Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:18, доклад
1) Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
4. Планирование и мотивация деятельности
4.2. Планирование деятельности предприятия
4.2.1. Общая характеристика планирования
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения.
Основные принципы планирования:
1) Принцип обоснованности
целей и задач предприятия.
При этом выделяют цели:
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие
эффективность производства;
- производственно-
- научно-технические, обеспечивающие
научно-технический прогресс;
- социальные, обеспечивающие удовлетворение
социально-бытовых и культурных потребностей
работников предприятия;
- экологические, обеспечивающие изготовление
экологически чистой продукции без негативного
воздействия на окружающую среду.
2) Принцип системности.
Он означает, что планирование
представляет целую систему
3) Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов;
4) Принцип непрерывности.
Означает параллельное
5) Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием;
6) Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
Виды планирования.
В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование.
Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях.
Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план.
Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д.
В планировании
используются следующие основные методы:
- нормативный - на основе прогрессивных
норм использования ресурсов;
- балансовый - целенаправленное согласование
направлений использования ресурсов с
источниками их образования (поступления)
по всей системе взаимосвязанных материальных,
финансовых и трудовых балансов;
- экстраполяции - выявленные в прошлом
тенденции развития предприятия распространяются
на будущий период;
- интерполяции - предприятие устанавливает
цель в будущем и, исходя из нее, определяет
промежуточные плановые показатели;
- факторный - на основе расчетов влияния
важнейших факторов на изменение плановых
показателей;
- матричный - путем построения моделей
взаимосвязей между производственными
подразделениями и показателями;
- экономико-математического моделирования
с применением ЭВМ и другие.
4.2.2. Стратегия развития предприятия
Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление основных направлений его эффективного функционирования на основании максимальной реализации существующего научно-технического потенциала во взаимосвязи с внутрипроизводственными резервами и внешней окружающей средой.
Основными задачами
формирования стратегии предприятия
являются:
- выбор эффективных направлений хозяйственной
деятельности, которые необходимо развивать;
- определение размера капитальных вложений
и других ресурсов, необходимых для осуществления
выбранных направлений хозяйственной
деятельности;
- оценка результатов отдачи.
Стратегический
план предприятия составляется в такой
последовательности:
1. Анализ деловой окружающей внешней и
внутренней среды.
2. Определение хозяйственной политики
предприятия.
3. Формулировка базовой стратегии и выбор
стратегической альтернативы.
4. Формулировка функциональных стратегий:
маркетинга, НИОКР, производства, организационных
изменений, а также финансовая, социальная
и экологическая стратегия.
Стратегический
план предприятия состоит из следующих
разделов:
1) Цели и направления деятельности;
2) Текущие и долгосрочные задачи;
3) Базовая стратегия;
4) Функциональные стратегии;
5) Описание наиболее важных программ;
6) Описание внешних операций;
7) Объем капитальных вложений и распределение
ресурсов;
8) Формулировка резервных стратегий.
При составлении стратегического плана используется следующая информация: объем годовых продаж по группам товаров; годовая прибыль и убытки по структурным подразделениям; годовой объем экспорта и его удельный вес к общему объему продаж; доля рынка; объем ежегодных капитальных вложений; баланс на конец последнего года плана; финансовый план.
Стратегия предприятия разрабатывается на различные периоды времени в зависимости от степени предсказуемости будущего, продолжительности периода внедрения идеи, отраслевой принадлежности предприятия и уровня технической оснащенности (от 3 до 10 лет).
Существуют следующие
разновидности базовых
- стратегия роста, обосновывающая намерения
предприятия увеличивать объем производства,
продаж, капитальных вложений и т.п.;
- стратегия стабилизации - это план деятельности
предприятия в условиях нестабильности
объемов продаж и доходов;
- стратегия выживания - это оборонительная
стратегия, применяемая в условиях глубокого
кризиса деятельности предприятия.
