Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 12:49, контрольная работа
Между направлением изменений в ресурсах (активах) страны и его отражением в платежном балансе наблюдается определенное противоречие: увеличение активов обозначается знаком «минус», тогда как уменьшение активов – знаком «плюс». Но это объясняется тем, что в платежном балансе фиксируются не сами внешнеэкономические операции в своей натуральной субстанции, а их денежный результат – фактический или предполагаемый.
Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ.
По данным оценки ЦБ РФ платежный баланс РФ за январь-сентябрь 2009 г. выглядит следующим образом (Рис. 3):
январь-сентябрь 2009 г. (оценка) |
Справочно: | |||
январь-сентябрь |
январь-июнь |
январь-июнь | ||
Счет текущих операций |
32,1 |
93,9 |
17,1 |
64,3 |
Торговый баланс |
74,8 |
155,0 |
43,4 |
101,1 |
Экспорт |
206,3 |
373,6 |
125,7 |
236,8 |
сырая нефть |
69,4 |
133,4 |
40,7 |
85,7 |
нефтепродукты |
32,3 |
64,6 |
18,8 |
38,4 |
природный газ |
27,8 |
51,4 |
17,3 |
35,2 |
прочие |
76,9 |
124,2 |
48,9 |
77,5 |
Импорт |
-131,5 |
-218,6 |
-82,3 |
-135,7 |
Баланс услуг |
-14,2 |
-19,5 |
-8,4 |
-10,9 |
Экспорт |
31,0 |
38,5 |
19,0 |
23,7 |
Импорт |
-45,1 |
-58,0 |
-27,4 |
-34,6 |
Баланс оплаты труда |
-6,2 |
-11,2 |
-3,9 |
-6,7 |
Баланс инвестиционных доходов (проценты, дивиденды) |
-20,5 |
-28,5 |
-13,6 |
-18,5 |
Доходы к получению |
23,2 |
45,1 |
15,3 |
30,5 |
Доходы к выплате |
-43,7 |
-73,6 |
-28,9 |
-48,9 |
Федеральные органы управления |
-0,1 |
-0,4 |
0,2 |
-0,0 |
Доходы к получению |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
Доходы к выплате |
-1,3 |
-1,5 |
-0,8 |
-1,0 |
Субъекты Российской Федерации (доходы к выплате) |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
5,4 |
14,6 |
3,8 |
9,6 |
Доходы к получению |
5,4 |
14,6 |
3,8 |
9,6 |
Доходы к выплате |
-0,0 |
-0,1 |
-0,0 |
-0,0 |
Банки |
-3,6 |
-5,3 |
-2,9 |
-3,7 |
Доходы к получению |
5,7 |
5,4 |
3,9 |
3,2 |
Доходы к выплате |
-9,4 |
-10,7 |
-6,8 |
-6,9 |
Прочие секторы |
-22,1 |
-37,4 |
-14,7 |
-24,3 |
Доходы к получению |
11,0 |
23,9 |
6,6 |
16,7 |
Доходы к выплате |
-33,1 |
-61,3 |
-21,3 |
-40,9 |
Баланс текущих трансфертов |
-1,8 |
-1,9 |
-0,5 |
-0,8 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами |
-46,1 |
-0,1 |
-22,4 |
9,5 |
Счет операций с капиталом |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) |
-46,6 |
-0,4 |
-22,8 |
9,3 |
Обязательства ('+' – рост, '-' – снижение) |
14,3 |
135,8 |
-1,1 |
93,8 |
Федеральные органы управления |
-0,5 |
-5,4 |
0,5 |
-3,0 |
Портфельные инвестиции |
0,4 |
-4,1 |
1,2 |
-2,0 |
выпуск |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
погашение |
-2,2 |
-4,4 |
-1,1 |
-3,3 |
корпусов |
-0,9 |
-2,7 |
-0,4 |
-2,4 |
купонов |
-1,3 |
-1,7 |
-0,7 |
-0,9 |
реинвестирование доходов |
1,1 |
1,2 |
0,7 |
0,8 |
вторичный рынок |
1,6 |
-1,0 |
1,6 |
0,5 |
Ссуды и займы |
-0,9 |
-1,2 |
-0,7 |
-0,9 |
Просроченная задолженность |
0,0 |
-0,1 |
0,0 |
-0,1 |
Прочие обязательства |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
-0,0 |
Субъекты Российской Федерации |
0,2 |
0,0 |
0,2 |
-0,1 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
13,1 |
1,4 |
7,8 |
-5,0 |
Банки |
-33,3 |
36,8 |
-28,3 |
26,7 |
Прочие секторы |
34,7 |
103,1 |
18,7 |
75,3 |
Прямые инвестиции |
30,1 |
53,7 |
16,2 |
39,4 |
Портфельные инвестиции |
3,7 |
-1,4 |
1,9 |
4,8 |
Ссуды и займы |
1,0 |
50,9 |
0,6 |
31,3 |
Прочие обязательства |
0,1 |
-0,2 |
0,1 |
-0,2 |
Активы, кроме резервных ('+' – снижение, '-' – рост) |
-60,9 |
-136,2 |
-21,8 |
-84,5 |
Органы государственного управления |
-2,5 |
-1,8 |
-2,4 |
-1,9 |
Ссуды и займы |
-1,0 |
0,2 |
