Основные понятия инновационного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:51, лекция

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Файлы: 1 файл

Глава I.docx

— 112.29 Кб (Скачать)

Для быстрого распространения  инновации нужна развитая инфраструктура.

Инновационный процесс имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический  порядок появления новшеств в  различных областях техники. Можно  отметить, что инновация – это  такой технико-экономический цикл , в котором использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические и экономические изменения, которые оказывают обратное воздействие на деятельность этой сферы. (Это подтверждают различные концепции длинных волн Н. Д. Кондратьева, И. Е. Варги, И. Шумпетера и др.).

По мере развития деятельность, представляющая ИП, распадается  на отдельные, различающиеся между  собой участки и материализуется  в виде функциональных организационных  единиц, обособившихся в результате разделения труда. Экономическое и  технологическое воздействие ИП лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях. Значительно  больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, то есть повышается технологический  уровень инновационной системы  и ее составных элементов, повышается тем самым восприимчивость к  инновациям.

В общем виде ИП можно представить в развернутом  виде так:

ФИ - ПИ - Р - Пр - С - ОС - ПП - М - Сб,

где

  • ФИ – фундаментальное (теоретическое) исследование;
  • ПИ – прикладные исследования;
  • Р – разработка;
  • Пр – проектирование;
  • С – строительство;
  • ОС – освоение;
  • ПП – промышленное производство;
  • М – маркетинг;
  • Сб – сбыт.

Схема 1. Модель инновационного процесса

Анализ этой формулы требует абстрагирования  от факторов обратной связи между  различными ее элементами, учета длительности цикла ФИ - ОС, который может продолжаться свыше 10 лет; относительно самостоятельна и каждая из фаз (ФИ - ПИ; Пр - С) и т. д.

Начальной стадией  инновационного процесса является ФИ (теоретическое исследование), что  связано с понятием научная деятельность. Разумеется, каждый отдельный элемент  цикла (ФИ, ПИ, Р, Пр, С, ОС и П) насыщен научной деятельностью, связанной с ФИ.

Что же представляет собой научная работа, от развития которой зависит появление новшеств? Научная работа – исследовательская  деятельность, направленная на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации . Любая научная работа должна обладать новизной, оригинальностью, доказательностью.

Характерно, что  количество новых сведений и информации убывает от ФИ к ПП. Исследовательская деятельность все больше заменяется навыками, опытом и стандартными приемами.

Рассматривая  ФИ с точки зрения конечного результата, необходимо выделить исследовательскую  деятельность, направленную на получение  и переработку новых, оригинальных, доказательных сведений и информации только в области теории вопроса.

Теоретическое (ФИ) исследование не связано непосредственно  с решением конкретных прикладных задач. Однако именно оно является фундаментом  инновационного процесса. Вместе с  тем, необходимость теоретических  исследований может быть обусловлена  потребностями практики и синтезом предыдущих знаний о предмете.

Фундаментальные исследования, как правило, воплощаются  в прикладных исследованиях, но происходит это не сразу. Развитие может осуществляться по схеме 2:

Схема 2. Развитие ФИ

Только некоторые  фундаментальные исследования воплощаются  в ПИ - Р - ПР и т. д. Примерно 90% тем фундаментальных исследований могут иметь отрицательный результат. И из оставшихся 10 % с положительным результатом не все применяются на практике. Цель ФИ - познание и развитие процесса(теории вопроса).

Иную целенаправленность имеют прикладные исследования (ПИ). Это – "овеществление знаний", их преломление в процессе производства, передача нового продукта, технологической  схемы и т. д.

В результате разработок создаются конструкции новых  машин и оборудования, что плавно переходит в фазы. Проектирование (Пр), строительство (С), освоение (ОС) и промышленное производство (ПП). Фазы (М - Сб) связаны с коммерческой реализацией результатов инновационного процесса.

Таким образом, инновационный менеджер имеет дело с различными стадиями инновационного процесса и с учетом этого строит свою управленческую деятельность.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Для него, как  и для любой другой области  менеджмента, характерны:

  • постановка цели и выбор стратегии
  • четыре цикла.

Сказанное наглядно представлено на схеме 3.

  1. Планирование : составление плана реализации стратегии.
  2. Определение условий и организация : определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  3. Исполнение : осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  4. Руководство : контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.
 
 

1.2. Научно-техническая  и инновационная  деятельность

Научно-техническая  и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

Научно-техническая  деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением  научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и разработки; научно-техническое образование  и подготовку кадров; научно-технические  услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой  творческую деятельность. Их целью  является увеличение объема знаний о  человеке, природе, обществе, поиск  новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные  исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные  или теоретические исследования, направленные на получение новых  знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они  могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение  конкретных практических задач. Они  представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых  знаний, поиск путей использования  результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех  или иных проблем.

Разработки –  это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых  процессов, систем и услуг или  усовершенствование уже выпускаемых  или введенных в действие. Они  могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного  объекта или технической системы  ( конструкторские работы ); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств ( проектные работы ); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт ( технологические работы ); созданием опытных образцов ( оригинальных моделей , обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по применению нововведений).

Таким образом, научные исследования и разработки включают :

  • конструкторские работы;
  • проектные работы;
  • технологические работы;
  • создание опытных образцов;
  • проведение испытаний.

Для изучения рынка  новшеств инновационный менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и  разработках дается не только по видам  работ, но и по секторам науки, социально-экономическим  целям и отраслям науки .

Рассмотрим теперь понятие научно-технической услуги.

Научно-технические  услуги охватывают деятельность, связанную  с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению  и применению научно-технических  знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

  • научные организации в качестве неосновной деятельности;
  • самостоятельные организации, созданные для этих целей ( институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим  услугам относятся : предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них  значительного элемента новизны.

Объектами управления в инновационном менеджменте  является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и  финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более  широкое. Она включает научно-техническую  деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей  составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей , осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях  инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Источниками финансирования науки и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные  исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том  числе федерального (для научных  исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных  бюджетов, получаемые организацией непосредственно  или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда  стабилизации экономики, фонда регионального  развития, отраслевых и межотраслевых  внебюджетных фондов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических  и физических лиц, находящихся вне  политических границ государства, а  также от международных организаций).

Информация о работе Основные понятия инновационного менеджмента