Основные макроэкономические показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 15:37, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы:
1.рассмотреть понятие валовой внутренний продукт и методы его расчета;
2.раскрыть термины номинальный и реальный валовой внутренний продукт;
3.изучить понятие система национальных счетов;
4.рассмотреть валовой внутренний продукт и чистое экономическое благосостояние;
5.проанализировать кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве;
6.рассмотреть динамику основных макроэкономических показателей в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие «валовой внутренний продукт» и методы его расчета……….…5
1.1. Метод добавленной стоимости……………………………………………….….6
1.2. Метод расчет ВВП по расходам……………………………………………...…..7
1.3. Метод расчет ВВП по доходам (распределительный метод)………………...10

Глава 2. Номинальный и реальный валовой внутренний продукт…………….....14
2.1. Логика прогнозирования валового внутреннего продукта…………………..16

Глава 3. Система национальных счетов………………………………………….20

Глава 4. Валовой внутренний продукт и
«чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ)……………………………………23

Глава 5. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве…………….26
5.1. Оценка уровня цен…………………………………………………………...……27

Глава 6. Динамика основных макроэкономических показателей в России..……….29

Заключение. ………………………………………………………………………..……34

Список используемой литературы…………………………………………………......37

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по экон теории.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

       Теорию  национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты – теоретики и практики, среди  которых необходимо отметить имена таких ученых ХХ века, как Р. Стоуна, А. Мэдисона, Э. Денисона, В. Леонтьева (США), Ф. Перу (Франция), Дж. Хикса, Дж. М. Кейнса (Великобритания).

       Особое  внимание совершенствованию СНС уделят международные организации и, прежде всего, ООН. Стандартная система национальных счетов, разработанная Статистической комиссией ООН, применялась с 1953 года. Это была система из шести счетов, которые давали возможность оценить экономическое развитие страны. В 1968 году была введена новая версия международного стандарта СНС, которая существовала до 1993года и включала следующие счета:

    1. Сводные счета.
    2. Счета производства, потребления и использования капитала.
    3. Счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.

       СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.

         С 1993 года действует третья  модификация международной стандартной системы национальных счетов, построенная на последних к тому времени достижениях теории и практики национального счетоводства в отдельных странах.

       При разработке этой системы были определены границы «экономического производства» (т.е. сферы производства ВВП, которые охватывают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве (приготовление пищи, уборка жилища, воспитание детей и т.д.). В производство включена деятельность по защите окружающей среды.

       Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.

       Система национальных счетов играет важную роль в экономике в целом.

    • Они дают нам возможность держать руку на экономическом пульсе страны. Система национальных счетов позволяет нам измерять объем производства в конкретный момент времени и раскрывать причины, по которым производство находится именно на этом уровне.
    • Сравнивая уровни национального дохода за некоторый отрезок времени, мы можем проследить долговременную тенденцию, определяющую характер развития экономики: рост, стабильное воспроизводство, застой или спад.
    • Информация, которую содержат национальные счета, служит основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на улучшение функционирования экономики: без такой системы учета экономическая политика базировалась бы на интуиции. Национальные счета позволяют систематически следить за экономическим здоровьем общества и определять политику, которая бы способствовала поддержанию и улучшению этого здоровья.

       В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).

       Рассмотрим  важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП  на различных его стадиях.

       Чистый  внутренний продукт (ЧВП) представляет собой ВВП за вычетом амортизационных  отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов: ЧВП = ВВП-амортизация. Таким образом, в ЧВП включается только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году.

       Национальный  доход (НД). Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т.е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей. Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, мы получаем показатель национального дохода (НД). С точки зрения собственников ресурсов, национальный доход является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период.

       Располагаемый доход (РД), или личный располагаемый  доход представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Здесь следует отметить, что часть заработанного дохода – взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий – не поступает в распоряжение населения. В то же время трансфертные платежи, осуществленные государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налогов на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и  сбережения домашних хозяйств.  
 
 
 
 
 

       Глава 4. Валовой внутренний продукт и

       «чистое экономическое благосостояние» (ЧЭБ).

       Насколько точно показатель ВВП измеряет экономическую  активность и благосостояние нации? Этот вопрос вызывает особый интерес  экономистов в связи с рядом  причин.

       Во - первых, не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Существует ряд благ, которые трудно поддаются измерению, поскольку они не имеют рыночной оценки (не реализуются на рынке). Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства – приготовление еды, воспитание детей, ремонт своими силами и вообще деятельность по принципу «сделай сам»; добровольный труд, например, работа по уборке территории вокруг своего дома; помощь соседям; благотворительная деятельность и т.п.