-1,0 |
0,2 |
Просроченная задолженность |
-1,1 |
-1,0 |
-1,0 |
-1,0 |
Прочие активы |
-0,4 |
-1,0 |
-0,4 |
-1,2 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
0,0 |
-0,0 |
0,1 |
-0,1 |
Банки |
-7,8 |
-38,2 |
15,7 |
-14,5 |
Прочие секторы |
-50,6 |
-96,3 |
-35,1 |
-68,0 |
Прямые и портфельные инвестиции |
-37,5 |
-43,7 |
-26,1 |
-32,3 |
Наличная иностранная валюта |
-0,6 |
1,9 |
-1,1 |
1,0 |
Торговые кредиты и авансы |
3,5 |
0,5 |
3,5 |
-0,3 |
Задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений |
-2,6 |
-0,3 |
-2,6 |
-0,6 |
Своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами |
-15,9 |
-31,5 |
-10,3 |
-21,4 |
Прочие активы |
2,5 |
-23,2 |
1,4 |
-14,2 |
Чистые ошибки и пропуски |
-7,9 |
-8,1 |
-4,4 |
-3,1 |
Изменение валютных резервов ('+' – снижение, '-' – рост) |
21,8 |
-85,7 |
9,7 |
-70,7 |
Рис. 3. Оценка платежного баланса РФ по данным ЦБ за январь-сентябрь 2009 г. (млрд. долл. США)
Сильные колебания сальдо по текущим операциям (в ту или другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает, «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому, когда речь идет о равновесии платежного баланса, то в центре внимания оказывается прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.
Государство регулирует платежный баланс страны. Существует несколько методов государственного воздействия:
Запрет или ограничения
на перевод за рубеж доходов по
иностранным инвестициям и
Нацелена на решение внутриэкономических задач, но в качестве побочного эффекта улучшается и состояние платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия – снижение объема производства, инвестиций и доходов – ведут к сокращению импорта и росту резервных мощностей для наращивания экспорта. Дефляция уменьшает экспорт и увеличивает импорт, т. к. при дефляции повышается обменный курс национальной валюты, что увеличивает возможности импортеров.
Они помогают государству регулировать равновесие платежного баланса. Различают кратко-, средне- и долгосрочное воздействие изменений в обменном курсе на платежный баланс. Часто в первые месяцы после сильного падения курса национальной валюты торговый баланс не меняется и даже может происходить его ухудшение. Спустя некоторое время ситуация с торговым балансом обычно меняется: экспорт возрастает, а импорт сокращается.
Направленно на регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса – с другой.
Это политика государства, банков, направленная на регулирование структуры валютных резервов путем включения в их состав разных валют с целью обеспечить международные расчеты, проведение валютной интервенции и защиту от валютных потерь. Эта политика обычно осуществляется путем продажи нестабильных валют и покупки более устойчивых.
Валютный курс как прямо, так и косвенно влияет на стабильность экономики и макроэкономическое равновесие. Манипулирование валютным курсом может оказать существенное влияние на внешнеторговые операции в стране. Так, например, заниженный курс национальной валюты выгоден экспортерам, а завышенный курс удешевляет импорт.
Таким образом государство вырабатывает разнообразные способы воздействия на определенные статьи платежного баланса и на его состояние в целом.
Мировой опыт регулирования платежного баланса свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего равновесия национальной экономики. Это усиливает две тенденции – партнерство и разногласия – во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.
Задача
Определите сальдо платежного баланса по счету «Движение капитала», если:
Решение
Приход = 57+6=63 млрд $
Расход =83+7=90 млрд $
Сальдо = 63–90= -27 млрд $
Ответ: сальдо = – 27 млрд $
Список литературы
2