Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:51, лекция
В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
Выше было сказано, что инновация является результатом инновационной деятельности.
Перейдем к
более подробному изложению сущности
инноваций и инновационной
Резюме
Инновационным
процессом называется подготовка и
осуществление инновационных
ИП состоят из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое.
Результатом ИП является инновация как реализованное использованное изменение.
Большое значение
для осуществления
ИП имеет циклический
характер.
Глава II . Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента
2.2. Виды инноваций и их классификация
Управление инновационной
деятельностью может быть успешным
при условии длительного
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные .
Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
По типу новизны для рынка инновации делятся на: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).
Если рассматривать предприятие (фирму) как систему, можно выделить :
В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
Перечисленные виды инноваций отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.
Российскими учеными
из научно-исследовательского института
системных исследований (РНИИСИ) разработана
расширенная классификация
Достаточно полную классификация инноваций предложил А. И. Пригожин:
1. По распространенности:
Диффузия - это распространение уже однажды освоенного новшества в новых условиях или на новых объектах внедрения. Именно благодаря диффузии происходит переход от единичного внедрения новшества к инновациям в масштабе всей экономики.
2. По месту в производственном цикле:
3. По преемственности:
4. По охвату:
5. По инновационному потенциалу и степени новизны:
Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.
Оригинальное
инновационное наблюдение было сделано
Н. Д. Кондратьевым в 20-х годах, который
обнаружил существование так
называемых "больших циклов" или,
как их называют за рубежом, "длинных
волн". Н. Д. Кондратьев указал на наличие
взаимосвязи длинных волн с техническим
развитием производства, привлекая
к анализу данные о научно-технических
открытиях, показывая волнообразный
характер их динамики. Он исследовал динамику
нововведений, отличая их от открытий
и изобретений. Динамика нововведений
исследуется в разрезе фаз
большого цикла. В исследованиях
Н. Д. Кондратьева впервые
2.2. Организационные структуры инновационного менеджмента
Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.
Научная организация
– организация (учреждение, предприятие,
фирма), для которой научные
В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:
Секторы науки (деятельности)
|
Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит малым фирмам.
Для рыночной экономики
характерно распространение рыночных
отношений на все хозяйственные
сферы. Поэтому инновация
Американская практика организации поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства – рисковый (венчурный) бизнес .
Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях , разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
Небольшой коллектив
гораздо мобильнее может
Малый исследовательский бизнес сформировался в 60-х годах.
Мелкие и средние
исследовательские фирмы
В зарубежной практике к малому и среднему предпринимательству относят фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.
На заводе по
производству автомобильных шин
компании "Гудьир" организационно-
В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.
Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.
Информация о работе Основные понятия инновационного менеджмента