Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции, ее последствия и пути преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
2. Рассмотреть причины формирования инфляции;
3. Описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
4. Проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
5. Дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения инфляции и антиинфляционных процессов 4
1.1 Сущность и причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции и её последствия 8
1.3 Понятие, инструменты и направления антиинфляционной политики 10
2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 13
2.1 Инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь в период 1991–2001 гг. 13
2.2 Инфляционные процессы в Республике Беларусь 2002–2011 гг. 20
3 Основные направления совершенствования антиинфляционной политики Республики Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 300.30 Кб (Скачать)

 

Рисунок 2.5 – Ставка рефинансирования и ИПЦ

Примечание – Источник: [18].

Таким образом, в период 2002–2010 г. можно было видеть стабилизацию инфляции до приемлемых уровней, что означало нормальное развитие бизнеса, что в свою очередь стало предпосылкой экономического роста. Конечно, без инфляции экономический рост весьма затруднителен, поэтому инфляция все же была довольно высока.

Однако необходимо выделить начало нового этапа в экономике  страны. Высокий уровень инфляции, который достиг по итогам десяти месяцев 2011 г. 88,7%, продолжает оставаться наиболее острой проблемой экономики.

 

Рисунок 2.6 – Динамика сводного и базового ИПЦ в Республике Беларусь в 2011 году (в процентах к декабрю 2010 г.)

Примечание – Источник: [18].

 

Рисунок 2.7 – Структура прироста ИПЦ за январь-октябрь 2011

Примечание – Источник: [18].

 

В среднемесячном выражении  индекс потребительских цен увеличился до 6,6% (в январе-сентябре т.г. 6,4%).

При этом индекс цен на продовольственные  товары составил 203,6%, непродовольственные  – 197,5%, услуги – 140,3%.

Основными причинами такого изменения следует называть следующие факторы:

  1. Растущий дефицит бюджета, а также торгового и платёжного баланса.
  2. Непрекращающаяся эмиссия белорусского рубля Нацбанком, отчасти из-за «предвыборного» директивного повышения зарплат.
  3. Недостаточный уровень валютных резервов для удержания курса доллара на уровне начало года (3100 рублей).
  4. Определенная экономическая модель.
  5. Повышение цен на энергоресурсы.

Данные изменения привели к падению уровня жизни. Средняя заработная плата в долларовом эквиваленте упала в 1,6 раза, с $500 до $312 (по официальным данным, с $530 до $330), а с учётом невозможности до сентября свободной покупки долларов легально — до $170—220 при расчёте по курсу чёрного рынка или курсу дополнительной сессии БВФБ. Отсутствие открытой позиции властей и их непродуманная непоследовательная экономическая политика инициировали взрывной спрос на различные потребительские товары, поскольку жители ожидают лавинного роста цен и дефицита товаров [18].

Из-за нехватки валюты частично или полностью была парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Из-за недостаточных величин уставного фонда и собственного капитала, что было вызвано кризисом, три банка находятся под угрозой закрытия, а ещё одиннадцать — под угрозой отзыва лицензии на работу с вкладами физических лиц, в то время как всего в Беларуси насчитывается 31 банк.

Ряд компаний в сфере услуг, которые имели большие валютные обязательства, потерпели огромные убытки: мобильные операторы Velcom и life:) по итогам второго квартала заявили  о потерях в 37 и 150—200 миллионов долларов соответственно. ОАО «Лидское пиво» заявило о снижении операционной прибыли в исчислении в евро на 56,6 % несмотря на значительный рост продаж. О потерях, вызванных кризисом, сообщили также IT-компании.

В результате кризиса цены на многие продукты значительно выросли. Тем не менее, цены на многие товары продолжают прямо или косвенно контролироваться государством. Из-за роста цен в  магазинах начали выстраиваться  очереди за некондиционными продуктами, которые стоят дешевле свежих.

