  объемно-стоимостных показателей:

     а) текущие цены, т.е. цены, в которых  осуществлялись товарные операции, отраженные в статистических данных, и на основе которых рассчитывались показатели;

     б) сопоставимые цены, т.е. цены, приведенные  к определенному моменту времени и зафиксированные на этом уровне;

     в) условные цены, т.е. цены, приведенные  в условных денежных единицах и соотнесенные с ценами на данную продукцию (или ее аналог) на мировом рынке.

   Сравнение объемно-стоимостных показателей, относящихся  к различным моментам времени, возможно только в случае применения сопоставимых или условных цен, а относящихся к различным государствам - только в случае применения условных цен.

   Основными макроэкономическими объемно-стоимостными показателями являются:

     а) Национальное богатство - совокупность материальных ценностей, природных  и трудовых ресурсов, прочих экономических факторов в данной стране в заданный момент времени;

     б) Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность всевозможных товаров и платных услуг, произведенных в данной стране в данный момент времени и отраженных в официальной экономической статистике;

     в) валовой национальный продукт (ВНП) - это СОП за вычетом промежуточного потребления, т.е. стоимости товаров и услуг, использованных в производственных целях в качестве сырья, полуфабрикатов и комплектующих, энергетических ресурсов и других производственных факторов разового использования, передающих всю свою стоимость вновь произведенному товару;

     г) конечный или чистый продукт (КП)- это  величина ВНП, из которой полностью  исключены производственные материальные затраты, такие, как амортизационные отчисления, т.е. затраты на обновление и ремонт изношенных основных производственных фондов;

     д) национальный доход (НД) - это совокупный доход всех субъектов экономики (производителей, потребителей) данной страны.

 Различают следующие  национальные доходы:

    1. Произведенный, доход полученный в результате внутриэкономической деятельности;
    2. распределенный, в состав, которого также включены доходы (или убытки) от экспорта, импорта и прочих внешнеэкономических операций.

     В соответствии с законом стоимости  величина произведенного НД должна примерно совпадать с КП, но точного равенства  может и не быть, поскольку данный закон, как и все другие экономические законы, является "законом тенденций".

   Распределенный  НД разделяется на:

     1) фонд потребления (ФП), в который  включается как личное, так и  общественное потребление. К последнему относятся, в частности, расходы на оборону, охрану общественного порядка, фундаментальную науку, бесплатные программы образования, здравоохранения и др.;

     2) фонд накопления (ФН), в котором  учитывается накопление, как основных производственных фондов, так и оборотных средств;

     3) фонд возмещения (ФВ), в который, кроме прямых затрат по возмещению обычно включают страховые платежи.

наиболее  распространенный показатель это показатель уровня и динамики цен, рассчитываемый на основе так называемой потребительской  корзины.

   Под потребительской корзиной понимают набор товаров и услуг, необходимых среднему потребителю для удовлетворения его насущных потребностей в еде, товарах первой необходимости, жилье, транспорте и т.д.

   Индекс  потребительских цен вычисляется  как отношение стоимости потребительской корзины для текущего момента времени к ее стоимости для базового момента времени. 

   В зависимости от учета разницы  в ценах в отдельных магазинах  и других торговых учреждениях, а  также в зависимости от определения  величины и структуры потребительской  корзины значение индекса потребительских цен может быть вычислено по-разному.

   Общие изменения уровня цен характеризуют  также индекс оптовых цен, индекс розничных цен.

     Индекс  оптовых цен вычисляется как  отношение стоимости всех реализованных через оптовую торговлю в текущем периоде товаров и услуг, выраженной в действующих оптовых ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в оптовых ценах базового периода.

     Индекс  розничных цен определяется как  отношение стоимости всех товаров и услуг, реализованных через розничную торговлю, выраженной в действующих розничных ценах, к стоимости тех же товаров и услуг, выраженной в розничных ценах базового периода.

 

    1. Инфляция и безработица.

