Особенности экономического цикла в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение циклов экономики и анализ их влияния на экономику страны.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
- изучить фазы и причины экономических циклов;
- изучить теории экономической цикличности;
- оценить влияние экономических циклов на экономику Республики Беларусь;
- определить пути преодоления цикличности и факторы экономического роста страны.

Оглавление

Введение
4
1 Цикличность экономического развития: сущность, особенности, проявления

1.1 Экономический цикл и его характеристики………………………......
5
1.2 Классификация экономических циклов………………………………
8
1.3 Теории экономического цикла………………………………………...
10
2 Особенности экономического цикла в Республике Беларусь

2.1 Особенности проявления экономических циклов в Республике Беларусь……………………………………………………………………

15
2.2 Основные направления экономического роста социально-ориентированной экономики Республики Беларусь……………………..

22

Заключение………………………………………………………………….

26


Список использованных источников….…………………………………..

Файлы: 1 файл

Цикличн.11.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

Также для обеспечения экономического роста планируется ускорить реструктуризацию и приватизацию крупных предприятий. Важно также создать условия для увеличения поддержки малого и среднего, что позволит:

- аккумулировать  собственные и заемные средства  населения для создания частных  предпринимательских структур;

- создать новые  рабочие места;

- сформировать  предпосылки для формирования  среднего класса, являющегося социальной  стабильности в обществе;

- повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности  народнохозяйственного комплекса  страны.

Для привлечения  инвестиций в белорусскую экономику предполагается создать нормальный инвестиционный климат, который определяется социальными, экономическими, организационными, институциональными и политическими факторами и предпосылками, создающими условия для инвестирования в экономику страны. В настоящее время в Республике Беларусь инвестиционный климат хотя и не лишен недостатков, но постоянно улучшается. Вместе с тем, для привлечения иностранных инвесторов целесообразно будет обеспечить последовательное проведение реформ, направленных на совершенствование институциональной среды и создание макроэкономических условий для инвестиций. Предполагается: создать надежные гарантии по защите собственности иностранных и частных инвесторов; значительно сократить административные барьеры на пути открытия и развития бизнеса; повысить качество и обеспечить стабильность основных институтов, регулирующих финансовые и экономические отношения; более активно продолжить формирование рыночной инфраструктуры; повысить кредитные возможности и надежность банковской системы, в то числе за счет разгосударствления банков и продажи государственных долей участия в банках нерезидентами; снизить уровень инфляции до умеренного и обеспечить стабильность и полную конвертируемость национальной валюты; создать рынок земли, расширив права собственности на землю; сократить налоговое бремя на производителей продукции, осуществляющих свою деятельность на территории республики; развивать систему страхования инвестиционных рисков; расширить информационное обеспечение инвестиционной деятельности; активизировать сотрудничество с международными финансовыми организациями и прежде всего МВФ [16, с.76].

В стратегическом плане большее значение для развития страны имеет правильный выбор отраслевых приоритетов, которые бы соответствовали  ее условиям, и реализация которых позволила бы ускорить социально-экономическое развитие.  При формировании приоритетов экономического развития Республики Беларусь предполагается исходить: из ее особенностей как малой страны с открытой экономикой; мировых экономических процессов; национальных, духовных, культурных традиций народа; экономико-географического положения; природно-климатических условий; минерально-сырьевой базы; материально-технического потенциала. Системный анализ исходных предпосылок показывает, что приоритетным для экономически несамодостаточной малой страны, которой является Республика Беларусь, должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает (таблица 2.6) [1].

 

Таблица 2.6 — Важнейшие направления повышения конкурентоспособности и приоритеты структурной перестройки экономики

Конкурентные преимущества

Республики Беларусь

Основные направления  повышения

конкурентоспособности

Приоритеты структурной перестройки.

Базовые точки роста

Высокое качество человеческого  капитала, низкая цена рабочей силы, эффективная система подготовки квалифицированных кадров

Поддержка образования, науки и инноваций через бюджет. Создание институциональных основ эффективного использования человеческого капитала

Развитие высокотехнологичных и наукоемких производств. Оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг

Развитый научно-технический

потенциал

Создание комплексных  научно-производственных центров и школ по разработке и освоению прорывных технологий и налаживание производства новой конкурентоспособной продукции.

