Особенности безработицы в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях).

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты безработицы
1.1 Понятие, показатели, причины и виды безработицы
1.2 Последствия безработицы и методы ее регулирования
2 Безработица как форма макроэкономической нестабильности
2.1 Особенности тенденции и динамика безработицы в России
2.2 Необходимость, методы и инструменты регулирования безработицы в отечественной экономике
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая эк.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

       Характерной чертой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Спад с 1991 по конец 1995 г. составил 35% при снижении занятости на 10%.

       Увеличившись  в 1996 году еще на 179 тыс. человек безработица  стала сокращаться, и этот процесс  продлился достаточно долгий период времени с 1996 года до конца 2000 года. Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости. В последующие годы численность безработных была относительно стабильной величиной, хотя и мела тенденции к росту. Как отчетливо видно из данных таблицы наиболее чувствительно к изменениям в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин.

       Также любопытно отметить, что достаточно большой процент безработных  мужчин отказываются от назначения им пособия по безработице, выбирая, видимо, другие источники финансирования.

       С августа 2005 по август 2006 года численность занятого населения увеличилась на 1,1%, при этом количество безработных сократилась на 10,3%. А уровень безработицы по методологии МОТ составил 6,1% - это лишь немногим выше, чем, например, в США (4,6%) или Великобритании (5,6%), но значительно ниже, чем в Германии (11,4%), Франции (8,8%) или Испании (10,9%). Заметим, что в феврале 2006 года он составлял 7,6%, а в августе 2005 года - 6,8%. В России снижается безработица

         Таблица 2. Распределение численности безработных по возрастным группам (в процентах к итогу) Рынок труда и занятость населения.// Вопросы статистики. - 2004. -№9.

       
  До 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-72
Мужчины                    
1992 15,5 21,5 13,3 12,2 11,0 8,2 4,3 5,0 4,4 4,6
1995 9,4 18,6 14,6 13,3 14,9 11,5 8,5 3,4 4,4 1,5
1996 8,8 17,8 13,1 13,8 14,3 12,4 9,1 3,8 5,0 2,0
1997 7,9 17,9 13,1 13,6 15,4 12,3 8,9 3,7 5,4 1,6
1998 7,3 18,9 13,8 12,1 14,7 12,6 9,8 4,9 3,9 2,0
1999 7,2 16,5 14,2 12,1 15,1 11,7 9,4 6,2 4,6 3,0
2000 7,0 17,7 14,1 12,4 13,6 13,6 9,9 5,1 3,7 2,8
2001 8,5 17,6 13,2 12,0 12,5 13,7 10,9 6,2 3,0 2,3
2002 8,0 16,4 13,5 13,0 11,1 13,6 10,0 8,4 2,8 3,2
2003 9,9 19,1 13,5 11,3 11,4 12,2 10,1 7,2 3,0 2,3
2004 10,3 18,3 12,7 9,6 10,7 12,6 10,7 8,7 3,5 2,8
Женщины                    
1992 18,3 16,3 12,1 12,9 10,7 8,7 5,0 6,6 4,8 4,6
1995 13,1 18,0 13,4 12,7 13,3 11,2 9,5 3,8 3,3 1,7
1996 12,0 18,4 12,7 13,6 13,9 11,7 9,6 3,7 3,3 1,1
1997 10,7 16,7 12,2 13,3 15,7 12,5 9,9 4,3 3,2 1,4
1998 8,5 17,6 12,7 11,9 14,5 13,8 11,2 5,9 2,3 1,5
1999 6,8 16,1 12,3 12,4 14,2 13,5 12,5 5,8 3,0 3,4
2000 6,9 16,8 12,6 10,4 15,4 14,0 10,8 7,4 3,1 2,6
2001 8,6 17,8 11,5 11,9 13,6 13,9 10,5 7,3 2,0 2,9
2002 9,9 17,8 13,0 10,7 12,1 12,4 11,4 8,1 2,2 2,4
2003 10,3 18,4 11,9 10,9 11,2 12,0 12,0 8,4 2,4 2,4
2004 10,6 17,0 11,9 11,6 11,2 11,5 12,6 8,6 2,9 2,1
 

       Из  данных таблицы можно сделать  однозначный вывод о том, что  безработице больше всего подвержены люди в возрасте от 30 до 40 лет. Также  следует отметить, что процентное количество безработных в возрасте от 20 до 40 лет колеблется в пределах от 10 до 15 процентов, при этом эти показатели стабильны на протяжении с 1992 по 2004 год. Наименьший же процент безработицы имеют возрастную группу от 45 до 72 лет. В большей степени это связано с низкой продолжительностью жизни и высокой смертностью в России.

       Таким образом, численность безработных  в возрасте от 16 до 29 лет составляла 41% от общего числа безработных, рассчитываемого  Росстатом. Подавляющее большинство  молодых безработных приходится на возрастную группу 18-24 лет. Среди зарегистрированных безработных в России 31% - именно молодежь.

