Понятие монополии. Принципы ценообразования при монопольной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Предмет данной работы – монополия как структура рынка и монопольная власть. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, я рассмотрела несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой. Монополия является понятием, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. В данной работе я привожу факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.

Оглавление

1. Понятие монополии и её признаки
1.1. Виды монополий и причины их существования
2.Монопольная власть и её показатели
3.Принципы ценообразования при монопольной власти.
3.1.Определение объёма производства в условиях монополии
4.Монополии в России и их реформирование
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ЭТ курсовая.docx

— 111.74 Кб (Скачать)
e="text-align:justify">Позиция монополиста позволяет ему диктовать  рынку цену своей продукции. Эта  власть монополиста тоже не безгранична, поскольку он, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между  собой покупателей, ограничен объективными пределами общего спроса. В отличие  от мелких фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции, спрос  на продукцию которых изображается всегда горизонтальной линией, т.е. не зависит от объема производства, для монополиста индивидуальная кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса, т.е. имеет отрицательный наклон с углом, определяемым эластичностью спроса по цене. Чем выше цена, тем меньше товара сможет продать монополист. Но не всякая более высокая цена даёт ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль.

Монополия добивается поддержания цены на высоком  уровне тем, что ограничивает производство (предложение). Ее решение о том, сколько  производить, определяется подбором такого сочетания между ценой и объемом  продукции, которое ближе всего  подходит к расчетной максимальной прибыли.

Точка максимальной выручки, как и в случае совершенной  конкуренции, определяется положением, при котором предельная выручка (МR) равна нулю, т.е. суммарная выручка (TR) перестает расти. На графике это точка xmax, т.е. место, где кривая МR пересекает нулевую горизонтальную ось. Ниже этой оси МR приобретает отрицательные значения, т.е. TR начинает убывать.

Важно понять, почему на графике кривая предельной выручки расположена именно так, а не иначе. Дело в том, что кривая спроса целиком совпадает с кривой средней выручки (АR = р). В самом деле, рыночная цена и есть средняя выручка в расчете на единицу товара. Уравнение цены (и средней выручки) известно:

АR = р = а - bx                         (1.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

График 1.1. Максимальная выручка полной монополии.

Известно  также, что выручка складывается из цены, помноженной на количество проданного товара, т.е. TR = рx. Подставляя формулу АR в формулу TR, получаем:

TR= рх = ах –bх2                      (1.2)

или

МR=dTR/dх = а-2bх                 (1.3)

 

Иначе говоря, кривая предельной выручки имеет  отрицательный наклон, вдвое более  крутой, чем кривая спроса, и пересекает нулевую горизонтальную ось вдвое  быстрее, а именно в точке хmax. Этой точке соответствует цена рmax . В ней реализуется максимальная выручка. Но это еще не максимальная прибыль. Чтобы выяснить условия ее образования, добавим в график кривые общих издержек АТС, средних переменных издержек АVС и предельных издержек МС.

Разумеется, прибыль образуется только тогда, когда  цена превышает средние полные издержки (р>АТС), что соответствует точке пересечения кривых полных издержек и спроса. При совершенной конкуренции именно в этой точке образуется рыночное равновесие, т.е. равновесной цене р0 соответствует равновесное предложение x0. При совершенной конкуренции фирма, как правило, не может получить цену большую, чем равновесная. Монополия же имеет такую возможность, причем образуется целая зона (от x0 до х1), где реализуется монопольная сверхприбыль.

Но сверхприбыль — это еще не максимальная прибыль. Последняя образуется только при  выпуске х1, и при цене р1, т.е.  когда предельная выручка МR равна предельным издержкам МС. Математически это доказывается следующим образом:

P= TR - TC =TR (х) -TC (х)                                 (1.4)

Необходимое условие:

dР/dх = dТR/dх - dТС/d1х = МR - МС = О          (1.5)

или

MR=MC                          (1.6)

Всякое  изменение объема в ту или иную сторону приводит к сокращению монопольной  прибыли. Обратите внимание, что для  обеспечения максимальной прибыли  требуется меньший объем предложения  и более высокая цена, чем для  обеспечения максимальной выручки. Разумеется, это не означает, что всякая монополия на практике действует в строгом соответствия с этими правилами. Но она имеет возможность для извлечения максимальной сверхприбыли и при прочих равных условиях стремиться к этому.

Сравним монопольную ситуацию с совершенной  конкуренцией. Во-первых, очевидно, что  монополия не руководствуется кривой издержек для определения оптимальной  точки производства. Точка максимальной прибыли зависит всецело от положения  кривой спроса. Если растет спрос, то увеличиваются как объем продукции, так и цена, даже если издержки при этом сокращаются.

Отсюда  следует второй важный вывод: у монополии, в отличие от фирм, при совершенной  конкуренции нет необходимости  производить продукцию по наинизшим издержкам, т.е. использование ею ресурсов не обязательно является наиболее эффективным.

Третий вывод также  весьма важен: монополия реализует  свою продукцию по цене, которая  заведомо превышает равновесную  цену при свободной конкуренции, и производит всегда меньше, чем  фирма в условиях такой конкуренции. Таким образом, монополия ведет  к потерям количества товара и  накладывает на покупателя дополнительное бремя в виде более высоких  цен.