       Во  – вторых, деятельность в сфере теневой экономики, т.е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. Необходимо различать два типа сделок (трансакций): сделки, которые не являются нелегальными с точки зрения закона (например, репетиторство), но, осуществляя их, люди нарушают  так как не декларируют свои доходы. Другой тип трансакций – незаконная деятельность (проституция, производство и продажа наркотиков, торговля оружием и т.п.).

       Можно ли измерить деятельность в сфере  теневой экономики? В принципе, если бы теневая экономика отражалась бы в системе национальных счетов, то она перестала бы быть теневой. Следует заметить, что современная версия СНС ООН (1993 г.) рекомендует учитывать активность в теневом секторе экономики. Проблема состоит в том, какими методами измерить результаты деловой активности экономических агентов, которые сознательно скрывают ее. Поскольку представители теневой экономики не подают налоговых деклараций, поскольку речь может идти лишь о косвенных оценках деятельности теневого сектора. Для этого экономистами разработан ряд показателей, позволяющих учесть масштабы нелегальной экономики. В зависимости от выбранного метода оценки, результаты могут оказаться неодинаковыми. Вот почему цифры, характеризующие масштаб теневой экономики в одной и той же стране, могут оказаться различными. Наиболее известными методами оценки теневой экономики являются следующие:

    • Анализ спроса на наличность (подход основан на том, что теневая экономика поглощает подавляющую часть наличных денег – ведь нелегальные сделки совершаются за наличные – за вычетом денег на руках у населения).
    • Метод учета расхода электричества (поскольку электроэнергию нельзя запасать впрок, постольку превышение темпов роста потребления электроэнергии в стране над темпами роста реального ВВП свидетельствует о ее потреблении теневым сектором).
    • Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами.
    • Расхождение между доходами и расходами.

       В следующей таблице приведены  оценки масштабов теневой экономики  по некоторым странам, основанные на методе анализа спроса на деньги.

       Масштабы  теневой экономики в некоторых  развитых странах

       в 1994-1997 гг., в  % от ВВП.

Страны  ОЭСР Масштабы  теневой экономики
 
Италия

Швеция

Франция

Германия

Великобритания

США

Швейцария

1994-1995 гг. 1996-1997 гг.
26,0

18,6

14,5

13,5

12,5

9,2

6,7

27,2

19,5

14,8

14,75

13,0

8,8

7,8

 

       В России по официальным данным, доля теневого сектора в общем объеме ВВП в 2001 г. снизилась до 18%, хотя два  года назад доля теневого сектора  прогнозировалась правительством на уровне 25-30% ВВП. Альтернативные оценки масштабов теневой экономики в России варьируют в весьма широком диапазоне – от 20 до 40-50% ВВП.

       В - третьих,  показатель ВВП  не учитывает  благосостояние общества, связанное  с досугом, или ценностью свободного времени.

       В - четвертых, в показателе ВВП отсутствует  оценка негативных результатов деловой  активности, таких, как загрязнение  окружающей среды, что влечет  за собой уменьшение благосостояния общества.

       Учесть  влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель «чистого экономического благосостояния» общества (ЧЭБ), введенный в научный оборот американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Тобином:

       ЧЭБ = ВВП – денежная оценка отрицательных  факторов, воздействующих на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени. Вся сложность заключается в том, как дать денежную оценку всем тем видам деятельности, которые не носят рыночного характера и, следовательно, не могут быть оценены в процессе свободного рыночного обмена.

       Показатель чистого экономического благосостояния интересен, прежде всего, как теоретическая постановка проблемы учета различных сторон функционирования экономики, в том числе и неформальной. Однако на практике статистические службы ООн и национального счетоводства отдельных государств еще не владеют унифицированной методикой расчета чистого экономического благосостояния.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 5. Кругооборот доходов и расходов

       в национальном хозяйстве.

       В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственниками которых являются известные нам основные субъекты рыночной экономики.

       Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует предельному продукту данного фактора в денежном выражении. Но доходы одних субъектов рыночной экономики одновременно являются расходами других субъектов. Поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте доходов и расходов в масштабах национальной экономики.

       Упрощенная  схема кругооборота доходов и  расходов ( т.е. без учета финансового  рынка и международных экономических  связей) представлена в приложении. 

       Рынок ресурсов 

                                                    Услуги                                        Оплата услуг

                                                  факторов                                        факторов 

                                                производства                                 производства 

       Домашние       Налоги            Государство  Налоги          Фирмы

       хозяйства      Трансферты                                                     Субсидии 

Информация о работе Основные макроэкономические показатели