Политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить проблему «Политика доходов».
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
 подобрать необходимую учебную литературу для изучения теории проблемы;
 изложить нормативно – законодательный материал по данной проблеме;
 описать и проанализировать фактический материал: статистические отчеты, практика деятельности на микро- или макроуровне;
 сформулировать выводы, обобщающие изложенный материал.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

1. Теоретические основы понятия «доход».......................................................5

1.1. Общее понятие..............................................................................5
1.2. Классификация доходов...............................................................5
1.2.1. Заработная плата................................................................6
1.2.2. Рента....................................................................................7
1.2.3.Процент................................................................................9
1.2.4. Прибыль.............................................................................11
1.3. Измерение благосостояния населения......................................13
1.4. Проблема неравенства распределения доходов.......................14
1.4.1. Определение неравенства................................................14
1.4.2. Причины неравенства распределения доходов.............18
1.4.3. Прожиточный минимум...................................................19
1.4.4. Уровень жизни..................................................................19
1.5. Социальная политика государства............................................20

2. Нормативно – правовая база политики доходов........................................24

2.1. Общий принцип распределения доходов в РФ........................24
2.2. Правовое регулирование движения доходов от факторов производства.......................................................................................24
2.2.1. Правовое регулирование заработной платы..................24
2.2.2. Правовые положения ренты............................................25
2.2.3. Правовые положения вида дохода – процента..............25
2.2.4. Правовое регулирование прибыли.................................26
2.3. Нормативно – законодательные акты в сфере социальной политики.............................................................................................27

3. Развитие политики доходов на современном этапе..................................28

3.1. Роль заработной платы в доходах населения...........................28
3.2. Социальные императивы продолжения экономического реформирования в России.................................................................29
3.3. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и в России.........................................31
3.4. Главная задача социальной политики
современной России..........................................................................33

Заключение........................................................................................................35

Список использованных источников..............................................................36

Файлы: 1 файл

Политика доходов.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

2.2.4. Правовое регулирование прибыли.

 

Прибыль – это доход от предпринимательской деятельности, которую регулирует Гражданский кодекс РФ:

«1.Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) 2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.» (ст.50 ГК РФ)

«Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.»(ст. 23ГК РФ)

С прибыли взимается налог согласно Налоговому кодексу РФ, в главе 25 «Налог на прибыль организаций» (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)   которого описывается, кто является налогоплательщиком данного налога (российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Р Ф); разъясняется, что объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком; здесь же поясняются другие положения по данному вопросу.

 

2.3. Нормативно-законодательные акты в сфере социальной политики.

 

Главным нормативным актом в этой сфере является Федеральный закон о государственной социальной помощи от 17 июля 1999 года ( N 178-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

адресного использования бюджетных средств;

усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;

создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;

снижения уровня социального неравенства;

повышения доходов населения.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

 

3. Развитие политики доходов на современном этапе.

 

3.1. Роль заработной платы в доходах населения.

 

Заработная плата – неотъемлемый атрибут любого рынка труда. Это справедливо и для советской эпохи, когда работник, несмотря на всевозможные административные барьеры, мог мигрировать с предприятия на предприятие,  из региона в регион в поисках большего дохода.  Это же справедливо и для нынешнего момента. Причем, несмотря на колоссальную разницу исторических эпох, доля оплаты труда в денежных доходах населения в 2007г. радикально не отличалась от предреформенного1990г. (Таблица 2) .(9, стр.126-127)             

Таблица 2. Структура денежных доходов (в процентах)

 

1990

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

     в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  доходы от
  предпринимательской
  деятельности

3,7

8,4

16,4

15,4

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

  оплата труда1)

76, 4

73,6

62,8

62,8

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

70,4

  социальные выплаты

14,7

14,3

13,1

13,8

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

10,9

  доходы от собственности

2,5

1,0

6,5

6,8

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

6,7

  другие доходы

2,7

2,7

1,2

1,2

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

 

1) С 1995 года включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

 

Важнейшая категория трудовых отношений - заработная плата, призванная (по определению) играть стимулирующую роль. Но для этого необходимо выдерживать хотя бы два параметра: достойный уровень заработной платы и своевременность ее выплаты. В нынешней российской практике ни то, ни другое не обеспечиваются, вследствие чего заработная плата, фактически утратив стимулирующую функцию, превратилась в некое «пособие по труду». ( 7, стр. 4)

Заработная плата и в целом доходы населения, как известно, формируют его платежеспособный спрос (7,стр.4).

 

3.2. Социальные императивы продолжения экономического реформирования в России.

