Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования – рассмотреть особенности среднего класса и его роли в обществе. Указанная цель предопределила решение следующих задач:
- рассмотреть понятие «средний класс» и его основные критерии;
- выявить основные признаки среднего класса, роль среднего класса в обществе;
- рассмотреть принадлежность специалистов финансово-банковской сферы к среднему классу.

Файлы: 1 файл

ekonomicheskaya_sotsiologia.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

- наиболее квалифицированные, социально активные граждане, способствующие  прогрессивному развитию общества;

- основные носители общественных  интересов, национальной культуры, составляющие большинство населения  и распространяющие образы собственной  культуры на другие социальные  слои.

Существует несколько вариантов деления россиян по уровню материальной обеспеченности.

Согласно им, на вершине находится узкий слой сверхбогатых (3-5%), далее слой средне обеспеченных (7% по этим расчетам и 12-15% - по другим), наконец, бедные (25% и 40% соответственно) и нищие (65% и 40% соответственно) [11].

Таким образом, если изобразить стратификацию современного российского общества графически, она будет представлять пирамиду с мощным основанием, представленным низшим классом.

Такая ситуация не может не вызывать тревоги специалистов. По и мнению, если основную массу населения составляет низший класс, если истончен стабилизирующий общество средний класс, следствием будет нарастание социальной напряженности с прогнозом вылиться в открытую борьбу за перераспределение богатства и власти. Пирамида может опрокинуться [4, c. 56]. Следствием имущественной поляризации неизбежно являются социальная и политическая конфронтация в стране, нарастание социальной напряженности. Если данная тенденция будет сохраняться, это может привести к глубоким социальным потрясениям.

Процесс социального расслоения нашего общества не закончен, т.к. общество находится на стадии формирования социальных групп. Достаточно сложно стратифицировать современное общество, поэтому появляются такие формулировки, как «условно средний» класс. Развитие среднего класса, доминирование его в обществе – это залог стабильности и постепенного оздоровления экономической и социальной ситуации в стране.

Использованные исследования дают основания говорить о медленном, но все-таки росте среднего класса. Средний класс в российском обществе возник, растет и сосредоточивает основную массу активного населения, действующего во всех секторах экономики. Как по месту в социальной стратификации, так и по престижности своего статуса средний класс способствует консолидации российского общества. Но при ближайшем рассмотрении большой средний слой, сформированный на основе самоидентификации, никак не свидетельствуют о наличии в российском обществе массового среднего класса. Качественные характеристики этого слоя: профессиональный состав, доходы, стратегии экономического поведения, ценностные ориентации и т.д. далеки от современных представлений о среднем классе – наиболее активном, профессионально подготовленном и материально обеспеченном. В России отнесение себя к среднему слою – это признание респондента, что он живет так же, как и те, кто его окружают [4, с. 61].

Стоит отметить колоссальную разницу жизненного уровня наиболее богатых и наиболее бедных в российском обществе. Как было сказано, это различие в нашем обществе находится на критической отметке.

Итак, все перечисленные признаки (и другие) делают средний класс в определенной степени самодостаточной и относительно независимой частью населения. Однако, как уже было сказано, в России средний класс отличается неустойчивостью и малочисленностью, по сравнению с развитыми западными странами.

 

3 Специалисты финансово-банковской сферы как представители среднего класса

 

Согласно установившемуся западному образу жизни, о принадлежности к среднему классу свидетельствуют три основные показателя [10]:

- уровень доходов;

- социальный статус;

- социальное положение.

Так принадлежность к «среднему классу» специалистов финансово-банковской сферы в целом совпадает со всеми общепринятыми мировыми критериями его идентификации: финансовое (материальное) благополучие, социальный статус и социальное положение.

В структуре среднего класса исследователи выделяют отдельно «финансово-банковскую страту», которая в свою очередь делится на три страты и характеризуется следующими признаками [10].

1) Высшая страта - финансовая олигархия (до 2%), которую составляют крупные собственники коммерческих финансово-банковских структур: владельцы крупных банков, обладающие большим экономическим влиянием на финансовом рынке и стремящиеся к усилению своего влияния на политическую власть в интересах собственного финансово-экономического обогащения. При этом олигархия широко использует механизм лоббирования своих интересов во всех влиятельных социальных институтах: президентском, парламентском, в международных финансовых организациях.

Как правило, давление финансовой олигархии на политическую власть и ее важнейшие институты носит скрытый, нелегитимный характер. Эта страта не входит в традиционный средний класс, а принадлежит к высшему.

2) Средняя страта - руководители, менеджеры коммерческих финансовых институтов (банков, компаний, агентств), обладающие значительным доходом и экономическим влиянием на экономические сектора финансового рынка (страховой, потребительский, инвестиционный), крупные менеджеры, высококвалифицированные финансово-банковские специалисты, в которых особенно заинтересованы крупные финансовые институты и их владельцы.

Средний персонал в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности составил в конце 1998 г. 3,435 млн. чел. Это один из самых высоких показателей в российской экономике в 1998 г.

3) Базовая страта - специалисты среднего звена, занятые в сфере финансового бизнеса, высокооплачиваемые и востребованные всеми финансово-банковскими институтами. Это базовый слой, фактически обеспечивающий реальное функционирование финансово-банковской системы в России.

