Особенности безработицы в российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях).

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты безработицы
1.1 Понятие, показатели, причины и виды безработицы
1.2 Последствия безработицы и методы ее регулирования
2 Безработица как форма макроэкономической нестабильности
2.1 Особенности тенденции и динамика безработицы в России
2.2 Необходимость, методы и инструменты регулирования безработицы в отечественной экономике
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая эк.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

       Второй  блок охватывает систему стратегических мер, способных оживить конъюнктуру рынка, сформировать инвестиции и, как следствие 
- потребительский спрос, что должно привести к увеличению товарной массы и занятости населения. Этот блок включает два рычага: государственный заказ крупным фирмам и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения государственных расходов (возможно при и росте дефицитного бюджетного финансирования). Предполагается осуществить государственный заказ крупным фирмам, имеющих большую сеть хозяйственных связей. Такой заказ поставщикам и смежникам значительно расширит поле инвестиционной деятельности. Приводится в действие не одна фирма, получившая государственный заказ, а целая их сеть, что, безусловно, увеличивает спрос на рабочую силу и соответственно рассасывает безработицу.

       Кейсианские программы успешно применялись  после второй мировой войны во многих странах. Однако наступил период, когда возникли естественные объективные трудности для их претворения в жизнь. 
Источниками финансирования этих программ всегда был государственный бюджет, а точнее государственный долг. Последний беспредельно разрастаться не может, ибо увеличение долга государства ведёт к дополнительной эмиссии денег, что без соответствующего роста товарной массы способствует инфляции. В условиях инфляции инвестиционный спрос снижается. Кроме того, процесс воспроизводства поставил новые проблемы, которые государство не могло решить восполнением недостатка спроса. 
Резко подорожали ресурсы, что привело к экономическому спаду. Необходимы были иные пути, ведущие к росту предложения.

       Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости. Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.

       Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых  не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.

       Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому  ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.

       Важным  для ликвидации безработицы, специфическим  для состояния в России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующей свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения. Меры по сокращению безработицы следующие: 
1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.); 
2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции); 
3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства); 
4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям 
5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя); 
6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Безработица как  Форма макроэкономической  нестабильности переходной экономики 

       2.1 Особенности, тенденции  и динамика безработицы  в России 

       Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно- техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

       Главная особенность безработицы в России связана с тем, что ее уровень  оказался совершенно несопоставимым с  размерами спада производства: при  сокращении последнего за пять лет  на 40% и более количество занятых  в экономике уменьшилось на 1 млн. чел., т. е. на 1,5%. Уровень же безработицы официально оценивается приблизительно в 9 – 10%. Еще одна особенность – несравненно большие размеры скрытой безработицы и неформальной занятости; последняя стала оборотной стороной безработицы.

       В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.

       Таким образом, в Российской Федерации  выделяется два среза безработицы: собственно безработица, определяемая органами статистики, и та ее часть, которая регистрируется органами государственной  службы занятости. Общее число безработных в настоящее время приблизительно 8 млн. чел. (из них около 2 млн. чел. зарегистрированы в службе занятости). Это так называемая явная безработица. Однако дело не только в размерах безработицы. 
Положение безработного сегодня для все большего числа граждан, нуждающихся в работе, становится неприемлемой формой существования. 
Ни государство в лице службы занятости, ни семья не могут материально поддержать человека в период поиска работы.

         В результате людям, нуждающимся в работе, приходится в массовом порядке обращаться к неформальным формам самозанятости. Они либо организуют собственное нелегальное дело, либо эпизодически подрабатывают у официального работодателя на теневых условиях. Людям нужна работа как стабильный источник дохода. Ее режим, характер, условия трудовой деятельности часто значения не имеют. 
Нецивилизованное использование рабочей силы в неконтролируемой экономике ведет к профессиональной деградации граждан, ухудшению физического и морального здоровья.

       Что касается скрытой безработицы, то количество работников, которые числятся на предприятиях, но фактически не работают, составляет сегодня, по расчетам Института труда Министерства труда 
РФ, более 6 млн. чел. Это примерно 12% занятых на крупных и средних предприятиях. Скрытую безработицу следует рассматривать как в принципе ненормальное явление.

