Перспективы развития системы социальной защиты населения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.
Объект изучения – проблемы социальной защиты в России.
Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы их решения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………….….. 3
1. Теоретические основы социальной защиты населения……….. 5
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения………….5
1.2. Методы социальной защиты населения…………………………8
2. Анализ практики социальной защиты в России………………..13
2.1. Система социальной защиты населения России………..……..13
2.2. Проблемы социальной защиты в России……………………....18
3. Перспективы развития системы социальной защиты
населения в России ……………………………………………………..25
Заключение ………………………………………………….………..….30
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ГРЭ.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 

     Введение  …………………………………………………………….….. 3 

     1. Теоретические основы  социальной защиты  населения……….. 5

     1.1. Понятие и сущность  социальной защиты  населения………….5

     1.2. Методы социальной  защиты населения…………………………8 

     2. Анализ практики  социальной защиты в России………………..13

     2.1. Система социальной  защиты населения  России………..……..13

     2.2. Проблемы социальной  защиты в России……………………....18 

     3. Перспективы развития  системы социальной  защиты

     населения в России ……………………………………………………..25 

     Заключение ………………………………………………….………..….30 

     Список  литературы……………………………………………………...32

     Введение 

     Социальная  защита и социальное обеспечение  в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений  собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.

     Это также и сфера преломления  таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества.

     Целевое предназначение социального обеспечения  состоит, прежде всего, в том, что  оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств  к существованию престарелых  и нетрудоспособных.

     К конститутивными признакам социального  обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

     Объективные основания социального обеспечения  при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты.

     Именно  они предопределяют потребность  определенного числа людей в  получении от общества источника  средств к существованию в  обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

     Социальная  защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Все вышесказанное обуславливает значимость выбранной темы курсовой работы.

     Цель курсовой работы – изучить проблемы социальной защиты в России.

     Объект  изучения – проблемы социальной защиты в России.

     Предмет – теоретические основы и особенности, современное состояние, проблемы социальной защиты в России и перспективы  их решения.

     Задачи курсовой работы:

     1. рассмотреть понятие и сущность  социальной защиты;

     2. изучить возможные меры социальной  защиты;

     3. проанализировать практику социальной  защиты в России;

     4. выявить существующие проблемы  в российской системе социальной  защиты;

     5. разобрать перспективы решения существующих проблем в системе социальной защиты России.

     Для написания курсовой работы были использованы труды таких экономистов как  И. С. Трапезникова, Н. А. Кричевский, С. Ф. Гончаров, Е. И. Холостова, Г. П. Медведева  и других. 

                     1. Теоретические основы социальной защиты населения 

     1.1. Понятие и сущность  социальной защиты  населения 

     Социальная  защита – политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. [1,c.201]

     В мире сложилось в основном две  модели социальной защиты:

     1) социал-демократической ориентации  с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

     2) неолиберальная – с меньшей  степенью государственного вмешательства  в социально-экономические процессы.

     В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

  • государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);
  • частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

     Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты. [1,c.204]

     Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

     Основные  формы социальной защиты:

  • законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ,
  • регулирование доходов и расходов населения;
  • социальное страхование;
  • социальное вспомоществование;
  • социальные услуги;
  • целевые социальные программы.

     Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

  • поощрительности, – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов;
  • заявительности, – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  • патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения. [3,c.153]

     Политически ангажированная поощрительность, в  совокупности с патернализмом, привела  к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии.

     В настоящее время свыше 70% россиян  имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

  • доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
  • реформирования пенсионной системы;
  • упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
  • соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;
  • создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
  • воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

     Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой. [3,c.157]  

     1.2. Методы социальной  защиты населения 

     Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы.

     В настоящее время социальная работа рассматривается как:

     1) вид профессиональной деятельности, основанный на предметноинтегрированных, междисциплинарных приемах формирования, поддержания, реабилитации устойчивой социальной интеграции или реинтеграции отдельной личности и групп;

     2) комплексная социальная технология  осуществления социальной защиты  населения, социального управления, социальной политики в отношении социально уязвимых групп населения. [4,c.46]

     Социальная  работа базируется на социально-психологических, виталистических и социально-педагогических аспектах концепции поддержки жизненных сил человека.

     Принципы  социальной работы:

  • методологические – гносеологического подхода, детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода;
  • организационные – планомерности, преемственности и последовательности в работе с индивидуумом, группой;
  • взаимодействия всех социальных институтов;
  • контроля исполнения;
  • содержательные – объективности, системности, максимизации минимума, толерантности, уважения прав и интересов личности, гуманизации технологий.

     Функции социальной работы:

  • нравственно-гуманистические, информационно-коммуникативные, аналитико-прогнозные, организационно-методические, социально-управленческие;
  • медиаторские, социально-фасититаторные, рекламно-пропагандистские, регуляционно-профилактические, аффективно-коммуникативные, социоинтегративные.

     Основные  направления социальной работы:

  • Социальный надзор (контроль) и профилактика – форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора – законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  • Социальная реабилитация – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации – восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).
  • Социальная интеграция – процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.
  • Социальная реинтеграция – процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Информация о работе Перспективы развития системы социальной защиты населения в России