Организация и управление внешнеэкономической деятельности

Автор: Василий Жужев, 31 Октября 2010 в 07:30, реферат

Краткое описание

Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства

Оглавление

Введение
Основная часть
1. Сущность и задачи внешнеэкономической политики государства
2. Законодательная база внешнеторговой деятельности России
3. Органы, регулирующие ВЭД в РФ
4. Стратегические направления внешнеэкономической политики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Орган. и управ. ВЭД.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Результаты  поиска всех перечисленных факторов дают объективное основание для  формирования реально обоснованной внешнеэкономической политики по отношению к рассматриваемой стране, т.е. позволяют адаптировать общие принципы ВЭП к условиям взаимодействия РФ с конкретной страной.

     Поскольку государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности в соответствии с российским законодательством осуществляется не только на федеральном, но и на региональном уровне, все рассмотренные аспекты прослеживаются и на уровне субъектов Российской Федерации.

     Перед государством, как на федеральном, так  и на региональном уровне, стоят серьезные задачи регулирования деятельности предприятий и организаций – участников внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, необходимо создать условия для увеличения объемов производства импортозамещающей продукции, более активного выхода предприятий с этой продукцией на мировые рынки, условия для создания предприятий с участием иностранного капитала и привлечения инвестиций в реализацию социально значимых проектов. Предприятия - экспортеры должны принять участие в реализации национальных проектов, в первую очередь, касающихся вопросов развития агропромышленного комплекса, стройиндустрии, здравоохранения, а также активнее прилагать усилия по продвижению на внешние рынки продуктов интеллектуальной деятельности, качество которых в России находится на высоком уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Законодательная база внешнеторговой деятельности России 

     В настоящее время основу российского  законодательства составляют законы:

     - "О таможенном тарифе";

     - "О мерах по защите экономических  интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами";

     - "О военно-техническом сотрудничестве  Российской Федерации с иностранными  государствами";

     - "О координации международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Российской Федерации";

     - "Об экспортном контроле";

     - Таможенный кодекс;

     - "Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности"; 
- "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".

     Таможенный  кодекс Российской Федерации определяет основы таможенного дела. В 1992 -1993 гг. были приняты Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", которые в тот период создали правовую основу для работы таможенных органов. Однако вскоре потребовались такие законодательные положения, которые имели бы в своей основе многосторонние соглашения, заключенные в рамках ВТО и Международной таможенной организации.

     В настоящее время Таможенный кодекс регулирует перемещение товаров  через таможенные границы, устанавливает  таможенные режимы, порядок таможенного оформления и таможенного контроля. Нарушения таможенных правил и ответственность за это также предусмотрены специальными разделами.

     В Таможенном кодексе даются определения  основных понятий, используемых в таможенной системе страны. Рассматриваются такие вопросы, как страна происхождения товара, таможенные процедуры, режимы, платежи и др.

     В Федеральном законе "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности" сформулированы основные направления, принципы и организационные  основы внешней торговли России. Внешнеторговая деятельность России рассматривается в этом законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли. 
В соответствии с указанным законом правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица.

     Участники внешнеторговой деятельности:

     - внешнеторговые фирмы разных  форм собственности, которые выступают  главными субъектами внешнеторговых  связей;

     - государственные внешнеторговые  организации -правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь созданные, имеющие статус федеральных государственных предприятий;

     - участники мелкооптовой торговли.

     Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеторговую деятельность, подлежат учету в таможенных органах, причем этот учет носит добровольный характер. 
К методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России относятся:

     - таможенно-тарифное регулирование;

     - методы нетарифного регулирования;

     - запреты и ограничения внешней  торговли;- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

     В данном законе зафиксировано также  положение о национальном режиме в отношении товаров, происходящих из иностранных государств: товарам, происходящим из иностранного государства, предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый аналогичным товарам российского происхождения.

     Специально  сформулированы положения о государственном  регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью, особых видах запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Органы, регулирующие ВЭД в РФ. 

     В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими функциями:

     • осуществлять общее руководство  государственной внешнеэкономической политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее направлениям);

     • подписывать международные соглашения, представлять Россию на соответствующих международных форумах;

     • регулировать военно-техническое сотрудничество;

     • определять условия экспорта драгоценных  камней, металлов, расщепляющихся материалов.

     Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают  и принимают законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты руководителей ведомств.

     Правительство РФ выполняет следующие функции:

     • проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет разработку соответствующих программ;

     • участвует в организации и  проведении международных переговоров;

     • участвует в формировании экспортного  и импортного режимов;

     • осуществляет управление федеральной  российской собственностью за рубежом;

     • регулирует величины ставок таможенного  тарифа;

     • принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;

     • разрабатывает и осуществляет мероприятия  по реализации указов Президента РФ.

     Специальным государственным органом регулирования  ВЭД является Министерство внешних  экономических связей (МВЭС) РФ. В  его функции входят:

     • государственное регулирование  ВЭД (разработка рекомендаций по совершенствованию  нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);

     • координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по совершенствованию  внешнеэкономической политики; координация действий федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация действий российских экспортеров и т.д.);

     • оценка перспектив и текущего состояния  внешнеэкономических связей РФ (анализ и прогноз мировой экономической  конъюнктуры; участие в разработке платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);

     • кадровое и информационное обеспечение  ВЭД (подготовка и повышение квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);

     • создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих международных организаций; борьба против дискриминации российских экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство, участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и т.д.);

     • участие в экспортно-импортных  операциях по ряду товарных групп  через внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг», «Росвнешторг» и др.);

     • руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных МВЭС в субъектах РФ.

     В систему МВЭС входят:

     1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного экспорта; координации ВЭД; многостороннего  экономического сотрудничества; регулирования  ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый  и др. Центральный аппарат имеет  также ряд отделов и управлений).

     2. Внешнеэкономические объединения,  осуществляющие внешнеторговую деятельность по определенной номенклатуре товаров.

     3. Всероссийская академия внешней  торговли, осуществляющая подготовку руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в международных экономических организациях. На обучение принимаются, как правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели активно занимаются консультационной деятельностью.

     4. Всероссийский научно-исследовательский  конъюнктурный институт (ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей, конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую информацию зарубежных информационных агентств.

     5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах, снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям, располагает сервисным центром.

     6. В условиях децентрализации управления  ВЭД особую роль играет институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:

     • проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей территории России, общий государственный надзор;

Информация о работе Организация и управление внешнеэкономической деятельности