       Проблема  безработицы в России нашла отражение  в целом комплексе законов, указов и постановлений высших законодательных  и исполнительных органов власти. Первый закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» был принят 19 апреля 1991г. Существенные изменения и дополнения в решение проблемы были внесены Законом РФ 
«О занятости населения в РФ» от 20 апреля 1996 г. Созданы 
Федеральная государственная служба занятости населения РФ и 
Государственный фонд занятости населения РФ. Разработана классификация статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусе в занятости. Ежегодно 
Правительство РФ принимает Федеральные программы содействия занятости населения. Разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 – 2000 гг.[2]

       В России государство гарантирует  безработным: 
. выплату пособия; 
. возмещение затрат в связи с переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; 
. возможность участия в оплачиваемых общественных работах; 
. зачет в общий трудовой стаж времени получения пособия по безработице.

       Пособие по безработице выплачивается в  течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного  возраста – в течение 24 календарных месяцев. Размер пособия: первые три месяца – 75% среднего заработка; с четвертого по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого месяца 
– 45% заработка. Но во всех случаях размер пособия не должен превышать среднего заработка, сложившегося в данном регионе.

       Существенно изменилось отношение российского  общества к безработице. В 1990 –1992 гг. среди политиков и ученых преобладало  мнение, что безработица положительно влияет на эффективность труда тех, кто пока занят, и что в целом  безработица – это благо. Ныне, когда миллионы российских граждан на личном опыте узнали, что такое безработица, все более стала утверждаться мысль, что в социально ориентированной рыночной экономике безработица не допустима, что ее рост может привести к социальному взрыву. 
Предотвращение ускоренного роста безработицы и последующее сокращение ее становятся важнейшей задачей социальной политики.
 
 

Количество  безработных в России рассчитывается по методологии Международной организации труда. Занятость и политика на рынке труда в некоторых странах с переходной экономикой. Серия публикаций по социально-трудовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии. Выпуск 5. М.: Бюро МОТ, 2000. С. 50. К безработным относят всех лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих любыми способами (через службы занятости, по объявлениям в газетах, через знакомых и т. п.) и готовых приступить к ней в кратчайший срок (т. е. не болеют, не ухаживают за детьми и стариками и т. п.).

Для расчета  показателей безработицы производится сбор данных на основании ежемесячных опросов около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство, какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.

Как видно из таблицы общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2005 год не имела тенденций  резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной (табл. 1).

Что касается численности  безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года), то здесь мы видим колебания. В связи с кризисом, численность официальных безработных в 1995 году увеличилась в 4 раза по сравнению с 1992 годом. Это породило крайне сложную социально-экономическую ситуацию в экономике страны.

Таблица 1 Численность экономически активного населения, занятых и безработных (тысяч человек) Статистический сборник.// Россия в цифрах . ноябрь 2005 г.

       
  1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2005
Численность экономически активного  населения - всего 74946 70861 69660 68079 67339 72175 71464 70968 72127 73198 73359
Мужчины 39171 37336 36749 35925 35379 37639 37154 36846 37073 37404 37339
Женщины 35774 33525 32911 32154 31960 34537 34310 34122 35054 35794 36020
В том числе:
Занятые в экономике - всего 71068 64149 62928 60021 58437 63082 64465 64664 65858 67247 67244
Мужчины 37145 33720 33087 31554 30587 32838 33374 33435 33653 34229 34227
Женщины 33923 30429 29841 28467 27850 30244 31091 31229 32205 33018 33017
Безработные – всего 3877 6712 6732 8058 8902 9094 6999 6303 6268 5951 6116
Мужчины 2026 3616 3662 4371 4792 4801 3781 3411 3385 3148 3076
Женщины 1851 3096 3070 3687 4110 4293 3219 2893 2883 2803 3040
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) - всего 578 2327 2506 1999 1929 1263 1037 1122 1500 1639 1920
Мужчины 161 872 930 721 682 383 322 359 487 533 647
Женщины 417 1455 1576 1278 1247 880 715 763 1013 1106 1273
Из  них безработные, которым назначено  пособие по безработице всего 371 2026 2265 1771 1756 1090 909 1007 1169 1305 1624
Мужчины 95 764 874 647 625 334 285 328 370 315 544
Женщины 276 1262 1391 1124 1131 756 624 679 799 890 1080

Информация о работе Особенности безработицы в российской экономике