Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюция в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Историческая важность и актуальность переходной периода экономики для нашей страны не вызывает сомнений. Можно выделить несколько основных целей:
Рассмотреть основное понятие, особенности и виды переходной экономики.
Рассмотреть особенности переходной экономики России, ее степень влияния на развитие страны.
Выявить основные проблемы переходной экономики.

Оглавление

Введение................................................................................................5
Понятие, особенности и модели переходной экономики…………………………………………………………..........6
1.1. Понятие и особенности переходной экономики………………….6
1.2. Структура переходной экономики………………………………...8
1.3. Модели переходной экономики…………………………………..10
1.4. Типы переходной экономики……………………………………..12
Особенности перехода к рыночным отношениям в России……........15
2.1. Две волны переходного состояния………………………………..15
2.2. Переходный период в России………………………………….....16
Проблемы переходной экономики…………………………………….28
Заключение………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюция в современной России.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

   4. Модель “шоковой терапии”. Это наиболее “жесткий” вариант трансформации. Ее типичными чертами являются: стремление к одномоментному и административному разрушению прежней системы бюрократического централизованного планирования и “внедрению” рынка; ускоренная радикальная передача государственной собственности в руки частных лиц, обладающих достаточными капиталами и или административной власти; ориентация на достижение “точки невозврата” как самоцели, за реализацию которой общество неизбежно должно заплатить высокую экономическую и социальную цену. Именно эта модель, по моему мнению, в данный момент осуществляется в России.

1.4. Типы переходной экономики.

   Истории известны различные типы переходной экономики, которые различаются по масштабу и характеру процессов.

   1. Локальная переходная экономика характеризует переходное состояние в каком- либо регионе или отдельной стране. В основе ее лежит особенность развития каждой экономики под воздействием известных факторов, вытекающая отсюда неравномерность развития разных регионов и стран. Так переход от отношений личной зависимости к рыночным отношениям, к примеру, даже в странах Западной Европы происходил в разное время в каждой стране по-своему, приводя в итоге к образованию неодинаковых форм (моделей) рыночной экономики в Англии, Франции, Германии и др. В локальной переходной экономике как бы воплощается единство общего и особенного в переходных процессах.

     2. Другой тип переходной экономики по масштабам - глобальная, характеризующая единый процесс изменений или в масштабах всего мирового хозяйства, или в рамках цивилизации (восточной или западной). Конечно, на развитие глобальных переходных процессов определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. Однако возникнув, они начинают оказывать активное обратное воздействие на процессы в регионах и странных, независимо от уровня, на котором последние находятся. Глобальные процессы развиваются и под действием самостоятельных (глобальных) факторов, в частности, углубления общественного разделения труда, ведущего к интернализации обмена и производства. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества.

   По  характеру переходных процессов можно выделить также два типа переходной экономики.

   3. Первый тип выражает естественный ход исторической эволюции и условно может быть определен как естественно-эволюционный тип. Естественно-эволюционный тип особенно характерен для глобальных переходных процессов, однако, и локальные переходные экономики в основе своей также имеют результаты, достигнутые в ходе объективного процесса эволюции. Поэтому данный тип переходной экономики является основным. Именно он лежит в основе переходов от одной ступени к другой в рамках общественного прогресса в ходе исторической эволюции. Он является основным и потому, что составляет базу другого типа переходной экономики.

   4. Суть другого типа (по характеру процессов) переходной экономики состоит в известном регулировании ее процессов в определенном направлении на основе сознательно разработанных программ реформирования общественной жизни. Поэтому условно этот тип можно было бы назвать реформаторско-эволюционным. Конечно, и при этом типе невозможно “обойти” действие объективных факторов прогресса, игнорировать закономерности общего хода эволюции. Но эволюцию можно ускорить путем соответствующего воздействия на переходные процессы. Воздействие это и осуществляется той или другой программой реформ.

   Теперь можно перейти от теории к практике и рассмотреть как проходят переходные процессы в России.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности перехода к рыночным отношениям в   России.

2.1. Две волны переходного состояния.

       Постановка вопроса о современной переходной экономике России означает, что подобное состояние ей было свойственно и раньше. Действительно при всех особенностях в прошлом традиционной российской экономики и для нее наступил период постепенного перерастания в рыночную капиталистическую экономику. Как отмечалось, на ускорение этого переходного процесса была направлена реформа 1861 г., столыпинская реформа. Этому же должна была способствовать февральская революция 1917 года. Однако с октября 1917 г. началась новая, специфическая полоса развития российского общества. Специфика этой новой  полосы состояла в том, что, во-первых, сменился тип переходной экономики: с естественно-эволюционного на реформаторско-эволюционный, связанный с развитием по особой программе с определенной целевой направленностью; во-вторых, это программа переходных процессов и ее конечная цель была взята из теоретической (марксистской) концепции;  в-третьих, в рамках этой  новой полосы, как показала история, образовались две волны, имеющие общую природу, но далеко неодинаковое содержание.

