Основные виды, последствия недобросовестной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – обобщить знания, полученные при изучении различных источников, выявить новое в данном вопросе. Интересным было то, что данный материал о недобросовестной конкуренции в разных учебниках не дублировался, а дополнял друг друга.

Файлы: 1 файл

Введение микроэк..docx

— 63.11 Кб (Скачать)

      Законодательство, регулирующее отношения в сфере конкуренции, направлено на поддержание конкуренции, которая заставляет производителя  удовлетворять запросы потребителей по самым низким ценам и при минимальном использовании ресурсов. Оно призвано максимально содействовать сближению реальности некоторых форм частного управления (например, соглашений между конкурентами о фиксировании цены выше конкурентного уровня) и идеалов конкуренции. Вместе  с  тем   там, где  существует конкуренция,                                                      возможны акты  недобросовестной                                            конкуренции.

      В экономическом состязании победителем должен быть хозяйствующий субъект, предлагающий наиболее полезную и эффективную продукцию на самых выгодных, и приемлем для потребителя условиях. Такой результат, может быть, достигнут, если все хозяйствующие субъекты, как в спортивном соревновании, соблюдают определенные правила, но, как и в спорте, может возникнуть искушение пренебречь ими.

      Нарушение основных правил экономического состязания может принимать  различные формы - от прямых нападок  на конкурента до обмана «арбитра», функции  которого обычно выполняет потребитель. Однако с усложнением экономической  ситуации такая роль потребителя  становится менее значимой, так как  он зачастую не способен самостоятельно распознать акт недобросовестной конкуренции. Поэтому именно потребитель, а вместе с ним и честный конкурент  нуждаются в защите от недобросовестной конкуренции. Эта защита должна предоставляться  независимо от форм нарушений, так как  предупреждение и пресечение любой  формы недобросовестной конкуренции  служит интересам не только потребителя  и честного предпринимателя, но и  общества в целом.

     Один из способов борьбы с недобросовестной конкуренцией - регулирование самими хозяйствующими субъектами своей  деятельности-саморегулирование. Однако саморегулирование не может обеспечить достаточной защиты и должно дополняться системой правового регулирования. Правовые нормы, регулирующие предупреждение и пресечение ограничительной  деловой  практики, и нормы, регулирующие предупреждение и  пресечение недобросовестной конкуренции, взаимосвязаны: и  те, и  другие должны обеспечить эффективное  функционирование рыночной экономики. Это достигается в первом случае путем охраны свободы конкуренции, без ограничений в торговле и превышения экономической власти, а во втором - путем обеспечения добросовестного ведения конкурентной борьбы, соблюдения всеми хозяйствующими субъектами    одинаковых                   правил          «игры».

Экономические последствия  недобросовестной конкуренции, в большинстве  случаев выражена не столь явно, как экономические последствия монополистической деятельности, связаны с ухудшением «качества» конкуренции и, как результат, со снижением ее эффективности.

Российское  антимонопольное  законодательство запрещает недобросовестную конкуренцию, рассматривая ее как один из аспектов деятельности, негативно  влияющий на конкуренцию и направленной на ограничение конкуренции на товарных рынках. В ряде случаев недобросовестная конкуренция имеет своей целью  захват монопольного положения в  какой-либо сфере коммерческой деятельности или в каком-либо регионе (например, при недобросовестной дискредитации  конкурента). В других случаях акты недобросовестной конкуренции, вводя  потребителей в заблуждение относительно характеристик товара, оказывают  негативное влияние на конкуренцию, поскольку потребитель принимает  решение о покупке данного  товара данного производителя (или  у данного продавца) под влиянием утверждений, не соответствующих действительности, а недобросовестный хозяйствующий  субъект получает необоснованные преимущества перед честным конкурентом. Запрет недобросовестной конкуренции, связанной  с нарушением исключительных прав или  «коммерческий шпионаж», направлен  не только на защиту законных интересов хозяйствующих субъектов, но, в частности, и на стимулирование прогресса в интересах общества в целом.

Согласно определению, приведенному в статье 4 Закона о конкуренции, для  признания действий хозяйствующего субъекта актом недобросовестной конкуренции  необходимо и достаточно выполнение трех условий:

               - действия должны быть направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

      - действия должны противоречить требованиям действующего законодательства, обычаям делового оборота, добропорядочности, разумности и справедливости;

      -действия должны причинять или должны быть способны причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести или быть способным нанести ущерб их деловой               репутации.

      Нормы «добропорядочности»  или «справедливости» в конкуренции  есть не что иное, как отражение  социальных, экономических и морально-этических  принципов общества, которые могут  отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. Кроме того, такие  нормы могут меняться со временем. Однако это не означает, что общее  определение недобросовестной конкуренции  малоэффективно для объективной  оценки недобросовестного поведения  на рынке. Напротив, существует ряд  параметров, которые позволяют четко  установить, какая практика может  рассматриваться в качестве «добросовестной», а какая - «недобросовестной». Например, к общепризнанным чертам недобросовестного коммерческого поведения следует отнести попытки предпринимателя достичь успеха в конкуренции не за счет своих собственных достижений, а за счет неправомерного использования каких-либо положительных результатов деятельности другого лица или оказания влияния на потребительский спрос ложными либо вводящими в заблуждение утверждениями. С точки зрения добросовестности, практика использования такого рода методов изначально является      сомнительной.

