Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 17:02, курсовая работа
В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях).
Введение
1 Теоретические аспекты безработицы
1.1 Понятие, показатели, причины и виды безработицы
1.2 Последствия безработицы и методы ее регулирования
2 Безработица как форма макроэкономической нестабильности
2.1 Особенности тенденции и динамика безработицы в России
2.2 Необходимость, методы и инструменты регулирования безработицы в отечественной экономике
Заключение
Второй
блок охватывает систему стратегических
мер, способных оживить конъюнктуру рынка,
сформировать инвестиции и, как следствие
- потребительский спрос, что должно привести
к увеличению товарной массы и занятости
населения. Этот блок включает два рычага:
государственный заказ крупным фирмам
и уменьшение учётной ставки за счёт увеличения
государственных расходов (возможно при
и росте дефицитного бюджетного финансирования).
Предполагается осуществить государственный
заказ крупным фирмам, имеющих большую
сеть хозяйственных связей. Такой заказ
поставщикам и смежникам значительно
расширит поле инвестиционной деятельности.
Приводится в действие не одна фирма, получившая
государственный заказ, а целая их сеть,
что, безусловно, увеличивает спрос на
рабочую силу и соответственно рассасывает
безработицу.
Кейсианские
программы успешно применялись
после второй мировой войны во многих
странах. Однако наступил период, когда
возникли естественные объективные трудности
для их претворения в жизнь.
Источниками финансирования этих программ
всегда был государственный бюджет, а
точнее государственный долг. Последний
беспредельно разрастаться не может, ибо
увеличение долга государства ведёт к
дополнительной эмиссии денег, что без
соответствующего роста товарной массы
способствует инфляции. В условиях инфляции
инвестиционный спрос снижается. Кроме
того, процесс воспроизводства поставил
новые проблемы, которые государство не
могло решить восполнением недостатка
спроса.
Резко подорожали ресурсы, что привело
к экономическому спаду. Необходимы были
иные пути, ведущие к росту предложения.
Такие пути были найдены экономической школой, получившей название монетарной (от слова «монета»). Монетаристы предлагают в условиях, когда безработица и спад производства протекают на фоне инфляции, снять все нагрузки на государственный бюджет, срочно уменьшить государственный бюджетный дефицит. В этих условиях государство вынуждено уклонятся от социальных программ, что, безусловно, ведёт к нагнетанию социальной напряжённости. Обуздание инфляции оздоровляет денежную единицу и формирует здоровую денежную среду.
Следующий шаг монетарной программы связан с реализацией идеи эффективного рынка, который сам очищает себя от отсталого производства, разоряет производителей, продукция которых не отвечает новейшим требованиям рынка. Обычно эти функции рынок выполняет постепенно, но в условиях циклического спада производства банкротства приобретают массовый характер. После этой суровой операции рынок выдвигает на авангардные позиции сильных и адаптированных производителей, которые наполняют рынок новыми товарами, расширяют производство и увеличивают спрос на рабочую силу.
Следует иметь в виду, что первые шаги монетарных программ приводят к резкому ухудшению жизненного уровня населения, что ухудшает социальную обстановку и провоцирует население на стихийные формы протеста. Опасность взрыва неуправляемого населения меньше, когда страна быстро справляется с трудностями экономического кризиса. Но в условиях России последовательное использование монетарной программы невозможно. Нужны новые пути выхода из спада и безработицы, специфические для стран, переходящей от административно-командной системы к рыночной.
Важным
для ликвидации безработицы, специфическим
для состояния в России является
снятие административных, правовых и экономических
ограничений, препятствующей свободной
продаже рабочей силы, а именно: отмена
института прописки, развитие рынка жилья,
преодоление монополизма государственной
собственности, развитие механизма государственного
регулирования занятости населения. Меры
по сокращению безработицы следующие:
1.Трудоустройство непосредственно на
предприятии путем создания новых рабочих
мест (расширение или создание подразделений,
переквалификация на др. специальности
и т.д.);
2.Организация общественных работ (благоустройство
территорий, лесных массивов и городских
улиц, работа на овощных базах, по уборке
сельскохозяйственной продукции);
3. Поощрение частного предпринимательства
и стимулирование самозанятости населения,
развитие малого бизнеса (товарищества,
кооперативы, фермерские хозяйства);
4. Переподготовка и профессиональная
подготовка по дефицитным специальностям
и профессиям
5. Использование гибких форм занятости
( надомный труд, неполный рабочий день,
неделя);
6. Широкая информация населения о возможности
трудоустройства, проведение ярмарок
вакансий, дней открытых дверей и т.д.
2
Безработица как
Форма макроэкономической
нестабильности переходной
экономики
2.1
Особенности, тенденции
и динамика безработицы
в России
Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно- техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
Главная
особенность безработицы в
В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.
Таким
образом, в Российской Федерации
выделяется два среза безработицы:
собственно безработица, определяемая
органами статистики, и та ее часть,
которая регистрируется органами государственной
службы занятости. Общее число безработных
в настоящее время приблизительно 8 млн.
чел. (из них около 2 млн. чел. зарегистрированы
в службе занятости). Это так называемая
явная безработица. Однако дело не только
в размерах безработицы.
Положение безработного сегодня для все
большего числа граждан, нуждающихся в
работе, становится неприемлемой формой
существования.