   Первая  волна, начавшаяся с октября  1917 г., прерывает буржуазно-демократическое развитие страны, путь к утверждению развитой рыночной экономики; большевики, пришедшие к власти, намечают курс на переход к особой, не существовавшей ранее в мире системе плановой экономики, по существу исключающей товарно-денежные отношения, рыночный механизм функционирования. Примерно семидесятилетний последующий период    целенаправленного создания этого нового типа — плановой экономики, действительно привел в итоге к формированию специфической, никогда не существовавшей системы. Причем примеру России под ее воздействием последовал еще ряд стран Европы и Азии. Однако оригинальность новой  системы проявилась  не только  в  ее существенном отличии от рыночной системы, но и в том, что в итоге она обнаружила свою меньшую эффективность по всем  экономическим и социальным  параметрам,  оказалась неспособной обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества.

   Вторая  волна была вызвана указанным  обстоятельством, заставившим большинство стран плановой экономики отказаться от «построенной» в обществе экономической системы и искать пути к другой, более эффективной. Причем, обязательным компонентом этой другой системы рассматривается обязательное использование рыночного механизма как доказавшего свою эффективность. Поэтому по своим внешним признакам  вторая  волна переходных процессов выступает как переход от плановой к рыночной экономике. Под современной переходной российской экономикой и понимается ее состояние, связанное со второй волной и начавшееся практически с конца 80-х гг.  Современная переходная экономика России в таком понимании характерна, во-первых, тем, что это есть также переходная экономика реформаторско-эволюционного типа, в функционировании которой важную роль играют целенаправленные программы;  во-вторых, тем, что данная целенаправленность до настоящего времени остается достаточно не ясной.

   2.2. Переходный период в России.

   Перед российской экономикой встал вопрос выбора: с одной стороны невозможность существовать “по-старому”, с другой - неопределенное будущее. В это время появляется множество альтернатив экономического развития страны. Объявленный М. С. Горбачевым переход к конфедеративному принципу формирования Союза привел к тому, что рамки союзного законодательства сузились до пределов устанавливаемых самими республикам. Законы, принимаемые в ВС СССР, стали носить общий характер. Их детализация - дело республик. В июле завершили работу два очень важных законодательных собрания. Первое - сессия ВС РСФСР приняла декларацию о независимости России утвердившую приоритет республиканских законов над союзными. Судя по экономической программе, с которой выступил Б. Ельцин, Россия собиралась проводить более последовательную и либеральную экономическую политику.

   В тот политически очень сложный год было разработано две программы. На фоне не прекращающейся борьбы за власть между правительством РСФСР и союзным правительством появилась программа впоследствии получившая название «500 дней». Эта программа была разработана несколькими прогрессивными или как тогда говорили «прозападно» настроенными экономистами, ратовавшими за скорейшее вхождение СССР в рыночную экономику и как следствие интеграцию ее в общемировое хозяйство. Правительство СССР выдвинуло конкурирующую программу. В чем похожи и в чем отличались программы?

   “Основные направления стабилизации и перехода к рыночной экономике” были предложены союзным правительством. Финансовое оздоровление, предложенное в нем, было очень простым. Предлагалось увеличить розничные цены примерно на 200 млрд. рублей и выплатить компенсацию населению на 135 млрд. рублей, таким образом, изъяв из обращения 70 млрд. рублей.

