Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции, ее последствия и пути преодоления, а также попытка проанализировать особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие инфляции, охарактеризовать ее виды и методику измерения;
2. Рассмотреть причины формирования инфляции;
3. Описать последствия инфляции и методы ее регулирования;
4. Проанализировать динамику инфляционных процессов в Республике Беларусь;
5. Дать характеристику антиинфляционной политике в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения инфляции и антиинфляционных процессов 4
1.1 Сущность и причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции и её последствия 8
1.3 Понятие, инструменты и направления антиинфляционной политики 10
2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь 13
2.1 Инфляционные процессы в экономике Республики Беларусь в период 1991–2001 гг. 13
2.2 Инфляционные процессы в Республике Беларусь 2002–2011 гг. 20
3 Основные направления совершенствования антиинфляционной политики Республики Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 300.30 Кб (Скачать)

- возрастание спекулятивной  игры на ценах, валюте, процентах;

- активное развитие теневой  экономики и ее «уход» от  налогообложения;

- снижение покупательной  способности национальной валюты  и искажение ее реального курса  по отношению к другим валютам;

- социальное расслоение  общества, обострение антагонистических  противоречий [8, c.12-13].

1.3 Понятие, инструменты  и направления антиинфляционной  политики

 

Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа.

 Антиинфляционная политика  представляет собой комплекс  мер по государственному регулированию  экономики, направленному на ограничение инфляции [18, с.103].

 Поскольку инфляция, как  и безработица, относится к  разряду макроэкономических явлений,  то борьба с ней возможна  только в масштабах всей экономики,  силами государства. Однако к  антиинфляционным нельзя относить  те действия государства, которые  касаются не причин, а последствий  инфляции (индексация доходов населения,  выплаты социальных пособий, административный  контроль над ценами и т.  п.). Эти и подобные меры не  решают проблему инфляции, а откладывают  ее на потом. Антиинфляционные  меры можно применять только  к открытой инфляции, подавленная  не поддается лечению, поскольку  ее нельзя измерить. Подавленную  инфляцию сначала необходимо  превратить в открытую, и лишь  после этого вырабатывать меры  борьбы с ней.[6,c.145].

 Бороться с инфляцией  – это значит ограничивать  ее, удерживать на стабильном  уровне, но не устранить полностью. 

 Чтобы антиинфляционная  политика государства была действенной,  необходимо, прежде всего, выявить  причины инфляции. Ранее было  показано, что инфляция — результат  дисбаланса между совокупным  спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение.  Но этот дисбаланс может проистекать  как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение  скорости обращения денег), так  и от причин немонетарного  характера (монополизация экономики,  рост издержек). Однако независимо  оттого, какие факторы непосредственно  вызвали усиление инфляции, ограничение  ее возможно лишь при снижении  темпов предложения денег. Опыт  показывает, что практически во  всех странах между темпами  инфляции и темпами роста предложения  денег существует тесная корреляционная зависимость. А это значит, что в конечном счете "инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен".

 Вместе с тем рост  денежной массы сверх потребностей  товарного оборота может вызываться  рядом причин: дополнительной эмиссией  денег, бюджетным дефицитом, кредитной  политикой ЦБ- неэффективной налоговой  системой. Поэтому первоочередные  меры правительства должны быть  направлены на:

 • уменьшение денежной  эмиссии; 

 • повышение учетной  ставки (ставки рефинансирования);

 • повышение нормы  обязательных резервов;

 • сокращение государственных  расходов;

 • совершенствование  налоговой системы и увеличение  налоговых поступлений в бюджет.

 Однако проведение  в жизнь этих мероприятий не  всегда может дать желаемый  результат. Это относится прежде  всего к сокращению предложения  денег. Неизбежное следствие снижения  темпов прироста денежной массы  — падение уровня производства  и занятости. Хотя эта компромиссная  теория инфляции, опирающаяся на  кривую Филлипса, некоторыми экономистами  подвергается критике, тем не  менее она подтверждается 145-летней  практикой. Поэтому правительство  имеет возможность осуществлять  выбор только в отношении того, как сокращать темп роста денежной  массы — резко (шоковая терапия)  или постепенно (градуирование).

