Политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить проблему «Политика доходов».
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
 подобрать необходимую учебную литературу для изучения теории проблемы;
 изложить нормативно – законодательный материал по данной проблеме;
 описать и проанализировать фактический материал: статистические отчеты, практика деятельности на микро- или макроуровне;
 сформулировать выводы, обобщающие изложенный материал.

Оглавление

Введение...............................................................................................................3

1. Теоретические основы понятия «доход».......................................................5

1.1. Общее понятие..............................................................................5
1.2. Классификация доходов...............................................................5
1.2.1. Заработная плата................................................................6
1.2.2. Рента....................................................................................7
1.2.3.Процент................................................................................9
1.2.4. Прибыль.............................................................................11
1.3. Измерение благосостояния населения......................................13
1.4. Проблема неравенства распределения доходов.......................14
1.4.1. Определение неравенства................................................14
1.4.2. Причины неравенства распределения доходов.............18
1.4.3. Прожиточный минимум...................................................19
1.4.4. Уровень жизни..................................................................19
1.5. Социальная политика государства............................................20

2. Нормативно – правовая база политики доходов........................................24

2.1. Общий принцип распределения доходов в РФ........................24
2.2. Правовое регулирование движения доходов от факторов производства.......................................................................................24
2.2.1. Правовое регулирование заработной платы..................24
2.2.2. Правовые положения ренты............................................25
2.2.3. Правовые положения вида дохода – процента..............25
2.2.4. Правовое регулирование прибыли.................................26
2.3. Нормативно – законодательные акты в сфере социальной политики.............................................................................................27

3. Развитие политики доходов на современном этапе..................................28

3.1. Роль заработной платы в доходах населения...........................28
3.2. Социальные императивы продолжения экономического реформирования в России.................................................................29
3.3. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и в России.........................................31
3.4. Главная задача социальной политики
современной России..........................................................................33

Заключение........................................................................................................35

Список использованных источников..............................................................36

Файлы: 1 файл

Политика доходов.doc

— 299.50 Кб (Скачать)

 

              Источник: Госкомстат РФ (www. gks. ru)

 

 

 

1.4.2. Причины неравенства распределения доходов.

 

Но почему вообще существует неравенство в доходах? Ведь в демократических странах принято говорить о равенстве возможностей, которые должны обеспечиваться соответствующими институтами рыночной экономики. Различные экономисты называют множество причин и факторов этого неравенства. Отметим лишь самые важнейшие из них. (4, стр. 597)

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом. (4, стр. 597)

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных нами субъектов. (4, стр. 597)

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье. (4, стр. 597)

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют «трудоголиками». Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе. (4, стр. 597)

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов. (4, стр. 597)

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.(4, стр. 597)

 

1.4.3.Прожиточный минимум.

 

Рост дифференциации доходов объективно обусловливает возникновение проблемы бедности, порог которой, очевидно, определяется минимумом потребительских благ, необходимых для человека. При этом необходимо отличать биологический минимум от прожиточного. Первый характеризует принцип физического выживания, тогда как прожиточный минимум определяется социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества. (3, стр.679)

Для расчета прожиточного минимума берется так называемая потребительская корзина (набор благ самой первой необходимости), которая увеличивается вместе с улучшением социально-экономических условий существования населения.(3, стр.679-680)

Величина прожиточного минимума служит своего рода ориентиром при определении минимально допустимой заработной платы, пособий по безработице и других трансфертных платежей.(3, стр.680)   

 

1.4.4. Уровень жизни.

 

Для оценки благосостояния важен такой показатель, как уровень жизни. Он характеризует степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей населения. Уровень жизни определяется, с одной стороны, количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для удовлетворения потребностей населения, а с другой – степенью развития самих потребностей людей.(3, стр. 680)

Уровень жизни выражается с помощью системы количественных и качественных показателей. Они включают в себя общий объем потребляемых материальных благ и услуг или потребление основных продуктов питания на душу населения, реальные доходы населения, структуру потребления, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего дня, свободного времени и его структуру, уровень развития социальной сферы. .(3, стр. 681)

Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из четырех человек, из которых двое дети школьного возраста. Она представляет собой тот минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Отсюда и понятие прожиточного минимума, или того денежного дохода, который обеспечивает удовлетворение минимально допустимых потребностей.(3, стр. 681)

Рациональная потребительская корзина – это наиболее благоприятный набор благ и услуг и их структура, которые рассчитываются на научной основе. (3. стр. 681)

             

1.5. Социальная политика государства.