Ни государство в лице службы занятости,
ни семья не могут материально поддержать
человека в период поиска работы.
В результате людям, нуждающимся в работе,
приходится в массовом порядке обращаться
к неформальным формам самозанятости.
Они либо организуют собственное нелегальное
дело, либо эпизодически подрабатывают
у официального работодателя на теневых
условиях. Людям нужна работа как стабильный
источник дохода. Ее режим, характер, условия
трудовой деятельности часто значения
не имеют.
Нецивилизованное использование рабочей
силы в неконтролируемой экономике ведет
к профессиональной деградации граждан,
ухудшению физического и морального здоровья.
Что
касается скрытой безработицы, то количество
работников, которые числятся на предприятиях,
но фактически не работают, составляет
сегодня, по расчетам Института труда
Министерства труда
РФ, более 6 млн. чел. Это примерно 12% занятых
на крупных и средних предприятиях. Скрытую
безработицу следует рассматривать как
в принципе ненормальное явление.
Проблема
безработицы в России нашла отражение
в целом комплексе законов, указов
и постановлений высших законодательных
и исполнительных органов власти.
Первый закон РСФСР «О занятости
населения в РСФСР» был принят 19 апреля
1991г. Существенные изменения и дополнения
в решение проблемы были внесены Законом
РФ
«О занятости населения в РФ» от 20 апреля
1996 г. Созданы
Федеральная государственная служба занятости
населения РФ и
Государственный фонд занятости населения
РФ. Разработана классификация статистических
данных о составе рабочей силы, экономической
активности и статусе в занятости. Ежегодно
Правительство РФ принимает Федеральные
программы содействия занятости населения.
Разработана Комплексная программа мер
по созданию и сохранению рабочих мест
на 1996 – 2000 гг.[2]
В
России государство гарантирует
безработным:
. выплату пособия;
. возмещение затрат в связи с переездом
в другую местность для трудоустройства
по предложению органов службы занятости;
. возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
. зачет в общий трудовой стаж времени
получения пособия по безработице.
Пособие
по безработице выплачивается в
течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного
возраста – в течение 24 календарных
месяцев. Размер пособия: первые три месяца
– 75% среднего заработка; с четвертого
по седьмой месяцы – 60% заработка; с восьмого
месяца
– 45% заработка. Но во всех случаях размер
пособия не должен превышать среднего
заработка, сложившегося в данном регионе.
Существенно
изменилось отношение российского
общества к безработице. В 1990 –1992 гг.
среди политиков и ученых преобладало
мнение, что безработица положительно
влияет на эффективность труда тех,
кто пока занят, и что в целом
безработица – это благо. Ныне, когда
миллионы российских граждан на личном
опыте узнали, что такое безработица, все
более стала утверждаться мысль, что в
социально ориентированной рыночной экономике
безработица не допустима, что ее рост
может привести к социальному взрыву.
Предотвращение ускоренного роста безработицы
и последующее сокращение ее становятся
важнейшей задачей социальной политики.
1992 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 | |
Численность экономически активного населения - всего | 74946 | 70861 | 69660 | 68079 | 67339 | 72175 | 71464 | 70968 | 72127 | 73198 | 73359 |
Мужчины | 39171 | 37336 | 36749 | 35925 | 35379 | 37639 | 37154 | 36846 | 37073 | 37404 | 37339 |
Женщины | 35774 | 33525 | 32911 | 32154 | 31960 | 34537 | 34310 | 34122 | 35054 | 35794 | 36020 |
В том числе: | |||||||||||
Занятые в экономике - всего | 71068 | 64149 | 62928 | 60021 | 58437 | 63082 | 64465 | 64664 | 65858 | 67247 | 67244 |
Мужчины | 37145 | 33720 | 33087 | 31554 | 30587 | 32838 | 33374 | 33435 | 33653 | 34229 | 34227 |
Женщины | 33923 | 30429 | 29841 | 28467 | 27850 | 30244 | 31091 | 31229 | 32205 | 33018 | 33017 |
Безработные – всего | 3877 | 6712 | 6732 | 8058 | 8902 | 9094 | 6999 | 6303 | 6268 | 5951 | 6116 |
Мужчины | 2026 | 3616 | 3662 | 4371 | 4792 | 4801 | 3781 | 3411 | 3385 | 3148 | 3076 |
Женщины | 1851 | 3096 | 3070 | 3687 | 4110 | 4293 | 3219 | 2893 | 2883 | 2803 | 3040 |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости (на конец года) - всего | 578 | 2327 | 2506 | 1999 | 1929 | 1263 | 1037 | 1122 | 1500 | 1639 | 1920 |
Мужчины | 161 | 872 | 930 | 721 | 682 | 383 | 322 | 359 | 487 | 533 | 647 |
Женщины | 417 | 1455 | 1576 | 1278 | 1247 | 880 | 715 | 763 | 1013 | 1106 | 1273 |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице всего | 371 | 2026 | 2265 | 1771 | 1756 | 1090 | 909 | 1007 | 1169 | 1305 | 1624 |
Мужчины | 95 | 764 | 874 | 647 | 625 | 334 | 285 | 328 | 370 | 315 | 544 |
Женщины | 276 | 1262 | 1391 | 1124 | 1131 | 756 | 624 | 679 | 799 | 890 | 1080 |
Информация о работе Особенности безработицы в российской экономике