Организация и управление внешнеэкономической деятельности

Автор: Василий Жужев, 31 Октября 2010 в 07:30, реферат

Краткое описание

Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства
2. Законодательная база внешнеторговой деятельности России
3. Органы, регулирующие ВЭД в РФ
4. Стратегические направления внешнеэкономической политики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Орган. и управ. ВЭД.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     • обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере  ВЭД между федерацией и регионами;

     • оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в налаживании  деловых контактов и выходе на внешние рынки;

     • помощь региональным властям в подготовке и осуществлении государственных и региональных программ международного сотрудничества;

     • регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых товаров.

     7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представительства РФ за рубежом. Их задачи:

     • защита и представительство интересов  российских участников ВЭД в стране пребывания, снабжение их необходимой  информацией, оказание консультационных услуг;

     • контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;

     • содействие в установлении и расширении деловых контактов между фирмами соответствующих государств;

     • сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.

     Министерство  по развитию экономики, помимо разработки и проведения единой государственной социально-экономической политики в целом, также играет важную роль в управлении ВЭД России. Оно участвует в разработке предложений по экономической политике в сфере международного сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ, участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества; внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.

     Министерство  финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет методические основы разработки платежного баланса.

     Центральный банк России определяет совместно с  Министерством финансов условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала, выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций. Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и импорту.

     Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно  подчинен Президенту РФ и выполняет следующие функции:

     • осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ гражданами и грузами, декларированием соответствующих  грузов и имущества;

     • принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров таможенных сборов;

     • участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации грузов, финансовых средств имущества граждан;

     • осуществляет защиту экономических  и иных интересов России через борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;

     • ведет таможенную статистику;

     • принимает участие в валютном и экспортном контроле;

     • принимает участие в разработке таможенного законодательства и таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Стратегические направления внешнеэкономической политики России 

      Стратегическим  направлением внешнеэкономической  политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта   узкого  круга   товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих   потребительских   товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней.

      В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

  • повышение конкурентоспособности российской экономики;
  • сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
  • обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
  • проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его  конкурентоспособности,  не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
  • сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля над осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.

      Присоединение России к Всемирной   торговой   организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока находится вне рамок действия  согласованного «кодекса поведения» участников мирового   внешнеэкономического обмена и не может использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной и химической продукции.

      В настоящее время в основном уже  завершен так называемый «информационный  этап»  этого процесса. Начаты консультации и переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в этой международной организации, которые способствовали бы улучшению торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в плане условий доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.

      Присоединение России к ВТО возможно лишь после  достижения в ходе переговорного  процесса указанного баланса интересов, что в свою очередь зависит  не только от российской стороны, но и  от позиции наших торговых партнеров.

      Установленный в России внешнеторговый режим либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях.

      27.10.2008 года Правительство одобрило основные направления внешнеэкономической политики России до 2020 года. Министр экономического развития Набиуллина отметила, что основные направления внешнеэкономической политики базируются на задачах долгосрочной концепции социально-экономического развития до 2020 года. По ее словам, важнейшими направлениями являются уменьшение зависимости экономики от экспорта сырья и поддержка высокотехнологичного экспорта. Министр сообщила, что, в частности, планируется увеличить финансирование программ по поддержке экспорта, НИОКР. Кроме того предполагается "рационализация импортной политики" с точки зрения импорта высокотехнологичного оборудования при одновременном поддерживании конкурентоспособности отечественного производства. В качестве страновых приоритетов, предусмотрены интеграция в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭСа, развитие торговых отношений с СНГ, Китаем, Индией, ЕС.  

      Заключение 

      У России есть все необходимые предпосылки для достижения уровня внешней торговли, который соответствует ее потенциалу, то есть емкий внутренний рынок, сырьевые ресурсы, способность удовлетворить не только внутренние нужды, но и потребность крупнейших стран мира, достаточно высокий технический уровень по ряду отраслей промышленности (авиастроение, космические технологии, энергетическое машиностроение и другие).

      На  сегодняшний день во внешней торговле особое значение предается созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Правительство принимает меры, чтобы РФ стала более предсказуемой для внешнего инвестирования.

      По  словам президента РФ Д.А. Медведева  в области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.

      Как заявляет Премьер-министр Владимир Путин необходимо превратить системы господдержки экспорта в доступный инструмент развития, прежде всего, высокотехнологичных отраслей.

      "Активная  внешнеэкономическая политика - один  из важнейших факторов долгосрочного экономического роста, это эффективный инструмент для диверсификации и повышения устойчивости отечественной экономики, для ее перехода на инновационный путь развития", - В.В.Путин.

      Россия  способна стать крупнейшим мировым экспортером сельхозпродукции, внести существенный вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности. В последние годы происходит активное развитие инфраструктуры внешнеэкономической деятельности РФ, в частности, увеличиваются мощности морских портов, открываются новые маршруты транспортировки российских углеводородов.

      Россия  должна максимально задействовать имеющиеся конкурентные преимущества, в том числе как ключевого игрока в глобальной энергетике, и в то же время - занять новые перспективные ниши в международном разделении труда, продвигать на мировые рынки отечественную не сырьевую продукцию, содействовать созданию в стране новых высокотехнологичных производств.

      Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импортного продовольствия, то есть увеличить производство АПК России.

      Россия  должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность  продвижения своих интересов  через участие в качестве полноправного партнера, в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованной литературы. 

    1. Авдокушкин  Е.Ф. Международные экономические  отношения. – М.: Владос, 2001. – 370 с.
    2. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. - М.: Академкнига, 2003. – 216 с.
    3. Киреев А.П. Международная экономика. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 458 с.
    4. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007. – 258 с.
    5. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2006. – 326 с.
    6. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М.: Гардарики, 2002. – 436 с.
    7. Турбан Г.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Инфра-М, 2003. – 446 с.

Информация о работе Организация и управление внешнеэкономической деятельности