 

В России до сих пор не изжит, к сожалению, стереотип: социальная сфера - сфера чисто затратная, отвлекающая ресурсы общества, что ограничивает возможности развития экономики. Да, последнее в конечном счете лежит в основе социального прогресса, но он не является пассивным результатом, а может и должен активно воздействовать на свою основу, выступать фактором экономического роста. Да, социальная сфера требует затрат, причем немалых, однако она не составляет в данном отношении исключения: производство тоже предполагает затраты, которые могут принести, а могут и не принести результата. Еще более важное обстоятельство состоит в специфике результата затрат в социальной сфере. Этот результат - человек: от того, какие доходы имеют граждане страны, зависят их возможности получать образование, повышать профессиональную квалификацию, сохранять здоровье, заводить и воспитывать детей. Именно человек с его способностями и устремлениями - главная движущая сила развития, в том числе экономического. ( 7, стр. 3)

Когда говорят об огромных потенциальных возможностях России, обычно в первую очередь называют ее несметные природные ресурсы. Однако не менее значимы высокий общий уровень образования россиян, высококвалифицированные кадры, сформированные в советский период. Но этот ресурс, если в него не вкладывать средства, исчерпывается несопоставимо быстрее, чем природные богатства. Между тем потери, понесенные в последнее десятилетие на данном направлении, особенно вели­ки: налицо массовое обнищание населения. И если в социальной сфере ситуация не будет кардинально изменена, наше преимущество в человеческом потенциале окажется полностью утраченным. ( 7, стр. 4)

Во-первых, - «экономика дешевого работника» ведет к тотальной деградации не только работника, но и самой экономики. Во-вторых, реформы в нашей стране идут за счет граждан и пора, наконец, признать, что подлинное реформирование призвано улучшать, а не ухудшать жизнь людей.          В-третьих, эффективность социальной политики следует оценивать по двум критериям: 1) меры обеспечения решения собственно социальных проблем (главное здесь - динамика уровня и качества жизни населения, которая в любом нормальном, тем более в «социальном», государстве должна быть положительной); 2) степени включенности социальной политики в механизм эко­номического роста. Ясно что проводящаяся в стране социальная политика по обоим названным критериям не может быть признана эффективной.(7, стр. 5)

Все это позволяет сделать вывод: экономический рост - не только экономическая, но и социальная проблема. Взгляд на социальную сферу как на затратную, отвлекающую ресурсы общества, глубоко ошибочен. ( 7, стр. 4)


3.3. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и в России.

 

Основным источником Внутренних инвестиций служат сбережения не богатейших слоев населения, а среднего класса. Это положение в полной мере относится к странам с переходной экономикой, что подтверждается составленными Н. Ивановым рядами. ( Таблица 3) (8, стр. 24-25)

             

 

Таблица 2. Дифференциация доходов населения, динамика капиталовложений и среднегодовой прирост душевого ВВП

 

Страны

коэффициент фондов (децельный)

Уровень капиталовложений 2007г. (2000 – 100%)

Среднегодовой прирост (%) душевого ВВП в 2000 – 2007гг.

Россия

20,3

20,8

-4,6

Чехия

5,2

118,5

1,0

Словакия

6,7

89,7

1,9

Польша

7,8

175,5

4,5

Венгрия

5,0

133,8

1,9

Словения

5,8

183,6

2,8

 

          

Некоторые из ответственных за проведение социальных реформ в России лиц не раз утверждали, что существует единая для «цивилизованных стран» социальная модель, в качестве коей выступает, разумеется, предлагаемая ими. Элементарно непредвзятое ознакомление с мировым опытом, однако, обнаруживает: даже в европейских странах развитой рыночной экономики, не говоря уж о США и Японии, нет единой социальной модели. Национальные модели в этих странах заметно разнятся. ( 7, стр. 6)

Разумеется, при всех национальных особенностях имеются общие подходы к построению социальных систем, равно как наблюдается и  общие тенденции в их эволюции. К числу существенных моментов единства относятся: 1) сочетание принципов солидарности и социального страхования; 2) трехуровневое построение системы социального обеспечения(базовый, дополнительный и специальный); 3) активная роль государства, которое создает правовую базу соцобеспечения и соцзащиты и выделяет на эти цели значительные госбюджетные средства; 4) «трипатризм», предполагающий совместную деятельность всех субъектов социального партнерства -государства, работодателей (предпринимательских ассоциаций) и работников (профсоюзов). (7, стр. 7)

Западноевропейские страны в настоящее время заняты реформированием своих социальных систем, считая при этом главными до­стижение финансовой стабильности последних, их демократизацию и усиление их воздействия на экономическое развитие. При этом ставка делается на эволюционный характер изменений и на недопустимость радикальной ломки действующих систем (так, в Италии любят говорить о «мягкой посадке»). Более строгими становятся условия выдачи социальных пособий, усиливается ориентация на уровень семейных доходов, но экономия достигается отнюдь не за счет общего уровня социального обеспечения. (7, стр. 7)

Идут также активные поиски путей усиления стимулирующей роли социально-трудовых отношений. Наблюдается прежде всего повсеместный переход от пассивной к активной политике занятости, главная цель которого - содействие достижению полной занятости для ускорения экономического роста, удовлетворения потребностей производства в рабочей силе и повышения уровня жизни населения. (7, стр. 7)

Из вышеизложенного следует: нам не нужна ориентация на какую-либо конкретную национальную систему соцобеспечения и соцзащиты; Россия, как и любая другая развитая страна может и должна иметь свою специфику при формировании такой системы. Задача состоит в том, чтобы, учитывая опыт каждой из стран и ориентируясь на общие основы и тенденции, формировать свою национальную модель социальной системы.

 

Информация о работе Политика доходов