Некоторые страны в борьбе с инфляцией использовали адаптационную  политику, которая рассматривается  как альтернатива монетарным методам  ограничения инфляции. В рамках этого  направления чаще всего применялась  так называемая политика цен и  доходов. Вариантов этой политики много, но ее суть заключается в том, что  правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту  оплаты труда, а увеличение доходов  — к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря  подавлению инфляционных ожиданий. Кроме  того, "замораживание" цен и  заработной платы сдерживает рост издержек, а значит, ограничивает инфляцию продавцов [18, c.104].

 Однако противники  политики цен и доходов высказывают  серьезные сомнения в ее результативности. По их мнению, отмена контроля  за ценами и доходами может  привести к резкому всплеску  инфляции, и прежде всего под  действием отложенных инфляционных  ожиданий, а также подтягивания "замороженных" цен к их рыночному уровню, определяемому равновесием спроса  и предложения. Для недопущения  подобного исхода политика цен  и доходов может быть эффективным  антиинфляционным инструментом  лишь при ее продлении на неопределенный срок, что создает опасность перевода открытой инфляции в подавленную [6,с.145-147].

 Таким образом, анализ  возможных вариантов антиинфляционной политики показывает, что у правительства, по существу, нет безболезненных приемов борьбы с инфляцией. Однако цена ограничения инфляции может быть разной в зависимости от того, какие методы используются для этих целей. Выбор определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования и т. п.

2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь

2.1 Инфляционные  процессы в экономике Республики  Беларусь в период 1991–2001 гг.

 

Не секрет, что после  распада СССР все страны, входившие  в него столкнулись, с множеством экономических и других проблем. Не исключение и наша республика. Сутью кризиса явился непрекращающийся спад экономической активности и продолжающееся и ныне резкое (обвальное) падение объемов производства и сбыта большинства товаров и услуг, производимых в Беларуси.

Следствием этого явилась  гиперинфляция. Основные причины и  условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:

  1. На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег.
  2. Обвальное падение курса белорусского рубля.
  3. Высокая степень бюджетизации экономики.
  4. Рост внешнего долга.
  5. Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы.
  6. Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое превращение наличной иностранной валюты в один из компонентов денежной массы и создает дополнительный стимул возбуждения инфляции спроса.

Но чтобы верно оценить  роль и значение инфляции в этих событиях необходимо провести краткий  анализ финансовой политики руководства РБ в 90-х годов [4, c.30].

Ощущая свалившуюся на них (в 1990–1992 годах) ответственность  за судьбу белорусской экономики  и пытаясь поддержать национальных производителей, т.е. предотвратить их банкротство, Правительство РБ и Национальный банк все последние годы активно осуществляли соответствующую денежно – кредитную политику. Она фактически свелась сначала к непосредственному, а затем к всё более опосредуемому коммерческими банками интенсивному кредитованию отраслей народного хозяйства и населения РБ. Прямое валютное кредитование экономики Беларуси в 1991–1992 годах было незначительно.

С 1992 г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции (см. рис. 3.1). С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов. Если учесть, что производство валового внутреннего продукта (в фактически действовавших ценах) составило в 1993 году 9775,8 млрд. рублей, то валютная составляющая кредитной эмиссии (на конец 1993 года) составила: 5279 млрд. руб. В целом кредитная эмиссия (валютная и рублевая) составила в РБ в 1993 году 7408,02 млрд. руб. А относительно 1992 года она возросла, как это легко подсчитать, в 19,53 раза.

 

Рисунок 2.1. Индекс потребительских цен

 

Примечание – Источник: [4, c.32].

 

В 1994 году основные параметры  денежно-кредитной политики предыдущего  года были сохранены, что и позволило  банковской системе республики увеличить рублевые и инвалютные кредиты экономике и населению – в 20,5 раза.