    Инфляция - сложный многофакторный процесс, между накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и реальной потребностью хозяйства в деньгах.

   Существуют  следующие виды инфляции:

    1. Подавленная инфляция - это инфляция, не выражающаяся в росте уровня цен.
    2. Скрытая инфляция - проявляется в сохранении стабильных цен и заработной платы при росте производительности труда,

   В зависимости от темпа роста цен различают:

    1. При умеренной инфляции цены растут медленно, стоимость денег сохраняется;
    2. При галопирующей инфляции цены растут от 20 до 200 % в год, большинство контрактов “ привязывается ” к росту цен или к иностранной валюте, деньги начинают ускоренную материализацию в товары и уже не одалживаются по обычной ставке процента.
    3. При гиперинфляции количество денег в обращении и цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества.

    По  степени сбалансированности роста  цен различают также сбалансированную и несбалансированную инфляцию.

    Сбалансированной  считают такую, когда цены растут умеренно и стабильно, не вызывая резких изменений в экономике.

    Несбалансированная предполагает, что при росте цен происходит понижение реальной ставки процента, при прогрессивном налогообложении рост цен способствует повышению изъятия средств населения, затрудняется измерение дохода и корректировка доходов по мере нарастания инфляции. 

   Безработица –  социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может  найти работу, которую эти люди способны выполнить.

   Существуют  следующие виды формы безработицы:

    1. Фрикционная связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую;
    2. Структурная связана с изменениями в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется;
    3. Сезонная связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени;
    4. Циклическая связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги;
    5. Скрытая связана с неполным использованием ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденный неоплачиваемый отпуск.

   Оценивая  безработицу как социально-экономическое явление, нельзя однозначно утверждать: хорошо это или плохо. С точки зрения человека, отставшего без работы, это может оказаться трагедией. Однако с точки зрения экономической динамики, данное явление – объективная необходимость.

 

    3.  Взаимосвязь  микро - и макроэкономик.

   Микроэкономика  и макроэкономика представляют собой  самостоятельные научные дисциплины, не означает их абсолютной независимости друг от друга. Более почтенный «возраст» микроэкономики объясняется тем, что она вначале рассматривалась как наука, основные положения которой распространяются как на микро-, так и на макроуровне. Положение классиков об автоматическом равенстве спроса и предложения, на их взгляд, носило общеэкономический характер, то есть распространялось и на функционирование национальной экономики. (Термин «классики» ввел в научный оборот К.Маркс, отнеся к ним, в первую очередь, А.Смита и Д. Рикардо). Кризис 1929-1933 гг. опроверг эту догму.

   Микроэкономика  и макроэкономика представляют собой  ветви общей экономической теории. Следовательно, разрыва между ними быть не должно. «…теории, нуждающиеся в изменении при переходе от одной сферы приложения к другой, не дают всеохватывающих законов и чреваты провалом при попытке новых приложений или при появлении новых данных». Стремление к устранению разрыва между микро- и макроэкономикой объясняется тем, что любое экономическое явление может быть объяснено лишь при том условии, что его, во-первых, удается свести к индивидуальным действиям субъектов, принимающих решения; во-вторых, если оно обосновано математически. В современной рыночной экономике микро- и макроэкономики очень тесно взаимосвязаны.

 

Заключение

 В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

   Предприятия (фирмы) представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.

   Извлечение  максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического характера.

   Основной  рабочий инструмент предприятия  — это его конкурентная стратегия. Под ней понимается механизм реализации конкурентного преимущества предприятия. Конкурентное преимущество — это ценовые или качественные характеристики продукции предприятия, которые выгодно отличают его от конкурентов и обеспечивают устойчивое положение на рынке.

   Предпринимательский сектор национального хозяйства  обычно насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенных признаков, прежде всего по формам собственности, размерам, характеру деятельности и отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, а также по правовому статусу.

   По  правовому статусу различают следующие предприятия: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Предмет микро- и макроэкономики, их взаимосвязь