Одной из важнейших составных частей стратегии предприятия является планирование риска. Сущность этого плана заключается в достижении высокого уровня противодействия возмущениям внешней среды и уменьшение потерь от этих возмущений.
Методы выбора
стратегии:
- метод PIMS - моделирование влияния стратегических
факторов на показатели эффективности
предприятия (рентабельность, прибыль);
- метод кривых освоения - строится на зависимости
размеров затрат на производство от его
объема;
- метод жизненного цикла товара, т.е. для
каждой стадии (освоение, рост, зрелость,
спад) определяются приоритетные стратегические
направления и действия;
- метод Бостонской консультативной группы
(матричный). Показателями, формирующими
оценочную матрицу, являются темп роста
производства и контролируемая данным
предприятием доля рынка;
- метод "мак-кинси" (матричный), основными
оценочными показателями служат конкурентная
позиция предприятия (слабая, средняя,
сильная) и привлекательность рынка (аналогичные
три оценки).
4.2.3. Содержание средне и краткосрочных планов
Планы предприятия
включают следующие основные разделы:
- маркетинговая программа: планы маркетинга
для основных видов продукции (услуг) и
в целом по всей продукции;
- производственная программа: задания
по производству отдельных видов продукции
в натуральном и стоимостном выражении
(в показателях валовой, товарной и реализуемой
продукции) с учетом повышения качества;
- план развития науки и техники: мероприятия
по созданию и освоению новых изделий,
внедрению новой техники и технологии;
- план по труду и кадрам: рост производительности
труда, численность персонала по категориям,
фонд оплаты труда, средняя заработная
плата работников, балансовый расчет дополнительной
потребности в рабочих и служащих и источников
ее обеспечения;
- план капитального строительства: объемы
капитальных вложений, строительных и
строительно-монтажных работ, технического
перевооружения предприятия, ввод в действие
основных фондов и производственных мощностей;
- план материально-технического обеспечения:
определение потребности производства
в материально-технических ресурсах и
источников их удовлетворения с расчетами
по снижению удельных расходов сырья,
материалов, топлива, энергии;
- план по издержкам производства, прибыли
и рентабельности: себестоимость основных
видов продукции, валовой товарной и реализованной
продукции; смета затрат на производство;
прибыль и рентабельность по видам деятельности
и в целом по предприятию;
- финансовый план: потребность в собственных
оборотных средствах и задание по ускорению
их оборачиваемости; баланс доходов и
расходов; взаимоотношения с бюджетом,
кредитные отношения;
- план социального развития коллектива:
мероприятия по улучшению условий труда,
отдыха и быта работников предприятия;
- план мероприятий по охране природы и
рациональному использованию природных
ресурсов включает такие направления:
охрана и рациональное использование
водных ресурсов; охрана воздушного бассейна;
охрана и рациональное использование
минеральных ресурсов.
Показатели, применяемые
в планирования и, подразделяются:
- по экономическому содержанию - на натуральные,
трудовые и стоимостные;
- по экономическому назначению - на количественные
и качественные (производительность труда,
фондоотдача, материалоемкость);
- по способу характеристики предмета
- абсолютные (прибыль) и относительные
(рентабельность).
Оперативное планирование
Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего плана предприятия и доведение заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;
2) Диспетчеризацию,
обеспечивающую:
- сплошной контроль за ходом производственного
процесса и оперативное устранение неполадок
и сбоев в работе на каждом рабочем месте;
- организацию доставки на рабочие места
сырья, материалов, заготовок, инструмента;
вывоз готовой продукции, отходов производства;
контроль исправности оборудования; подачу
энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию
контроля качества.
Различают:
- межцеховое оперативное планирование - обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
- внутрицеховое
оперативное планирование - осуществляющее
распределение работ по
4.2.4. Бизнес-план предприятия
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности.
Бизнес-план является
основой бизнес-предложения
Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы, но можно предложить следующий макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.