Особенностью 1995 года явилась  валютная стабилизация, позволившая  приостановить процесс активной долларизации экономики Беларуси. Эти  успехи были достигнуты путем резкого уменьшения темпов роста кредитной эмиссии в 1995 году. Инфляция резко снизилась с 39,2% в январе до 2,5% в июне, обменный курс оставался неизменным на протяжении нескольких месяцев, чистые валютные резервы центрального банка разбухали на глазах; превысив 200 млн. USD. В январе-апреле 1995 г. ситуация на валютном рынке и антиинфляционные меры по ограничению рублевой кредитной эмиссии обусловили существенное изменение степени влияния названных выше причин роста денежной базы [6, c.13]. Чистые, внутренние кредиты Национального банка увеличились за 4 месяца только на 27% (их прирост за первый квартал 1994 г. составил 134%, чистые рублевые кредиты даже сократились на 5%. Поэтому их общий прирост обусловил всего 26% прироста денежной базы. В тоже время наблюдался почти 30-кратный рост чистых иностранных активов Национального банка, вызванный, преимущественно, покупкой инвалюты с целью недопущения ревальвации обменного курса белорусского рубля и поддержки экспорта страны. МВФ готовился подписать соглашение по программе STAND-BY. Обрадованное доступностью наличной валюты, население продавало доллары в обменных пунктах и помещало рубли на срочные депозиты в стремлении немедленно разбогатеть за счет огромной разницы в процентных ставках между рублевым и долларовыми вкладами. Достаточно отметить, что за январь – июль 1995 г. срочные рублевые депозиты населения выросли в 16,8 раза, а вся рублевая денежная масса – в 2,9 раза. Заметно выросли и рублевые активы предприятий примерно в 1,9 раза. За счет привлеченных рублей банковская система аккуратно кредитовала реальный сектор экономики, невзирая на его потенциальную убыточность, так как почти не сомневалась в эффективности предстоящих рыночных реформ. В свою очередь Национальный банк, существенно увеличив свои валютные резервы, смело пошел на либерализацию валютного рынка и даже отменил с 1 июля 1995 г. обязательную продажу валютной выручки. Не отставало и правительство, регулярно повышая минимальную заработную плату и не обременяя себя проблемами сбалансированности доходов и расходов бюджета

Первый тревожный звонок прозвучал в середине августа, когда  спрос на валюту на бирже начал  резко превышать ее предложение. Однако правильной реакции не последовало – Национальный банк, подчинившись окрику главе государства, предпочел продавать валютные резервы и «держать» курс. Тем более что приближалось подписание соглашения по кредиту МВФ. И уж совсем вопреки здравому смыслу последовало очередное понижение ставки рефинансирования Национального банка до 66% годовых, а его реальная ставка снизилась в сентябре до минимального в том году значения – 3,6%. Одновременно в конце августа 1995 г. было предпринято довольно топорное административное вмешательство в банковскую систему: фактически поглощение по приказу президента небольшим коммерческим банком с неубедительной репутацией крупнейшего государственного банка – Сберегательного банка. Это было крайне неудачное действо, совершенно не способствующее повышению доверия к белорусской банковской системе. Как следствие приток денег в банковскую систему практически прекратился, спрос на валюту принял ажиотажный характер. Довольно быстро она исчезла в обменных пунктах, а в ноябре были введены ограничения на ее продажу на валютной бирже [6, c.14]. С этого момента возникла пресловутая множественность обменных курсов, которая сохранялась в течение примерно 4,5 года и, с которой белорусские денежные власти достаточно безуспешно боролись административными методами. Что, впрочем, не помешало белорусскому рублю упасть за этот период примерно в 120 раз по отношению к доллару США. Затем последовала новая инфляционная волна, достигшая максимума в 1999 г., – рост потребительских цен в 3,5 раза. То есть достигнутая к середине 1995 г. относительная финансовая стабильность, в основе которой лежала попытка стабилизации рубля, оказалась крайне непрочной и не выдержала испытания легкомысленной макроэкономической политикой. При стабильном обменном курсе (за 1995 г. белорусский рубль подешевел всего лишь на 8%) и росте внутренних цен в 3,4 раза государственные предприятия страны оказались задавленными дешевым иностранным импортом у себя дома и начали ускоренными темами терять внешние рынки. В том числе в России, от полной потери которой как потребителя белорусской продукции спас российский финансовый кризис в августе 1998 г.

Соответственно, приток свежей валюты в страну не мог компенсировать вынужденную работу рублевого «печатного станка», направленного на поддержание рахитичного экономического роста и финансирование непосильных для данной политики бюджетных расходов [5, с. 8].

Сравнительный анализ индекса  потребительских цен и индекса  фактического кредитования говорит о тесной связи инфляции с кредитными вливаниями в экономику республики, осуществленными в 1991–1995 гг.

Информация о работе Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь