Особенности рынка капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматривается сущность и эволюция рынка капиталов, его структура и функции, проблемы функционирования рынка капиталов в России, а также сущность и структура мирового рынка капитала. Данная работа имеет своей целью провести анализ особенностей развития современного рынка капитала.
Для выполнения этой цели в работе были поставлены следующие задачи: охарактеризовать понятие «капитал», показать его сущность, выделить формы капитала, показать, как действует рынок капитала, рассмотреть особенности рынка капитала России и мирового рынка капиталов, а также исследовать глобализацию мировых рынков капитала и её последствия.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике 2.docx

— 67.30 Кб (Скачать)

- финансовый (денежный) капитал  - совокупность денежных средств  и денежное выражение стоимости  ценных бумаг; 

- юридический капитал  - совокупность прав распоряжения  некоторыми ценностями, причем эти  права дают их обладателям  доход без вложения соответствующего  труда; 

- человеческий капитал  - это те вложения, которые увеличивают  физическую или умственную способность  человека.

В процессе производства различные  элементы физического капитала ведут  себя неодинаково. Одна часть функционирует  на протяжении длительного времени (здания, машины) и носит название основной капитал, другая используется однократно (сырье, материалы) и называется оборотный капитал.

Основной капитал в  отличие от оборотного не только функционирует  более продолжительное время, но и имеет высокую стоимость. Это  создает в рамках предприятия  соответствующие финансовые проблемы, связанные с обновлением и  приобретением основных фондов. Поскольку  стоимость основных фондов переносится  на вновь создаваемый продукт  по частям и длительное время в  количествах, равных износу соответствующего оборудования в виде амортизационных  отчислений, то проблема инвестиций в  новое оборудование является особым и сложным вопросом развития производства. Эта сложность выражается в том, что разного рода новые капиталовложения могут осуществляться или за счет внутренних накоплений (экономии средств), или за счет внешних заимствований.

Оборотный капитал участвует  в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью  переносит на созданные продукты. Важной особенностью является то, что его элементы легко трансформируются в денежные средства, быстро и без особого труда меняют свою товарную форму на денежную - и обратно. На деньги закупаются сырье, материалы и другие компоненты оборотного капитала для последующей переработки и изготовления готовой продукции, после продажи которой на предприятие вновь возвращаются деньги.

Основной капитал, воплощенный  в средствах труда, по мере использования  подвергается износу. Экономисты различают  физический и моральный износ.

Физический износ имеет  место, во-первых, под воздействием самого процесса производства и, во-вторых, под воздействием сил природы (коррозия металла, разрушение бетона, потеря упругости  или гибкости пластмассы и прочее). Чем больше время эксплуатации основного  капитала, тем больше физический износ.

Моральный износ (моральное  старение) - это снижение полезных свойств  основного капитала в глазах пользователей  по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральный износ бывает двух видов. Первый вид связан с производством  более дешевых машин, оборудования, транспортных средств и т.д. Второй вид связан с производством более  совершенных машин. В этом случае предприниматели также несут  убытки, продолжая использовать морально устаревшую технику или оборудование.

В отличие от фактора капитал  земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность, она имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится  по желанию.

Существенная особенность  товара труд также заключается в  его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует  в создании благ, продолжая приносить  доход в течение всего времени  деятельности работника.

Общим для всех форм капитала является их денежная оценка. Все экономические  блага производственного значения, выраженные в денежной оценке, приобретают  вид капитального актива, обращающегося  на рынке. Ценой капитальных активов является тот доход, который они способны принести в результате их производственного применения.

Обобщенным выражением дохода на капитал является процентная ставка, т.е. такая величина дохода, которая  исчисляется  в определенном промежутке времени в процентном отношении  к величине применяемого капитала. Исчисление дохода или определение  расчетной величины чистой производительности капитала называется дисконтирование. Суть его заключается в том, что  у инвестора всегда существует альтернатива вложения денег в банк под проценты или инвестирование другого проекта. Главное, что целью производства, в котором участвует капитал, является получение прибыли.