 

Под социальной политикой государства,  подразумеваются действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику вузком смысле слова. В широком смысле социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые «стартовые условия» для граждан страны.(4, стр. 584)

Под социальной защитой понимаются обязательства общества  по реализации социальных прав граждан, социальных групп и классов, закрепленных законодательными и нормативными актами. Это прежде всего решение задач занятости и обеспечения реального уровня прожиточного минимума, адресности социальной поддержки, достижения оптимального соотношения уровней жизни активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан.(3, стр.686)

Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.(4, стр. 601)

Налоговая политика использует механизм прогрессивного налогообложения в качестве источника формирования финансовых ресурсов для осуществления социальной поддержки малоoбeспеченных в социальном плане слоев населения. Однако нельзя допускать таких налоговых ставок, которые ослабят стимулы к получению высоких доходов, что снижает активность труда и капитала.(3, стр.686)

В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Так, если в виде налога часть дохода Иванова перейдет в виде пособия Петрову, то это снизит стимулы к труду у обоих. Иванов вправе спросить: «Зачем много работать, если значительную долю заработанного придется отдать в виде налога?». А Петров будет рассуждать по-своему: «Зачем много работать, если и так получаю пособие?»

Таким образом, существует опасность того, что экономические сти­мулы будут подорваны, производственная деятельность сократится и уменьшится объем распределяемого «национального пирога». Следова­тельно, сам способ распределения общественного богатства влияет на размер создаваемого совокупного продукта. Кроме того, существуют потери в ходе процесса перераспределения доходов. Американский экономист А. Оукен назвал эту проблему «дырявым ведром» социальной помощи. Утечки связаны с дорогостоящей, зачастую неповоротливой, бюрократической системой управленческого аппарата. Следовательно, часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых администраторов, консультантов и сотрудников различных налоговых и социальных служб. По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого ведра» такова: из 350 долларов, взятых у состоятельных граждан, 250 долларов теряются в процессе передачи бедным. Некоторые исследователи полагают, что эта цифра завышена, но даже если уменьшить ее наполовину, все равно она говорит об очень большой плате за равенство.(4,стр.603)

Часто происходит так, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.(4, стр.603)

Социальная политика в конечном счете направлена на гармонизацию социально-экономических отношений всех участников рыночной экономики в рамках концепции социального партнерства между трудящимися, управленческим аппаратом и собственниками капитала. Наиболее полно проявляется   с о ц и а л ь н о е   п а р т н е р с т в о    в рамках генеральных и отраслевых соглашений, заключаемых на трехсторонней основе: профессиональными союзами, союзами предпринимателей и промышленников и правительством. В соответствии с ними определяется, линия поведения лиц наемного трудам работодателей; за соблюдением которой следит государство, и в случае возникновения конфликтных ситуаций государственный аппарат исполнительной ветви власти Выступает в роли арбитра.(3 стр. 687)

                Формы социальной защиты.

Реализация социальной защиты населения осуществляется в двух формах: активной и пассивной.

Активная форма социальной защиты предполагает целый комплекс мероприятий по трансформации существующей совокупной рабочей силы в направлении соответствия ее состава происходящим структурным сдвигам в отдельных сферах общественного производства или экономики в целом. Речь идет о государственной финансовой поддержке системы подготовки и переподготовки кадров, а также создании, новых рабочих мест.

Пассивная форма социальной защиты сводится в основном к использованию механизма выплаты социальных трансфертов, оказанию социальной помощи, выплате пособий, выдаче дотаций.(3, стр.687)

 


2. Нормативно-правовая база политики доходов.

 

2.1. Общий принцип распределения доходов в России.

 

Общий принцип распределения доходов в РФ закреплен в Конституции (статья 7, пункт 1 и 2), к котором говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 

2.2. Правовое регулирование движения доходов от факторов производства.

 

2.2.1 Правовое регулирование заработной платы.

 

Главным документом в данной сфере является Трудовой Кодекс РФ, в статье 2 которого установлено: «Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда»

С 1 января 2009г. минимальный размер оплаты труда составляет 4330 руб. в месяц (ст. 1  Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ).

 

2.2.2. Правовые положения ренты.

 

Основные  положения ренты закреплены в Гражданском кодексе РФ (глава 33). В ней  описываются стороны договора ренты, их права и обязанности, форма договора ренты, ответственность за просрочку выплаты ренты.

 

2.2.3.  Правовые положения вида дохода – процента.

 

Как уже говорилось, главное выражение капитала – денежное, доход от  которого проценты. Фирмы, занимающиеся  обращением денежного капитала, называются банки и кредитные организации.  Их деятельность регулируется Гражданским кодексом РФ (гл. 42), федеральным законом о Центральном банке, Федеральный закон о банках и банковской деятельности и др.

В Гражданском кодексе РФ (гл. 42) описываются стороны договора займа (займодавец, заемщик), предмет договора сроки заключения и валюта займа. В этой же главе описывается кредитный договор, его стороны, предмет договора.

Непосредственно деятельностью коммерческих банков управляет Центральный Банк РФ, который в своей деятельности руководствуется Федеральным законом «О Центральном банке РФ» от 27 июня 2002 года. В нем говорится, что уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»  (2 декабря 1990 года N 395-1), Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Информация о работе Политика доходов