   Предложенная  же программа группы Шаталина-Явлинского стабилизации основывалась принципиально на другой предпосылке. Суть ее заключалась в распродаже государственной собственности малых и средних предприятий, производственных запасов, замороженных строек (каких к примеру, в 1990 году было около 305 тысяч) и высвободившихся стройматериалов, ценных бумаг, жилья и др. По сути дела «500 дней» в 1990 году предлагала сделать то, что сделал Чубайс в 1994 году, а именно - широкомасштабную приватизацию государственной собственности. Одна из целей программы приватизации состояла в том, чтобы поглотить избыточные деньги в экономике. После этого предлагалось отменить государственный контроль над ценами. Тем не менее, уже тогда многие полагали, что реализация плана «500 дней» в той ситуации была маловероятна. Отсутствие четкого разграничения между союзным и республиканскими законодательствами делало эту программу не реализуемой. Так как программа Шаталина-Явлинского была программой РСФСР, то союзное правительство сделало попытку взять под контроль ее реализацию. Была создана рабочая группа численностью 19 человек. В состав рабочей группы вошли представители президентского совета, Совета Министров СССР, а также эксперты из СМ СССР и независимые эксперты. Как было официально объявлено в нее вошли: Николай Петраков (помощник президента СССР), Станислав Шаталин (член президентского совета), Леонид Абалкин (экономист), Григорий Явлинский (представитель от СМ РСФСР) Борис Федоров (министр финансов РСФСР) и Николай Шмелев (член плановой и бюджетно-финансовой комиссии при СМ СССР). Эта группа была создана благодаря переговорам между тогда еще председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным, президентом СССР М. Горбачевым и председателем Совета Министров СССР Николаем Рыжковым. Предполагалось за основу взять проект «500 дней» и создать некую общую схему действий для Союза и для отдельных республик. В результате ее работы был получен новый вариант программы, впоследствии получивший название “президентского”. У исходной формулировки программы и окончательного “президентского” варианта были следующие отличия.

   1) Отсутствие в «президентском»  варианте принципа преобладания республиканских законов над союзными.

   2) Исключения раздела о ликвидации  дотаций всем без исключения  предприятиям агропромышленного  комплекса. 

   3) Различие в способах формирования  бюджета. В “президентской” программе  союзный бюджет создается за счет отчислений с предприятий. У Шаталина-Явлинского за счет отчисления из республиканских бюджетов, которые формируются за счет налогов с предприятий.

   4) Разные подходы к земельной реформе. Если в “500 днях” предусматривалась не только частная собственность на землю, но и создание в стране цивилизованного рынка земли то в «президентском» говорилось только о предоставлении земли в долгосрочную аренду.

   Но  у обеих программ был один и тот же недостаток Они не давали никакого ответа на вопрос о том, что же делать с ВКП. СССР тогда был самой милитаризованной державой в мире. По данным ООН в СССР доля потребление/военные расходы составляла тогда приблизительно такое соотношение 44/18% соответственно. Это очень много. Для примера в США эта доля была равна 67/7%. Увеличивающим этот дисбаланс фактором было то, что СССР была страной с очень закрытой экономикой. Огромное количество человеческих и других ресурсов было брошено на производство непотребительской продукции. Этот сектор экономики (если его вообще можно выделить в сектор, ведь около 20% всех предприятий принадлежали к ВПК, а если посчитать, сколько предприятий косвенно были связаны с ВПК, то получалось, что процентов 70% предприятий замкнуты в отдельный производственный цикл) имел очень квалифицированные и узкоспециализированные кадры которые и определяли низкую приспособляемость ВПК к переменам.

   Ноябрь - продолжается процесс заключения межреспубликанских договоров России с другими республиками СССР. В ноябре таких договоров, основным положением которых можно считать взаимное признание суверенитета, было заключено целых два с Украинской СССР и с Казахской СССР.

   24 декабря ВС России принимает  закон "О собственности в  РФ". По принятому документу  владельцы имущества могут его  использовать в каких угодно  целях. В частности, собственник получает возможность создавать предприятия и передавать им оборудование, средства на правах полного Хозяйственного владения с получением оговоренного в договоре размера прибыли. Таким образом, уже существующий в России бизнес получил возможность выйти из подполья, из-под различных юридических уверток. Таких как во множестве изобиловавших центров НТТМ, кооперативов и т.д. Предприниматель обретал статус частной фирмы и теперь мог не идти в различные государственные структуры, которые за определенный процент от прибыли предоставляли "крышу".

   Вторым  не менее принципиальным пунктом  было то, что количество и стоимость имущества приобретаемого в частную собственность ничем не ограничивалось. Это означало на практике любой необходимый масштаб для предпринимателя (разумеется, в пределах его финансовых возможностей). Закон создавал не только частную собственность, но и частного собственника, предпринимателя из вчерашнего пролетария которому было нечего терять кроме собственных цепей. С чисто деловой точки зрения закон создавал предпосылки, необходимые для появления в республике большого числа частных фирм, российских, иностранных и со смешанным участием, которые бы специализировались на торгово-посреднической, финансовой, сервисной и производственной деятельности.

Информация о работе Переходная экономика, проблемы ее становления и эволюция в современной России