Подводя итог данного параграфа, можно отметить, что одной из главных  особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОСОБЕННОСТИ РЫНКА КАПИТАЛА В РОССИИ

 

Ни одно государство не может существовать без развития рынка капиталов. Даже тем странам, где государственный сектор составляет большую, чем в России, долю валового национального продукта, например Франции, необходим динамичный рынок капитала, предоставляющий возможность финансировать  частный сектор экономики.

Большая часть российской экономики приватизирована. Россияне владеют активами: например, Россия занимает первое место в мире по доле жилья, находящегося в частной  собственности. У многих россиян  имеются значительные сбережения. Однако институты и структуры, которые  способны заставить крутиться колеса экономики капитализма и обеспечить продуктивное использование имеющегося богатства, едва ли существуют.

Политическая неопределенность и экономическая нестабильность приучили россиян заботиться в лучшем случае о завтрашнем дне, но не более  того. Инвестиции, способные принести пользу экономике страны, рассматриваются  в лучшем случае как чересчур рискованные, а в худшем - как «выброшенные на ветер». В результате десятки  миллиардов долларов, оседающих на счетах иностранных банков или под  матрасами в домах россиян, финансируют  развитие каких угодно экономик - США, Европы или Кипра, но только не российской экономики.

Наблюдается отсутствие четкой, последовательной и согласованной  стратегии развития рынка капитала, в соответствии с которой можно  было бы выстраивать приоритеты и  планировать действия, а также  определять степень продвижения. Продолжают раздаваться голоса политиков, экономистов  и участников рынка, призывающие  выработать стратегию привлечения  капитала в реальный сектор, однако среди них нет того, кто бы имел четкое представление о том, как  развить и применить такую  стратегию.

Сложная, обременительная  и несправедливая налоговая система, неподходящая учетная система и  бюрократия вместе взятые создают у  предприятий стойкое отвращение к раскрытию любой информации о себе. Недостаточная прозрачность усиливает коррупцию, которая может  быть легко замаскирована.

Слабое принуждение к  исполнению законов и произвольное, не единообразное их применение объясняется  частично огрехами законотворчества, частично - недостатком ответственности, а частично - слабым уровнем развития регулирующих и судебных органов, чьи  ресурсы недостаточны для обеспечения  их эффективной работы, поддержания  независимости и компетентности.

Отсутствие реальной банковской системы, заключающееся в осуществлении  расчетно-платежных функций и  предоставлении кредитов, не только сдерживает привлечение краткосрочных сбережений, но также, вместе с недостатками налоговой  системы, увековечивает практику неденежных взаимных расчетов и кредитования между  предприятиями.

В России десятилетие становления  цивилизованного рынка капитала происходило в сложных условиях. Исторически сильное государство, ранее вмешивавшееся во все проявления экономической активности, резко  либерализировало рынок капитала, а  затем начало пожинать горькие плоды  либерализации. Определяющим эту тенденцию  явилось проведение в 1992-1993 г.г. неподготовленных реформ в денежно-кредитной сфере, сведенных к директивам правительства  относительно «либерализации» цен, фактическому хаосу в денежной сфере, поспешному обмену обесцененной массы  старых денег на новые.

Реформационный ажиотаж  преимущественно в денежной сфере  практически был сведен к запуску  на десятилетия механизма выведения  национального капитала в разных его формах не только из воспроизводственной  сферы, но и в целом из национальной экономики. В результате был дан  старт развитию тенденций, противоречащих условиям развитого рынка и экономическим интересам страны. Одним из следствий этого явились сохраняющиеся до настоящего времени особенности государственного регулирования российского рынка капитала.

Первая из этих особенностей состоит в том, что приоритетным направлением государственного регулирования  рынка капитала является регулирование  его денежного, ссудного сегмента. Это  важно признать, поскольку десятилетие  денежно-кредитная политика была ориентирована  на реализацию монетарного курса  в режиме следования установкам для  слаборазвитых стран, несмотря на явно отрицательные макроэкономические последствия.

