Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 19:48, курсовая работа
Инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. На каждом этапе развития экономической теории сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактовались представителями различных экономических школ и концепций.
Введение
Глава I. Инфляция: сущность, классификация и причины
1.1 Сущность инфляции;
1.2 Причины и виды инфляции
Глава II. Последствия инфляции
2.1 Социально-экономические последствия инфляции;
2.2 Антиинфляционная политика
Глава III. Особенности инфляционных процессов в России
3.1 Специфика инфляционных процессов в российской экономике;
3.2 Статистические данные
Заключение
Причина возникновения монетаристской инфляции: часто государство в силу неэкономических причин вынуждено идти на масштабное увеличение массы денег. Если наращивание массы денег не сопровождается адекватным увеличением товарной массы, то количество товара приходящегося на единицу денег сокращается, следовательно, сокращается покупательная способность денег и по определению наступает инфляция. Монетаристская инфляция наиболее часто возникает в форме обесценивания национальной валюты, т.е. внешней инфляцией. Последнее приводит к внутренней инфляции в форме инфляции издержек за счет удорожания импортируемых товаров.
Если теоретики инфляции издержек считают инфляцию сугубо ценовым феноменом, то создатели теорий "экономики предложения" видят источник инфляции во второй переменной правой части уравнения обмена. Они считают, что спрос, количество денег в обращении могут превысить предложение не вследствие роста самого спроса или денежной массы, а вследствие сокращения предложения, изменения числа сделок в экономике. Дли сохранения равновесия, в этом случае, должны вырасти цены. Поэтому источником инфляции с точки зрения экономики предложения является падение деловой активности, подавление предпринимательства, исчезновение действенных стимулов к увеличению объемов производства. Образно говоря, инфляция издержек возникает тогда, когда экономические субъекты реализуют извечное стремление: работать меньше, а получать больше. А инфляция, связанная с предложением, появляется тогда, когда субъекты вовсе не хотят или не могут работать в сложившихся условиях.
Своеобразным синтезом теорий инфляции спроса инфляции издержек является теория структурной инфляции. Сторонники этой теории утверждают, что в экономике с олигополистической структурой, где цены и зарплата обладают свойством односторонней эластичности, перемещение спроса из одной отрасли в другую не сопровождается соответствующим ему ростом и снижением цен, а происходит одностороннее движение в сторону повышения цен.
Умеренная (ползучая) инфляция в конкретной стране в конкретный период имеет различный диапазон, в среднем, до 10 % в год. При умеренной инфляции сохраняется стоимость денег, для предпринимателей отсутствует риск заключения контрактов в текущих ценах. Считается, что умеренная инфляция стимулирует экономический рост в странах с развитой рыночной экономикой.
Умеренная инфляция переходит в галопирующую при ежегодном росте цен от 20% до сотен %. Эта инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости с целью сохранения реальной стоимости денег. Такие высокие темпы инфляции в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%. Главная опасность галопирующей инфляции, что она незаметно перерастает в наиболее опасную как в экономическом, так и в социальном плане разновидность инфляции – гиперинфляцию.
Гиперинфляция наступает при темпах роста цен более 50% в месяц. Такой стремительный взлет инфляции возможен только при бумажном денежном обращении и неконвертируемой денежной единице, он предполагает неограниченную эмиссию денег и одновременное падение уровня производства. В связи с тем, что инфляционные ожидания – главная причина гиперинфляции, с этим трудно бороться. Можно устранить объективные предпосылки к росту цен, но они будут расти за счет исключительно ожиданий. Другая особенность гиперинфляции - быстрое сокращение реальной массы денег.
Поэтому достаточно продолжительная гиперинфляция неминуемо приводит к катастрофе всей финансовой системы. Экономика не может нормально функционировать с такими темпами роста цен. Из трех функций денег средства сохранения стоимости, единицы счета, средства обращения остается только последняя, да и то относительно. Если гиперинфляцию вовремя не остановить, то она приведет к развалу экономической системы.
Глава II. Последствия инфляции
2.1 Социально-экономические последствия инфляции.
1. Инфляция сокращает доходы и уровень
благосостояния
людей, особенно тех, которые живут на
фиксированные доходы.
2. Пропадают стимулы к сбережениям: ведь откладывание покупки «на потом» приведет к тому, что то же благо придется покупать по более высокой цене.
3. Инфляция приводит к увеличению процентных
ставок,
что не только отпугивает потенциальных
инвесторов, но и создает дополнительные
трения между кредиторами и заемщиками
(например, при выплате процентов по вкладам).
4. Инфляция искажает механизм
размещения ресурсов.
Фирмы, имеющие избыток ликвидных средств (те же инвестиционные компании), начинают
вкладывать деньги только в те активы,
которые надежно защищены от инфляции.
Оборудование офисных помещений, скажем,
становится более выгодным, чем строительство
нового завода. Капитальная стоимость
подобных активов растет к удовольствию
их владельцев, но не всегда в интересах
общества в целом.