Бюджетная поддержка  науки и инноваций. Поддержка малого инновационного бизнеса

Развитие производств, основанных на технике и технологии V и VI технологических укладов, обеспечивающих выход на мировой рынок и обуславливающих рост доли добавленной стоимости

Выгодное экономико-географическое положение

Привлечение инвестиций в развитие транспортной системы, телекоммуникаций и инфраструктуры. Обустройство транспортных коридоров, модернизация путей и подвижного состава. Создание институциональных основ привлекательности белорусских транспортных услуг.

Развитие отраслей услуг  транспортного комплекса и телекоммуникаций

Развитая производственная

инфраструктура

Создание нормального инвестиционного климата в части институциональной среды как дополняющего условия для размещения производств на территории Беларуси.

Увеличение доли инвестиционных вложений в воспроизводственной структуре ВВП

Наличие магистральных  нефте- и газопроводов, проходящих через территорию Беларуси

Привлечение инвестиций в развитие производств, использующих органическое сырье. Создание условий для увеличения потоков нефти и газа через территорию Беларуси

Развитие производств  химической и

нефтехимической промышленности

Наличие производств, производящих конкурентоспособную продукцию на внутреннем и внешнем рынках

Привлечение инвестиций для поддержания и повышения конкурентоспособности, создание нормальных общих институциональных, макроэкономических,

налоговых, кредитных, ценовых  и институциональных условий воспроизводства для конкурентоспособных производств. Создание интегрированных корпоративных структур. Развитие системы научного обеспечения и смежных

производств. Повышение  уровня менеджмента

Развитие соответствующих  конкурентоспособных и смежных  производств

Высокий уровень комплексности  развития территорий

Поддержание и развитие комплексирующих (дополняющих) отраслей. Развитие кластеров. Улучшение институциональных основ воспроизводства в регионе

Увеличение инвестиций, ускоренное развитие отраслей территориальной специализации, комплексность развития

территорий.

Наличие культурных и  исторических ценностей, привлекательность природных ландшафтов

Привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры туризма, в обеспечение сохранности и восстановление историко-культурных памятников

Развитие отрасли туристских услуг


 

Обеспечив приоритетное развитие этих и сопряженных с  ними отраслей, Республика Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, создания финансовых предпосылок для массового жилищного строительства.

На обеспечение  высоких темпов роста ВВП в  долгосрочной перспективе должна работать налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая политика, которые должны содействовать финансовому оздоровлению предприятий реального сектора, создавать нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, обеспечить благоприятные стимулирующие условия ускорения воспроизводственных процессов. Эти факторы должны также стать конкурентными преимуществами Республики Беларусь.

Расширение  свобод предпринимательства и увеличение активности  субъектов предпринимательства  неразрывно связано с уменьшением  уровня централизации государством финансовых ресурсов, в первую очередь снижение налоговой нагрузки. Снижение налоговой нагрузки должно являться приоритетным направлением экономической политики Республики Беларусь, поскольку призвано повысить также конкурентоспособность белорусских товаров на внешнем и внутреннем рынках.

Успех макроэкономической политики экономического роста,  может быть достигнут только на основе проведения эффективной кредитно-денежной политики, направленной одновременно на нормальное денежное обеспечение процессов воспроизводства, стабилизацию курса белорусского рубля и снижение инфляционных процессов.

Комплексное осуществление  указанных мероприятий обеспечит  стабильный экономический рост, а  также проведение антициклической политики государства позволит смягчить негативные последствия циклического развития экономики Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цикличность есть периодически повторяющиеся нарушения  равновесия в национальной экономике, сопровождающиеся свертыванием деловой  активности, сокращением объема производства и совокупного спроса, а также эпизодическим восстановлением равновесия. Таким образом, экономическое развитие всегда связано с нарушением равновесия, с отклонением от средних показателей экономической динамики.

Экономические циклы и кризисы не существуют вне связи с объективными условиями. Каждый цикл и кризис воспроизводит ту экономическую обстановку, в которой он развивается. Но охарактеризовать тот или иной цикл или кризис можно только с временного расстояния.

Меняются и формы проявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизации циклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчения кризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклических кризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубины кризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателей масштабов и глубины кризисов.

Структурные кризисы  порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамки одного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временное разрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновение связано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странами после крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокой диспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье, навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этих товаров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсами позволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье и увеличить доходы от экспорта.