Вместе с тем сверхприбыль монополии позволяет ей расходовать  средства на более точное прогнозирование  спроса, использование более широкого варианта технических средств производства, заранее определять наиболее выгодные сочетания цен, издержек, загрузки мощностей и т.д. Монополия, в отличие от мелкого предпринимателя работает на заведомо известный рынок, который ей в значительной мере подконтролен, и потому намного меньше рискует. При таких условиях использование критерия максимизации прибыли становится намного более реальным, чем для небольших конкурирующих между собой фирм. Эти и другие преимущества монополии позволяют ей, как правило, подавлять потенциальных конкурентов, грозящих нарушить ее монопольное положение, и главное — не допускать их на свой рынок.

Препятствия для входа  на рынок — обязательное условие существования монополии. Они могут быть естественными и искусственно созданными. Наиболее важным естественным барьером служат технические преимущества, определяемые крупным масштабом производства. Но даже если издержки монополии достаточно велики, естественным барьером для входа на рынок служат первоначальные затраты входа.

Искусственные препятствия создаются благодаря  использованию таких законодательных  ограничений, как патенты (ограничивающие право пользования технологией  или право выпуска продукции  в течение определенного периода), лицензии (т.е. разрешения на предпринимательскую  деятельность в данной области), франшизы (исключительные права на продажи  товара монополии по ценам, которые  она определяет). К искусственным  барьерам относятся и насильственные средства недопущения конкурента на рынок, а также использование  коррупционных связей с государственными органами.

В качестве монополии вовсе не обязательно  выступает одна крупная фирма, захватившая  производство или сбыт в целой  отрасли. Такую же роль может играть особое соглашение или союз между  фирмами, который в западной практике и экономической литературе чаще всего именуется картелем. Это  неофициальное название. Поскольку  картели в ряде западных государств (например, в США) законодательно запрещены, они нередко скрываются под видом  различных отраслевых ассоциаций, а  то и просто существуют в виде негласных  сговоров.

Большинство негласных структур, ограничивающих свободный вход на рынок новых  конкурентов в России, практически  выполняют роль картелей, т.е. носят отрицательные черты монополии, не привнося в экономику ничего положительного.

Интересной  разновидностью являются дискриминирующие монополисты, которые продают свой товар не по единой рыночной цене и  стремятся получить наиболее высокую  цену у каждой отдельной группы покупателей или на каждом отдельном, сравнительно изолированном рынке.

Делая заключение по данному вопросу, следует отметить, что современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, являясь единственным продавцом  на рынке, монополист не стремится к  снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами  выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских  разработках и использовании  новых достижений НТР.

В-третьих, барьеры для  вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и  средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной  рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Поэтому во всех странах  с рыночной экономикой действуют  антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную  власть.

 

3.1 Определение  объема производства в условиях  монополии.

Какое количество товара должен производить монополист? Чтобы максимизировать  прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для  монополиста. На рис.1 кривая рыночного  спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Цена единицы продукции, которую получит монополист, является функцией объема производства. Здесь  также показаны кривая предельного  дохода МR и кривые средних и предельных издержек - АС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Q*. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Р*, которая соответствует данному количеству продукции Q*.

 

 

Рис.1 График максимизации прибыли при равенстве 

предельного дохода предельным издержкам




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как мы можем проверить, что Q* - объем производства, максимизирующий прибыль? Предположим, монополист производит меньшее количество продукции - Q1 и соответственно получает более высокую цену Р1. Как показывает рис.1, в таком случае предельный доход монополиста превышает предельные издержки, и если бы он производил большее количество продукции, чем Q1, он получил бы добавочную прибыль (МR - МС), т.е. увеличил бы свою совокупную прибыль. Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

На рис.1 больший объем  производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2. Мы также можем показать алгебраически, что объем производства Q* максимизирует прибыль. Прибыль равна разности между доходом и издержками, которые представляют собой функцию от Q:

 

p(Q) = TR(Q) - TC(Q).

 

По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет  возрастать до тех пор, пока не достигнет  максимума, а затем станет снижаться. Таким образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том  случае, когда приращение прибыли  от дополнительного увеличения Q равно  нулю (т.е. Dp/DQ = 0). Тогда

Но DTR/DQ является предельным доходом, а DC/DQ - предельными издержками, и поэтому условием максимизации прибыли является

MR - MC = 0 или MR = MC.

На конкурентном рынке  существует прямая зависимость между  ценой и объемом предложения. Эта зависимость отражена кривой предложения, которая совпадает  с кривой издержек производства для  отраслей в целом. Кривая предложения  показывает, сколько будет производиться  продукции по каждой цене.

В условиях монополизированного  рынка кривая предложения отсутствует. Другими словами, нет пропорциональной зависимости между ценой и  производимым количеством. Причина  заключается в том, что решение  монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения  в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как  это происходит с кривой предложения  для рынка свободной конкуренции. Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен  при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения  цены или же измениться могут как  цена, так и объем производства. Это показано на рис.2а и 2b. На обоих частях рисунка кривой первоначального спроса D1 соответствуют кривая предельного дохода МR1, первоначальная монопольная цена Р1 и объем производства Q1.

 

Рис.2а Зависимость  цены от изменения спроса при

том же объеме производства

Информация о работе Понятие монополии. Принципы ценообразования при монопольной власти