Перспективы развития системы социальной защиты населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.
Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.
Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5
1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8
2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13
2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13
2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………....18
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения в России ……………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………….………..….30
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ГРЭ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Татьяна Голикова также отметила, что в 2010-2011 годах будет продолжена реализация региональных программ занятости населения, из бюджета на поддержку рынка труда в 2010 году будет направлено в общей сложности более 125 млрд. рублей.

     С 2010 года механизм проведения детской  оздоровительной кампании будет  изменен. Если до 2010 года средства на эти  цели выделялись из нескольких источников, включая бюджет Фонда социального страхования РФ, федеральный и региональные бюджеты, средства предприятий, спонсоров, профсоюзных организаций, причем около 50% расходов покрывались Фондом социального страхования, то с 1 января 2010 года устанавливаются новые подходы к определению в рамках обязательного социального страхования соответствующих страховых случаев.

     Оплата  путевок на оздоровление и отдых  детей не является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Полномочия по обеспечению детского отдыха и оздоровления передаются на уровень субъектов федерации.

     По  словам Министра Татьяны Голиковой, ожидается, что новый порядок  повысит адресность проведения оздоровительных  мероприятий, поднимет качество отдыха и позволит расширить уже в 2010 году контингент детей, которые поедут на отдых. Так, например, она подчеркнула, что оздоровительной кампанией будут охвачены дети из семей военнослужащих, в то время как раньше путевки по линии социального страхования для них не оплачивались.

     Татьяна Голикова также заявила, что средства на оздоровительную кампанию детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации, направляемые из федерального бюджета в регионы, будут в 2010 году увеличены в 3,1 раза (до 4,1 млрд. рублей). [16,c.36]

     Одновременно  в следующем году предусматривается увеличение налоговых источников, закрепленных за субъектами федерации. Тем регионам, у которых в 2010 году дополнительные доходы от индексации ставок отдельных видов налогов и государственных пошлин не покроют расходы, возникшие в связи с отменой софинансирования из федерального бюджета части обязательств субъектов Российской Федерации, Минфином России в этом году будет оказана финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ и бюджетных кредитов в общей сумме 30 млрд. рублей. В рамках этой помощи также возможно осуществлять мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей.

     Татьяна Голикова сообщила, что Минздравсоцразвития  России обобщена информация, поступающая из регионов, о том как идет подготовка на местах к переходу на новый порядок организации и финансирования детского отдыха. По ее словам, в 50 регионах уже определены уполномоченные организации, которые будут отвечать за проведение детского отдыха. Это, как правило, исполнительные органы системы образования, социальной защиты и по работе с молодежью.

     «Мы нацеливаем регионы на то, чтобы  они в кратчайшие сроки завершили  подготовку соответствующей нормативной  базы, предусмотрели денежные средства на уровне не ниже объемов, выделенных конкретному региону на детский отдых в 2009 году», - отметила Татьяна Голикова. Органы исполнительной власти на местах должны проработать механизм финансирования оплаты путевок с учетом возможного софинансирования работодателями, благотворительными организациями, иными спонсорами, установить нормативы оплаты стоимости путевок в детские санатории, оздоровительные и загородные лагеря.

     «Оздоровительная  кампания детей в 2010 году в значительной степени зависит от проведения регионами мероприятий по ее организации, от степени участия в этих мероприятиях работодателей и профсоюзных организаций», - считает Министр.

     В ходе совещания состоялись включения  регионов, которые отчитались о том, что гарантированно обеспечат расходы на оздоровительную кампанию, не снижая планки 2009 года.

     Россияне  в 2010 года в зависимости от размера  уплачиваемых страховых взносов  получат возможность увеличить  размер выплат по беременности, родам  и уходу за ребенком, заявила глава  Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова. "При переходе на новые принципы максимальные суммы выплат (по уходу за ребенком) в зависимости от того, сколько человек уплатил, будут составлять 13 тыс. 833 рубля", - сказала она на заседании Президиума Правительства РФ. [16,c. 37]

     Министр напомнила, что с 1 января 2010 года в  России состоится переход от единого  социального налога к страховым  взносам. Таким образом, выплаты  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а также ежемесячное  пособие по уходу за ребенком будут выплачиваться в зависимости от размера страховых взносов каждого человека.