Вторая особенность государственного регулирования рынка капитала в  России - это растущая зависимость  финансовой и денежно-кредитной  политики от сложившейся ситуации и  тенденций в сферах реального  сектора. В утвержденной Концепции  национальной безопасности констатируется, что «без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики  экономическое возрождение России невозможно».

Еще одна национальная особенность  государственного регулирования рынка  капитала - это зависимость от внешних  финансовых обязательств. Эта зависимость  в сочетании с расстроенными  отношениями по внутренним заимствованиям породила "синдром обреченности" финансовой и денежно-кредитной  политики на принятие решений и мер, исходя из масштабов долговых финансовых обязательств и низкого уровня инвестиционного  потенциала.

Четвертой особенностью государственной  политики на рынке капитала является отсутствие скоординированности развития взаимообусловленных секторов и  преемственности изменений. Особая восприимчивость денежно-кредитной  сферы к изменениям в экономике - нескончаемой "реструктуризации" и периодической "либерализации" при постоянном реформировании кредитно-финансовой системы – способствовала нарастанию мультипликационного эффекта, неуверенности, непредсказуемости во всех сферах экономики.

Недостаточное развитие реально  действующих отечественных рынков капитала и неспособность мобилизовать сбережения населения ограничивают способность правительства эффективно управлять экономикой и оставляют  финансовую систему на волю неустойчивой иностранной инвестиционной активности.

Первый и наиболее важный принцип решения проблем на рынке капиталов в России заключается в том, что на уровне правительства необходимо признать следующее:

- для того чтобы улучшить  жизнь людей, следует сделать  все возможное для стимулирования  развития жизнеспособных предприятий,  способных действовать самостоятельно  и платить по счетам без  одолжений и субсидий со стороны  государства, которые в настоящее  время наносят ущерб бюджету; 

- эти предприятия не  могут начать эффективно работать, выплачивая непомерные налоги  и испытывая на себе произвол  властей: необходимо выработать  качественное законодательство, а  также справедливую систему налогообложения; 

- эти предприятия должны  будут привлекать деньги для  собственного развития, и если  последние не будут привлечены  на российском рынке, то они  будут привлечены за рубежом,  и прибыль будут получать иностранцы, что не будет способствовать  скорейшему оздоровлению России;

- организации, имеющие  сбережения, не будут участвовать  в финансировании предприятий,  если они сочтут, что могут  стать жертвами произвола или  тяжелого налогового бремени:  следует защищать права инвесторов, а также предоставлять им налоговые  льготы;

- граждане и организации,  имеющие средства и доверяющие  финансовой системе, станут вкладывать  деньги через институты долгосрочного  инвестирования, которые, в свою  очередь, смогут снизить проблему  бюджетного дефицита, приобретая  государственные ценные бумаги;

- деньги не могут эффективно  и надежно работать, если в  России не будет действующих  рынков капитала. Рынки же не  способны выживать в условиях  произвола.

Второй принцип сводится к тому, что необходимо принять комплексную программу мер, способствующих развитию рынков капитала. Применение одной части мер и игнорирование другой не приведет к успеху.

Третий принцип - рынки капиталов по указу не появляются. Правительство может лишь создать должный климат для развития рынков, а затем устраниться, с тем, чтобы позволить предприятиям и участникам рынка завершить процесс.

Четвертый принцип - политика развития рынков капиталов должна быть долгосрочной, последовательность мер - продуманной и непротиворечивой.

Подводя итог, можно отметить, что определяющей особенностью государственного регулирования рынка капитала в  России является отсутствие долгосрочной стратегии, высокая зависимость  от нужд текущего момента, использование  одновременно несовместимых кейнсианских и монетарных рекомендаций, а также  несогласованность отдельных направлений  и звеньев экономической политики.

Информация о работе Особенности рынка капитала