Понятие монополии. Принципы ценообразования при монопольной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы – монополия как структура рынка и монопольная власть. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, я рассмотрела несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. В данной работе я привожу факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

Оглавление

1. Понятие монополии и её признаки
1.1. Виды монополий и причины их существования
2.Монопольная власть и её показатели
3.Принципы ценообразования при монопольной власти.
3.1.Определение объёма производства в условиях монополии
4.Монополии в России и их реформирование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ЭТ курсовая.docx

— 111.74 Кб (Скачать)
le="text-align:center">Рис.2в Изменение  спроса при переменном объеме

производства  и постоянной цене




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис.2а кривая спроса смещается вниз и поворачивается. Новые кривые спроса и предельного  дохода обозначены D2 и МR2. Отметим, что MR2 пересекает кривую издержек в той же точке, что и MR1. В итоге объем производства продукции остается прежним. Цена, однако, снизится до Р2.

На рис.2b кривая спроса поднимается  вверх и поворачивается. Кривая нового предельного дохода MR2 пересекает кривую предельных издержек в точке, соответствующей большему объему производства, т.е. Q2 больше Q1. Но смещение кривой спроса таково, что цена остается прежней.

Изменение спроса обычно вызывает изменения как цены, так и объема выпуска продукции. Но особые случаи, приведенные на рис.2, показывают важное различие между монопольным и конкурентным предложением. Отрасль с конкурирующими производителями предлагает определенное количество продукции по каждой цене. Такой взаимосвязи нет для монополиста, который в зависимости от того, как изменится спрос, может предлагать разное количество продукции по одной и той же цене или одинаковое количество по разным ценам.

4.Монополии в России  и их реформирование.

Естественная  монополия может существовать в  результате барьеров для доступа  конкурентов, привилегий государства  или ограниченной информации. Как  показывает опыт нашей во многом еще  псевдорыночной экономики, разукрупнение таких гигантов, как МПС, ОАО Газпром, РАО ЕЭС России, чревато не оживлением конкуренции со всеми положительными для экономики последствиями, а образованием многочисленных посредников, как это произошло в угольной отрасли после разукрупнения организационно-управленческих структур и выделение шахт в самостоятельные юридические лица.

Часто крупные фирмы выступают инициаторами внедрения государственного регулирования  в ранее конкурентные отрасли, обеспечивая  себе тем самым надежную защиту от конкурентов и потребителей. Подобное регулирование называют легальным  картелем, который защищен государственной  властью. Политика дерегулирования 70 - 90 -х гг. в ряде случаев привела к разрушению таких легальных картелей и снижению потребительских цен.

Естественная  монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности  или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку  оно привело бы к увеличению издержек производства.

Например  в электроэнергетике: толчком к  регионализации, дроблению единого  рынка электроэнергии послужило  введение в 1991г. дифференцированных тарифов  по оплате электроэнергии потребителями  отдельных областей в зависимости  от реальных затрат каждой энергосистемы. Такое решение привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей: хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные  станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам. Необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы  как более устойчивой формы организации  энергетического хозяйства. Организация  производства электрической энергии, при которой в одних руках  сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные  сети, предоставляет большие возможности  для экспансии на внешние рынки. Не случайно, но подобная схема успешного  работает во Франции - одного из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии.

В газовой промышленности избранная  Газпромом модель развития определяет характер и направления взаимодействия корпорации с государством. Лишь в  качестве крупной компании - естественной монополии - Газпром способен в обозримом  будущем стать мощным локомотивом  экономики России. Демонополизация  Газпрома означала бы создание благоприятных  условий для внешних конкурентов  с самыми негативными последствиями  не только для него, но и для страны в целом. Нецелесообразность реструктуризации Газпрома, в частности, выделения  из его состава Газэкспорта, подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка, и экспортные операции были организационно разделены, Советский союз выступал поставщиком до границы. Как только Газпром стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.