     "Что  касается пособий по беременности  родам, то сегодня максимальный  размер ограничивается суммой 25 тыс. 390 рублей, а со следующего  года максимальный размер будет составлять 34 тыс. 583 рубля", - сказала Татьяна Голикова.

     Она напомнила, что в 2009 году максимальный размер ежемесячного пособия по уходу  за ребенком составляет 7 тыс. 492 рубля.

     Министр добавила, что также повысятся  и выплаты по листам временной  нетрудоспособности. [16,c.38]

     Вывод: основные направления решения проблем социальной защиты в современной России – это улучшение условий оказания социальных мероприятий и увеличение различных социальных выплат. Это позволит в 2010 году в некоторой степени реформировать мероприятия социальной защиты населения и послужит основой для дальнейших преобразований. 
 

                                                       Заключение 

     Социальная  защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства  и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

     В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

     1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

     2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

     В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы  социальной защиты:

  1. государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  2. частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

     Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

     Основные  формы социальной защиты:

  1. законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
  2. регулирование доходов и расходов населения;
  3. социальное страхование;
  4. социальное вспомоществование;
  5. социальные услуги;
  6. целевые социальные программы.

     Модернизация  политики льгот требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.

     Происходящие  в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений  в социальной сфере, в том числе  создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человек 

                                       Список литературы 

  1. Администрирование в социальной работе: учеб. пособие/ И. С. Трапезникова; КемГУ.- Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2008.- 48с.
  2. Корпоративная социальная ответственность/ Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров.- 2-е изд.- М. : Дашков и К, 2008.- 216с.
  3. Профессионализм в социальной работе: учеб. пособие/ Е. И. Холостова.- 2-е изд.- М. : Дашков и К, 2008.- 236с
  4. Профессионально-этические основы социальной работы: учеб. для вузов/ Г. П. Медведева.- М. : Академия, 2007.- 272с
  5. Социальная политика и социальная безопасность: конституционно-правовые аспекты взаимодействия и реализации/ С. А. Глотов; РГСУ, Центр прав человека и ювенальной юстиции.- М. : [Инженер], 2007.- 430с.
  6. Социальная политика и социальная работа: учеб. пособие/ Е. И. Холостова.- 2-е изд.- М. : Дашков и К, 2008.- 216с.
  7. Социальная работа с молодежью: учеб. для вузов/ С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова.- М. : Гардарики, 2006.- 204с
  8. Социальное развитие предприятий: учеб. пособие/ под общ. ред. Н. А. Волгина и А. Н. Аверина.- М. : КНОРУС, 2006.- 544с.
  9. Социология. Основы модернизации социального знания: учебник/ С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. А. Гусова.- М. : Гардарики, 2006.- 235с
  10. Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее: учеб. пособие/ А. М. Лушников, М. В. Лушникова, Т. Ю. Барышникова; ЯрГУ.- Ярославль : ЯрГУ, 2008.- 288с
  11. Гражданско-правовое регулирование отношений с участием лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации / А. В. Барков // Журнал российского права.-2008. - N 4.-С. 64-69.
  12. Конституционно-правовое содержание понятия "социальная защита населения" / Лепихов, М.И. // Закон и право.-2005. - N 11.-С. 13 - 14.
  13. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России / В. Д. Роик // Финансы: Ежемес. теорет. и науч.-практ. журн.-2005. - N7.-С. 40-46.
  14. Монетизация льгот: региональный опыт / С.П. Сазонов // Финансы: Ежемес. теорет. и науч.-практ. журн.-2005. - N4.-С. 7-10.
  15. О полномочиях государственных органов и органов местного самоуправления в области социальной защиты населения / А. В. Чекрыжов // Закон и право.-2007. - N 10.-С. 62 - 63.
  16. Предлагаемые реформы и мероприятия [системы социальной защиты] // Общество и экономика.- 2009. - N4.-С. 105-123.
  17. Социальная поддержка и социальное обслуживание / О. И. Леховицер // Социальная работа: науч.-попул. журн.-2008. - N 4.-С. 3-5.
  18. Социальная политика и население / С. Кадомцева  //  Экономист.-2006. - N7.-С. 48-58.
  19. Экономический анализ уровня благосостояния населения региона / Г. Г. Аралбаева // Региональная экономика: теория и практика.-2008. - N10.-С. 41-48.

Информация о работе Перспективы развития системы социальной защиты населения в России