       В целом вычисляемая цифра безработицы  для молодежи в России не так уж и пугает - это порядка 14%, или каждый седьмой. Однако, если осознавать, что  в России сейчас 30% молодых граждан получают в той же возрастной группе высшее образование (то есть, как правило, тоже не работают - учеба в вузе сейчас также многими рассматривается как занятие, напрямую не нужное, но позволяющее с пользой провести время, которое в противном случае просто будет потрачено впустую), можно констатировать: сейчас в России не работает примерно каждый четвертый молодой человек

       Экспресс-отчет  «Динамика безработицы  в регионах России»

данные  с ноября 2007 по март 2009 
Москва, 14 мая 2009 г.

Динамика  численности незанятых трудовой деятельностью граждан по России в целом

 

       Численность зарегистрированных безработных в  январе–марте 2009 г. по России существенно  выросла. К концу 1-го квартала численность  людей, зарегистрировавшихся в службе занятости, увеличилась по сравнению с началом года на 44%. В службах занятости с некоторым временным запаздыванием регистрировались безработные, потерявшие место работы с ноября 2008 г. по февраль 2009 г.

       Наиболее  высокий уровень зарегистрированной безработицы приходится на регионы  с недостаточно развитой экономикой. К таким регионам относятся Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика и Амурская область.

       Возникла  группа промышленных регионов (Хабаровский, Приморский, Алтайский и Забайкальский края, Кемеровская и Ивановская области и другие) с высоким уровнем безработицы (выше среднероссийского) и существенными рисками ее дальнейшего роста.

       В начале 2009 г. численность зарегистрированных безработных достигла первоначального  прогноза на конец 2009 г. Численность безработных на конец марта составила 2177 тыс. чел., а темп роста по сравнению с февралем — +8.2%. Прогноз на конец 2009 г. пересмотрен Правительством в сторону повышения, до 2800 тыс. чел. Фактический уровень безработицы в I квартале составил 9.5% (к численности экономически активного населения), численность безработных — 7107 тыс. чел. (согласно методологии МОТ).  

2.2 Необходимость, методы и инструменты регулирования безработицы в отечественной экономике 

       Вследствие  многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалификационном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных

       Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран.

       Можно выделить 4 основных направление государственного регулирования рынка труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличение числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособие безработным.

       В рамках этих программ в США, например в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также строительство общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работах).

       Все более важное значение приобретают  также государственное содействие найму и программ подготовки и  переподготовки кадров.

       Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

       В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые  имущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

       В случае невозможности предоставления указанными гражданами подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе. Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

       Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

       - уволенным с предприятия по  любым поводам, имевшим до увольнения  оплачиваемую работу не менее  12 календарных недель на условиях  полного рабочего дня пособие  выплачивается в течение первых  трех месяцев в размере 75% среднего  заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

       - уволенным с предприятий на  любых основаниях, но не имевшим  за последний год 12 недель оплачиваемой  работы пособие выплачивается  в размере минимальной заработной  платы;

       - гражданам, ищущим работу впервые,  а также стремящимся возобновить  трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

       Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

       Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

       Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

       1. Видяпин В.И. , Журавлева Г.П. «Экономическая  теория», Москва , 1995г.

       2. Булатов А.С. Экономика – М.: Юристъ, 1999

       3. Булатов А.С. Экономика – М.: Юристъ, 2002

       4. Видяпин В.Л. Экономическая теория – М.: Инфра-М, 1999

       5. Организация работы центра занятости: сборник нормативных документов – М.: Федеральная служба занятости, 1994 
5. Васильев А.В. Безработица // Человек и труд. 2001. № 5. С.18-17

       6.Э.  Бородянский, В. Кузьмин «Реальный  путь противодействия безработице»,  
«Человек и труд» № 9 - 1996

       7. Кашепов А. М. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России // Вопросы экономики.-1995.-№5.-С.53-58.

       8. Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев, Д.О.  Серов «Новые лишние», «ЭКО»,  №8 – 1997г.

       9. Ф. Прокопов «Макроэкономическая  динамика, занятость и безработица в  
переходной экономике», «Человек и труд», № 2,3 – 1999г.  
           10. К. Сабирьянова «Макроэкономический анализ динамических изменений на  
российском рынке труда», «Вопросы экономики», №1 – 1996г.

       11. Прокопов Ф. Макроэкономическая  динамика, занятость и безработица в переходной экономике. // Человек и труд. 1999. № 3.

       12. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс»  . М.: Республика 1995. С.159.

       13. Никифорова А. А. Уровень безработицы: как ее считать? //Вопросы экономики.-1993.-№12.-С.73-79.

Информация о работе Особенности безработицы в российской экономике