5. Сокращается эффективность экономической деятельности, так как:
а) повсеместный рост цен позволяет получать большие доходы и делает конкурентоспособными даже наименее эффективные фирмы;
б) возрастает общая неопределенность в экономике;
в) рыночные сигналы становятся
менее однозначными, ибо
поведение индивидов влияет желание защититься
от инфляции, например, добавив специальные
пункты в заключаемые оговора;
г) увеличивается вероятность перебоев в процессе производства, поскольку профсоюзы будут более настойчивы в требованиях повысить зарплату;
д) определенные ресурсы
уходят на оказание социальной
поддержки от инфляционных потерь.
6. Инфляция способствует росту экономической и социальной нестабильности, поскольку все начинают гоняться высокими денежными доходами. Люди, которые опасаются будущего роста цен, будут заранее закладывать в трудовые договора более высокие доходы.
2.2 Антиинфляционная политика
Многообразие негативных социальных и экономических последствий инфляции заставляет правительства разных стран проводить определенную экономическую антиинфляционную политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы:
Прямые методы:
Существует несколько классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальная и гетеродоксальная антиинфляционная политика.
Ортодоксальный вариант
Гетеродоксальный вариант
Правительство должно принимать меры, способствующие укреплению механизмов рыночной системы: установление конкурентно-рыночного климата в стране, систематический контроль за состоянием рынков, антимонопольная политика; отказ от государственных мер по поддержке и защите неконкурентных отраслей, поощрение и поддержка малого бизнеса; стимулирование диверсификации производства и продаж; гибкая налоговая политика, направленная на снижение налогового пресса и применение прогрессивной шкалы налогообложения. Кроме того, все эти меры должны сочетаться с мероприятиями в области денежного обращения: жесткие лимиты прироста денежной массы, контроль со стороны ЦБ над изменением денежной массы.
Имеется также немонетаристский подход, который предусматривает необходимость возрождения производства, обеспечивающего макроэкономическую стабилизацию. Этот подход рекомендуется сторонниками кейнсианства. Важнейшие из методов – более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и зарплаты (политику доходов) с целью предотвращения высокого уровня инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержка жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций.
Стоит выделить также надежные элементы антиинфляционной стратегии: государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки производства; переориентацию инвестиционных потоков на отрасли промышленности группы «А»; конверсию военных секторов экономики.
Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Глава III. Особенности инфляционных процессов в России
3.1 Специфика инфляционных процессов в российской экономике
При анализе российской инфляции необходимо учитывать некоторые особенности российской экономики, отличные не только от развитых стран, но и от стран с переходными экономиками. К таким особенностям относится, во-первых, высокая зависимость платежного баланса от цен на энергоносители. Чувствительность совокупной годовой экспортной выручки составляет 3,2 млрд дол. при изменении цены нефти на 1 дол. за баррель. Это означает, что снижение цены на нефть на каждые 10 дол. за баррель снижает экспортную выручку примерно на 2 % от ВВП. А падение на 100 дол. за баррель, которое наблюдалось во второй половине 2008 г., создает принципиально новые макроэкономические условия функционирования российской экономики, от которых зависит курс рубля.
Во-вторых, доля продуктов питания в российской потребительской корзине составляет около четверти, что более чем в два раза превышает аналогичный показатель развитых стран. Это делает российскую инфляцию весьма чувствительную к изменениям мировых цен на продукты питания. И в-третьих, импортные товары составляют существенную часть российского потребительского рынка. Так, доля импорта в розничной торговле товарами составляет почти половину – 47%. Поэтом потребительская инфляция чувствительна к изменению курса рубля.
Рассмотрим первичные и вторичные эффекты от снижения мировых цен на нефть и продукты питания.
В России цены на многие энергетические товары для домашнего потребления (газ, электричество) регулируются. Это вполне стандартная ситуация. Особенностью же является тот факт, что цены на эти товары ежегодно и существенно повышаются. При этом повышение никак не связано с динамикой мировых цен на энергоносители, а исходит из логики внутреннего развития энергетических компаний. Доля же других энергоносителей в потребительской корзине мала. Поэтому прямое действие изменения мировых цен на энергоносители достаточно ограничено.
Косвенное воздействие оценить трудно. Падение мировых цен на нефть вызвало заметное снижение цен производителей в конце 2008 г., но аналогичного эффекта на потребительском рынке при этом не наблюдалось. В принципе это согласуется с общей закономерностью переходных экономик, выражающейся в достаточно низкой ретрансляции динамики мировых цен на энергоносители на внутреннюю инфляцию. Кроме того, в этот период происходили серьёзные макроэкономические изменения, на фоне которых косвенное воздействие цен на нефть могло быть попросту незаметным.
Что касается цен на продукты питания, то их прямое воздействие на потребительские цены в России достаточно весомо. В структуре розничной торговли продовольственные товары составляли в 2007 г. 45%, в структуре потребления – 28%. Значит, изменение цен на продукты питания на 1% может привести к удорожанию потребительской корзины максимально почти на 0,3%. Правда это справедливо лишь в предложении о постоянстве обменного курса. Кроме того, меры государственного воздействия, такие, как квотирование и налоговое регулирование внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции, могут значительно снизить воздействие на внутренние цены. Поэтому удорожание потребительской корзины при указанных выше внешних условиях лежит в диапазоне от 0,1 до 0,3%.
Информация о работе Особенности инфляционных процессов в России