Особенности современных  циклических кризисов связаны и  с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. Таким образом, экономическая деятельность государства может стать дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Экономика Республики Беларусь также подвержена влиянию  цикличности. Исследование современного этапа развития страны позволило выявить несколько фаз экономического цикла. Можно выделить три этапа экономического развития страны: 1991—1995гг. когда наблюдался резкий спад производства и всей экономики в целом. 1995 год стал самым кризисным, объем производства зафиксировался на рекордно низком уровне. Следующий этап 1996—2000гг. Национальная экономика постепенно преодолела фазу депрессии, началось постепенное оживление деловой активности. Данное оживление вызвано рядом мер принятых государством для стабилизации экономики. Третий этап с 2001 и до настоящего времени характеризуется стабильным ростом всех макроэкономических показателей. Стабильный выход из кризиса означает, что в национальной экономике появляются и множатся новые точки экономического роста – в виде модернизированных цехов, новых современных предприятий, использующие высокие технологии.  Наряду с этим особое значение антициклическая политика государства. Основными формами воздействия на циклическое развития являются фискальная и денежно-кредитная политика государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь №1183 от 24.12.2003 «Об утверждении комплекса мер правительства Республики Беларусь по выполнению структурной перестройки и повышения конкурентоспособности Республики Беларусь».
  2. Базылев, Н. И.  Экономическая теория:  учеб.    пособие /  Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.:  Книжный Дом, 2004. —  608 с.
  3. Базылев, Н.И.  Макроэкономика. —  Мн.:  Современная школа, 2007. —  288с.
  4. Кондратьев, Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теории предвидения: избранные труды / Н.Д. Кондратьев. Сост. Ю.В. Яковец. – М.: Экономика, 2002. – 768 с.
  5. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: учебн. пособие. / И.М. Лемешевский – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.
  6. Луссе, А. Макроэкономика: краткий курс: учебн. пособие. / А. Луссе. – СПб.: Питер, 2001 – 240 с.
  7. Макконнелл, Кэмпбелл Р.  Экономикс. Принципы, проблемы и    политика: учебник. Пер. с англ.: В 2 т. /  К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. —    М.:  Туран, 1999.  Т. 1.— 400 с.
  8. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник. / Э.А. Лутохина (и др.); по ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина,  2005. – 400с.
  9. Макроэкономика:  учебное пособие  /  Т. С. Алексеенко (и др.); под ред. Л. П. Зеньковой. —  Мн.:  ИВЦ Минфина, 2007. —  380 с.
  10. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова (и др.) . – Мн.: БГЭУ,  2007. – 415с.
  11. Мега— мета- макроэкономика :  курс лекций /  П. Г.Никитенко (и др.) ;  под общ. ред. Э. А. Лутохиной. —  Мн.: БИП-С, 2002. —  270 с.
  12. Мэнкью, Н.Грегори.  Принципы макроэкономики:  учебник  для вузов: пер. с англ. /  Н. Г. Мэнкью. —  Изд. 2-е. — СПб:  Питер, 2006. —  624 с.
  13. Экономическая теория:  учеб. пособие /М. И. Плотницкий (и др.) ;  под ред. М. И. Плотницкого. —  Мн.:  Современная школа, 2006. —  392 с.
  14. Губайдуллина, Ф.С. Цикличность мирового развития и смена модели мирового хозяйства / Ф.С. Губайдулина  //  ЭКО. —  2005. —  № 12. —  С. 55—65.
  15. Замулин, О. Концепция реальных экономических циклов и ее роль в   эволюции макроэкономической теории //Вопросы экономики. —  2005. —  №1. — С.144—153
  16. Клинов, В. Мировая экономика: прогноз до 2050 г. / В. Клинов //  Вопросы экономики. —  2008. —  № 5. —  С. 62—79.
  17. Таболов, А. Система опережающих индикаторов для Республики Беларусь / А. Таболов //  Банкаўскi веснiк. —  2007. —  № 31. —  С. 30—36.
  18. Чупров, К. Динамика развития организации, через призму теории  экономических циклов  / К. Чупров //  Консультант директора. —  2006. —  № 3. —   С. 16—24.
  19. http://www.belstat.gov.by   — официальный сайт Министерства статистики и анализа.

Информация о работе Особенности экономического цикла в Республике Беларусь