До начала 90-х годов финансовая сфера занимала в обществе весьма скромное положение как материальное (по уровню оплаты труда), так и социально-статусное, ибо не имела значимой социальной и профессиональной престижности в обществе. Напротив, в массовом сознании эта сфера воспринималась в качестве социально непрестижной, мало привлекательной, пользующейся спросом в основном среди женщин. В результате финансовая сфера к началу 90-х годов стала одной из самых феминизированных: женщины в ней составляли почти 80%.

Эта страта с 1992 г. резко расширилась в своем объеме, сильно возросла социальная престижность профессий финансиста и экономиста, что незамедлительно сказалось на усилении конкурсов в экономические вузы.

В условиях рыночной экономики финансово-экономические вузы формируют не просто специалистов-экономистов, а новый социальный слой, являющийся важным элементом современной социальной структуры российского общества - экономическую интеллигенцию.

Данные социологических исследований кафедры социологии Финансовой академии при Правительстве РФ свидетельствуют о том, что идет активный процесс перераспределения новых специалистов по всем сферам экономической жизни. Новая экономическая интеллигенция становится все более открытой, многоплановой, отвечающей плюрализму форм собственности в России начала XXI столетия [10].

Таким образом, можно заключить, что принадлежность к «среднему классу» специалистов финансово-банковской сферы в целом совпадает со всеми общепринятыми мировыми критериями его идентификации: финансовое (материальное) благополучие, социальный статус и социальное положение.

Однако «финансово-банковская страта» делится на три страты, из которых только две (средняя - руководители, менеджеры коммерческих финансовых институтов (банков, компаний, агентств), обладающие значительным доходом и экономическим влиянием на экономические сектора, и базовая - специалисты среднего звена, занятые в сфере финансового бизнеса) входят в состав среднего класса, в то время как высшая страта (финансовая олигархия) принадлежит уже к высшему классу.

 

Заключение

 

Большой средний слой, сформированный на основе самоидентификации, никак не свидетельствуют о наличии в российском обществе массового среднего класса. Качественные характеристики этого слоя: профессиональный состав, доходы, стратегии экономического поведения, ценностные ориентации и т.д. далеки от современных представлений о среднем классе – наиболее активном, профессионально подготовленном и материально обеспеченном. В России отнесение себя к среднему слою – это признание респондента, что он живет так же, как и те, кто его окружают [4, с. 61].

К 2000 г. в России в основном сформировалась качественно новая, предельно поляризованная социально-классовая структура с полюсами в виде буржуазии, с одной стороны, и полудеклассированных наемных работников - с другой, при весьма тонком и неустойчивом среднем классе, который точнее было бы назвать средним социальным слоем.

Россия находится сейчас в условиях переходного состояния, на крутом изломе. Стихийно развивающийся процесс стратификации несет в себе угрозу стабильности общества.

Принадлежность к «среднему классу» специалистов финансово-банковской сферы в целом совпадает со всеми общепринятыми мировыми критериями его идентификации: финансовое (материальное) благополучие, социальный статус и социальное положение.

Однако «финансово-банковская страта» делится на три страты, из которых только две (средняя - руководители, менеджеры коммерческих финансовых институтов (банков, компаний, агентств), обладающие значительным доходом и экономическим влиянием на экономические сектора, и базовая - специалисты среднего звена, занятые в сфере финансового бизнеса) входят в состав среднего класса, в то время как высшая страта (финансовая олигархия) принадлежит уже к высшему классу.

 

Список использованных источников

 

  1. Акаев А., Сарыгулов А., Соколов В.Формирование среднего класса как путь преодоления экономического неравенства. Анализ зарубежного опыта // Аналитика и прогноз. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.iep.ru/files/text/policy/2012_5/akaev.pdf (Дата обращения - 23.10.2014)
  2. Батуренко С.А. Влияние глобализации на процесс социальной стратификации в современной России. // Материалы международной научной конференции «Ломоносов - 2006»: Сборник статей аспирантов. – М.: МАКС Пресс, 2005.
  3. Большева О.В. Роль экономической стратификации в формировании социального порядка в современной России (концептуальный анализ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/-2-2005/economics/bolsheva.pdf (Дата обращения - 23.10.2014)
  4. Заславская Т.И. Современное российское общество. - М.: Дело, 2004. С.56-61.
  5. Калугина З.И. Парадоксы аграрной реформы в России. – Новосибирск: ИэиОП СО РАН, 2001. –196 с.
  6. Климова А.А., Говорова А.Д. Средний класс: Россия и Америка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sworld.com.ua/konfer27/500.pdf (Дата обращения - 23.10.2014)
  7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
  8. Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994) / Авт.-сост Г.В. Осипов и др. – М., 1994. С. 267-271.
  9. Руткевич М.Н. Общество как система. Социологические очерки. – Спб.: Алетейя, 2001. – 278 с.
  10. Силласте Г. Стратификация российского общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/claste_stratification/ (Дата обращения - 23.10.2014)
  11. Социальная стратификация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/835/649/1219/t6.pdf (Дата обращения - 23.10.2014)
  12. Социальная структура общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/ (Дата обращения - 23.10.2014)
  13. Социально-экономическое положение России. – М.: Госкомстат, 2007. – 171 с.
  14. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. – М.: Институт социологии РАН, 2007. – С. 56-61.
  15. Яцур А.В. Методика идентификации среднего класса как механизма обеспечения экономической безопасности // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/marketing/item/1457-2012-07-21-06-08-24(Дата обращения - 23.10.2014)

 


Информация о работе Понятие «средний класс» и основные критерии принадлежности к нему