Понятие конкуренции, ее сущность и основные функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:24, реферат

Краткое описание

Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Оглавление

Введение
1. Понятие конкуренции, ее сущность и основные функции
1.2. Виды конкуренции
2. Совершенная конкуренция
3. Несовершенная конкуренция
3.1. Монополистическая конкуренция
3.2. Олигополия
3.3. Монополия. Основные черты монополии

Файлы: 1 файл

экономическая теория конкуренция.docx

— 41.12 Кб (Скачать)

Предпосылками несовершенной  конкуренции являются:

1. значительная доля рынка  у отдельных производителей;

2 .наличие барьеров проникновения  в отрасль;

3. неоднородность продуктов;

4. несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Как и в случае совершенной  конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием  несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен  с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции  является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем  выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 1). Экономический смысл этой

закономерности состоит  в том, что большие объемы продукции  при несовершенной конкуренции  фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение  фирмы значимо в масштабах  отрасли.

Значимость фирме могут  придавать не только размеры, но и  другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость  между объемом выпуска и уровнем  цен наблюдается всегда, если это  действительно рынок несовершенной  конкуренции.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция  представляет собой такую структуру  рынка, при которой большое число  фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

В рамках данной рыночной структуры  сочетаются черты, присущие монополии  и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию  роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного  товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и туже потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы. Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить цену на продукцию, что не может сделать конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, модницы не перестанут шить одежду у «своего» портного, даже если он несколько повысит цены. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

На рынке действует  множество фирм, причем среди них  либо вообще нет крупных, либо они  не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий  других компаний. Каждая фирма, действующая  в условиях монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего  рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается  на отдельные, сравнительно самостоятельные  части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать  очень большой.

Дифференциация продуктов  возникает из-за существования между  ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы  преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно  повторить тонкий вкус знаменитого  ликера или хотя бы найти равноценный  ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы сознательно создают  и поддерживают дифференциацию, тем  самым добиваясь для себя дополнительных прибылей и попутно (вне зависимости  от своей воли — вспомним принцип  «невидимой руки») обеспечивая на рынке  страны многообразие товаров.

3.3. Олигополия

 

Олигополия является одной  из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти  все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой  на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. В олигополистической отрасли, как и при монополистической  конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах  производства. Отрасль приобретает  олигополистическую структуру в  том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные  фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Важным условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль (величина первоначальных капиталов, контроль действующих фирм над новой технологией  и новейшими продуктами с помощью  патентов и технических секретов и т. п.).

Дело в том, что крупных  фирм в отрасли никогда не может  быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути проникновения новых компаний в отрасль. При обычном развитии событий фирма укрупняется постепенно и к тому моменту, когда в отрасли складывается олигополия, узкий круг крупнейших фирм уже фактически определен. Чтобы вторгнутся в него, надо сразу иметь такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.

Характерной особенностью олигополистической структуры является то, что фирмы  при формировании своей ценовой  политики должны принимать во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие на олигополистическом рынке, взаимозависимы. Между тем  реакция фирм-конкурентов может  быть различной, и прогнозировать ее сложно. Обычно в «войну цен» между  собой крупные компании не вступают, так как ее исход сложно предсказать.

Олигополистическая структура  может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает отпечаток  на выработку ценовой политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и  т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов  рыночного поведения фирм-олигополистов.

 

    1.  Монополия. Основные черты монополии

 

Монополия — наиболее яркое  проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации  рынка само существование конкуренции  может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие  у потребителя выбора. Именно поэтому  начинается состязание между производителями  за спрос потребителя, возникает  стремление наилучшим образом удовлетворить  его запросы. В условиях же монополии  потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Всевластию монополиста  помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Может ли житель Москвы или Владивостока добровольно  отказаться от услуг монопольного поставщика электроэнергии, чем-то ее заменив в домашнем хозяйстве? Способны ли угольные предприятия Кузбасса перевозить свою продукцию без помощи железной дороги? Отрицательный ответ на подобные вопросы очевиден, также как и то, что подобное положение позволяет монополисту диктовать свои условия с позиции силы.

Укрепляет власть монополиста  над рынком и полнота имеющейся  у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает  объем рынка, может оперативно и  с абсолютной точностью отслеживать  изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Понятно, что сочетание  всех этих обстоятельств создает  для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти  преимущества мгновенно улетучились  бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению  к потребителю к скрупулезному  учету потребностей и интересов  последнего.

Именно поэтому монополистическая  структура рынка там, где она  существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых  конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической  отрасли, являются: преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии); легальные барьеры (монопольное  владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права); нечестная конкуренция.

 

 

Рассмотрим подробнее  эти виды барьеров.

Как и на олигополистическом рынке, в монополизированной отрасли  эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии  существуют лишь там, где размеры  создают крупные преимущества в  издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры  правовые (легальные), причем нередко  именно они играют решающую роль.

Самым распространенным источником легальных барьеров являются права  собственности. Если в собственности  некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли  с особыми свойствами и т.п., это  автоматически создает предпосылки  для монополии. Важно лишь, чтобы  производимый с использованием названных  природных ресурсов продукт и  сам был уникальным и незаменимым.

В некоторых отраслях без  всяких ограничений действует правило: чем больше масштаб производства, тем ниже издержки. Это создает  предпосылки для укрепления в  такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние  рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем  для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические  особенности производства таковы, что  единственный производитель обслуживает  рынок более эффективно, чем это  способны сделать несколько конкурирующих  фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные  виды инфраструктуры.

Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или  прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог. Бессмысленно и дробить естественные монополии

Таким образом, разрушение естественных монополий недопустимо, но это не значит, что государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Положительные черты конкуренции  очевидны. При наличии конкуренции  на рынке производители постоянно  стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция  также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно  увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. е. производители  вынуждены постоянно бороться с  конкурентами за покупателей на рынке  сбыта путём расширения и улучшения  ассортимента высококачественных товаров  и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Тип рынка определяется следующими основными факторами: количеством фирм, характером выпускаемой продукции, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Добрынин А.И. Тарасевич Л.С. Экономическая теория : Учебник для вузов/А.И. Добрынин. Тарасевич Л.С. – СПб. : Изд. СПбГУЭФ; Питер,2006.

Информация о работе Понятие конкуренции, ее сущность и основные функции