 

 

Глава 2. Методы противодействия недобросовестной конкуренции предприятиями

2.1 Борьба с  недобросовестной конкуренцией

 
               Противодействие недобросовестной конкуренции входит в круг задач обеспечения безопасности предприятия в целом. Для её решения необходимо применение комплекса мер правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического характера: 
 
               - реализации мер противодействия всем видам шпионажа (промышленного, научно-технического, экономического); 

 
               - предупреждения переманивания сотрудников предприятия, обладающих конфиденциальной                                информацией; всестороннего изучения деловых партнеров и конкурентов;  своевременного выявления и адекватного реагирования на дезинформационные мероприятия; 

 
                 - разработки и совершенствования правовых актов предприятия, направленных на обеспечение его безопасности; 

 
               -реализации мер по защите коммерческой и иной информации; реализации мер по защите интеллектуальной собственности; 

               - выявления негативных тенденций среди персонала предприятия, информирования о них руководства предприятия и разработки соответствующих рекомендаций; организации взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предупреждения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия; возмещения материального и морального ущерба, нанесенного предприятию в результате неправомерных действий организаций и отдельных физических лиц.

 
               Для противодействия шпионажу необходимо полностью обезопасить все важные объекты от возможности перехвата или хищения важной информации. Для этого необходимо обеспечить защиту от прослушивания помещений, защиту технических средств обработки информации и защиту коммуникаций. 
 
               Комплекс мер по защите помещений включает в себя: 
Периодический поиск шпионской аппаратуры (жучков); наличие для проведения важных совещаний руководства отдельного помещения, специально подготовленного для защиты от прослушивания. Объектом интереса могут являться технические средства, с помощью которых обрабатывается и хранится деловая, служебная и коммерческая информация. Пишущие машинки, копировальная аппаратура, компьютеры и другая техника излучает различного рода сигналы (электромагнитные, акустические, вибрационные). Защита технических средств обработки информации может проводиться по таким направлениям:  

      - выявление, устранение и существенное ослабление излучающих сигналов путем доработки самих технических средств; 

 
               - экранировка средств обработки информации и помещений, в которых они используются; 

 
               -использование специальных генераторов радиопомех для маскировки (покрытия) побочных излучений.

 
               Защита выходящих из объекта каналов связи, назовем их внешними коммуникациями, будет включать в себя:  

      -использование собственной аппаратуры электронного шифрования для телефаксной, компьютерной и телефонной связи при обмене конфиденциальной или важной информацией с Вашими партнерами и клиентами; использование платных государственных защищенных каналов связи; применение заранее оговоренных условных фраз и кодовых выражений при ведении телефонных переговоров по городским каналам связи о времени месте проведения важных деловых встреч и совещаний, особенно, если речь идет о                                      финансовых   вопросах или доставке ценностей;  
сокращение или исключение обсуждений по городским телефонам, важных коммерческих вопросов, особенно при использовании беспроводных (радио) телефонных аппаратов. 

      Защита внутренних коммуникаций включает в себя:  

-экранирование коммуникаций; использование электронного зашумления коммуникаций и сетей электропитания, обеспечивающих работу техники обработки важной информации;

 

- установка датчиков сигнализации на места возможных посторонних подключений к коммуникациям банка данных;  
использование внутренней телефонной связи, не подключенной к городским телефонным каналам;

 

 

- периодический контроль внутренних коммуникаций специалистом службы технической защиты. В целях защиты связи внутри объекта не рекомендуется использование радиофицированных телефонных аппаратов. Несмотря на их видимые удобства, переговоры по радиоканалу могут стать достоянием посторонних лиц или даже злоумышленников, имеющих соответствующую радиоприемную аппаратуру. Комплекс мер по защите коммерческой и иной информации включает в себя не только защиту от шпионажа, но и чёткое распределение уровня «посвященности» в секреты предприятия различных сотрудников в пределах необходимых для их нормальной работы. 
 
                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Борьба с  недобросовестной конкуренцией

 

               Государственные законы и органы исполнительной власти Российской Федерации направленные на борьбу с недобросовестной конкуренцией:

      В Российской Федерации защита от недобросовестной конкуренции диктуется федеральным законом №135-ФЗ от 26 июля 2006 года “О защите конкуренции” статьёй 14 “Запрет на недобросовестную конкуренцию”. Приведём содержание данной статьи: 
 
               1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: 

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту                                              либо                               нанести              ущерб его деловой репутации; 

-введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; 

-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 

-продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к      ним средства      индивидуализации юридического лица, средства         индивидуализации      продукции,      работ,           услуг;

-незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную                      охраняемую законом   тайну. 
 
               2. Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. 

                3.Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений части 2 настоящей статьи в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку. 
Исполнительным органом государственной власти занимающейся вопросами недобросовестной конкуренции является Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) учреждённая указом президента России №314 от 9 марта 2004 года. Опираясь на вышеперечисленные законы и положение о Федеральной Антимонопольной Службе, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331M, ФАС обладает следующими полномочиями и правами: Федеральная антимонопольная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: Вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы, установленной пунктом 1 настоящего Положения, а также проект ежегодного плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

Информация о работе Основные виды, последствия недобросовестной конкуренции