Ярким примером естественной монополии является железнодорожный транспорт. Доля железных дорог в суммарном грузообороте всех видов транспорта общего пользования  страны составляет около 80%. Удельный вес  железнодорожного транспорта в пассажирских перевозках достигает 41%, что сопоставимо  по объемам с автомобильными перевозками. Важнейшая особенность отрасли  состоит в том, что основная её продукция - перевозки - создается, как  правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость  централизованного формирования и  распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижений научно-технического прогресса. Сопоставление показателей  производительности российских железных дорог, оцениваемой по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках, с зарубежными данными свидетельствует о том, что в России она в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2 - 3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8 - 10 раз ниже, чем в западных странах.) Убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового.

Оценивая  значение российских естественных монополий - ОАО Газпром, РАО ЕЭС России, МПС, подчеркнем, что они по своим  экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. По существу, - это хозяйственные структуры, которые при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в 21 веке одно из ведущих мест в мире. То, что инфраструктурные отрасли продолжают успешно функционировать в тяжелейших условиях системного кризиса, объясняется не только тем, что они еще успели подвергнуться радикальному реформированию. Они представляют собой наиболее передовые в техническом и организационном отношении мощные вертикально интегрированные производственно-технические комплексы. Именно данная характеристика придает им значительный запас устойчивости. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводится к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Такая политика генерирует архаичные рыночные отношения, которые в передовых индустриальных странах активно вытесняются на обочину экономической жизни. Российская экономика пока держится на плаву благодаря функционированию естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Изучив предложенную тему, следует отметить, что монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую: 

1. имеется один – единственный продавец;

          2. отсутствует товарная дифференциация;

          3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

           4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий

(то есть, вход оказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовыми условиями ).

          Монополия — единственный поставщик на рынке. Монополии возникают в тех случаях, когда фирме удается овладеть источником ключевого ресурса, заполучить у правительства исключительные права на поставку товара или удовлетворить рыночной спрос с более низкими издержками, чем нескольким фирмам. Так как монополия — единственный поставщик, кривая спроса на ее продукцию — убывающая. Когда монополия увеличивает производство на единицу, это вызывает снижение цены на ее товар, что уменьшает доход от реализации продукции. В результате предельный доход монополии всегда ниже цены ее товара. Подобно конкурентной фирме, фирма-монополия максимизирует прибыль, производя тот объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Затем монополия назначает цену, соответствующую спросу на данный объем продукции. Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он – «ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, ему предоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любую цену из возможных в соответствии с определённой кривой спроса.

И все же фирмы, обладающие действительно монопольной властью  над рынком, встречаются довольно редко. Немногие из товаров являются действительно уникальными. Большинство имеют заменители, которые если и не полностью им идентичны, то весьма близки.

         Можно сказать, что выпуск монополиста «слишком мал», а цена  его продукции «слишком высока». Это заставляет общество искать способы регулирования монополии, достижения эффективности на рынке.

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводится  государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики  в целом. Цель данных органов заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Борисов Е.Ф. - Экономическая теория: Курс лекций для студ.вузов. – М.: Юрайт, 1999 – 478 с.

2. Видяпин В.И. - Экономическая теория. Учебник / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина - М.: ИНФРА-М, 2000 - 275 с.

3. Волконский В.А.; Корягин Г.И. - О роли монополии в современной экономике. – Банк. дело.- М., 2007 – 174 с.

4. Городецкий А., Павленко Ю. - Реформирование естественных монополий / Вопросы экономики. 2000. №1- С. 137-146с.

5.Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю - Экономикс.Учебник/ Под общ. ред. проф. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю - М.: ИНФРА-М, 2004 - 533 с.

6.Литвинов Д.А. - Основы рыночных отношений: Учебное пособие.- Воронеж: ВИ МВД России, 2007 – 140c.

7. Некрасовский К. - Время работает против нас // ЭКО.  2000. №2. – 24с.

8.Нуреев Р.М. - Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник.- М.: 1998 – 352 с.

9. Ореховский П.А. - Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания, 2004 – 181с.

10.Скрыпник В.И. - Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. 2005 – 358c.

11. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. – Курс Экономической Теории. Учебник/ Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 1999 – 129с.

12. http://www.inventech.ru/lib/micro/

13. А. Городецкий, Ю. Павленко-Журнал Вопросы Экономики, №1, 2000 г. Статья Реформирование естественных монополий.

 

 

 

 


---

Информация о работе Понятие монополии. Принципы ценообразования при монопольной власти