В конце мая в некоторых  магазинах наблюдался дефицит сигарет, а в гипермаркетах Гомеля в течение нескольких дней не было поваренной соли и свинины. Однако вскоре после того, как руководство страны потребовало обеспечить полные полки магазинов под угрозой отзыва лицензии у магазинов, дефицит в торговых сетях прекратился. 11 июня появились сообщения о дефиците кефира в связи с нерентабельностью его производства. Однако спустя два дня Министерство торговли объявило, что дефицита кефира в стране нет, а его нехватка была следствием временных трудностей с доставкой товара в магазины.

Ожидая дальнейшего роста  цен, жители продолжили покупать товары с длительным сроком хранения —  так, в Брестской области объём  продажи соли за несколько дней превысил среднемесячную норму в 80 раз. Всего же цены на ряд товаров выросли в несколько раз.

В августе в Беларуси (прежде всего, в Минске) начался дефицит  ряда мясопродуктов, вызванный скупкой  сырого мяса российскими предпринимателями  по более выгодным для производителей ценам. В результате, за август предельные отпускные цены на мясо повышались дважды — на 5 % и на 10 %, а с 27 августа запланировано введение свободного ценообразования на мясные полуфабрикаты на рынках и ярмарках [20].

С целью предотвращения потерь от инфляции постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 1 октября 2011 г. № 1310 тарифная ставка первого разряда  для оплаты труда работников бюджетной  сферы с 1 октября 2011 г. установлена  в размере 151 тыс. рублей (на 28% больше ранее действующей).  С 1 ноября введены  ежемесячные дифференцированные доплаты  в размере 240–16 тыс. рублей к заработной плате работников, тарифицируемых 1–27 разрядами. В приоритете по размеру  указанных доплат находятся низкооплачиваемые  работники. Данные меры позволят не допустить  снижения уровня заработной платы работников в условиях отмены индексационных доплат.

В настоящее время основные направления деятельности Правительства  сосредоточены на ограничении темпов роста внутреннего спроса, активном наращивании экспорта и принятии мер по снижению инфляции.

3 Основные направления совершенствования антиинфляционной политики Республики Беларусь

 

 

Разработка  и реализация антиинфляционных мер  представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области  как теории инфляции, так и методов  практической борьбы с ней. Из множества  подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы  стабилизации экономики.

Ортодоксальная  программа чисто монетаристского  характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении  роли и функций государства, его  вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить  программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию  условий деятельности предприятий  на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении  роста заработной платы и поддержании  плавающего курса национальной валюты.

Сторонники  кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании  экономики, включая временное замораживание  цен и заработной платы, налоговое  стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные  программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и  другой политики в 1990-х годах и  в 2000- 2011 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый  комплекс включает меры:

  • по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;
  • поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;
  • снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;
  • реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;
  • сокращению трансакционных издержек и др.

Второй  комплекс охватывает меры:

  • по регулированию объема и структуры денежной массы;
  • проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;
  • сокращению скорости оборота денег;
  • регулированию резервных требований;
  • ограничению бюджетного дефицита;
  • регулированию доходов населения;
  • сокращению бартерных операций, неплатежей;
  • стабилизации белорусского рубля и др.

Третий  комплекс предусматривает меры:

по  государственному регулированию цен  на продукты и услуги первой необходимости;

  • государственному регулированию цен на товары монополистов;
  • регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;
  • регулированию уровня рентабельности;
  • стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;
  • ограничению инфляционных ожиданий;
  • ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных  программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет  проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля  по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной  политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего  кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного  характера в реальном секторе  экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают  системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен.

В заключение стоит отметить, что вполне возможно, что получение международных кредитов и реализация плана, в котором изложены меры Белорусского правительства по преодолению экономического кризиса (Постановление Совета министров №662 от 25 мая 2011 года), позволит стабилизировать ситуацию в экономике, что создаст предпосылки для снижения инфляции.

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним  термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь