Нормативно-правовая база, влияющая на деятельность профсоюзов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Первые профессиональные союзы (тред-юнионы – trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профессиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее законодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 .) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «преступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common low). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило государство отменить уголовное преследование организации профсоюзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Франции – в 1864 г., в Италии – в 1896г.

Оглавление

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности профсоюзов 3
2. Права профсоюзов в сфере регулирования трудовых отношений 8
3. Механизм реализации интересов профсоюзных органов в экономической сфере 12
4. Ответственность профсоюзов в области трудовых отношений 15
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Проблемы профсоюзов1111.doc

— 95.50 Кб (Скачать)

1) по их положению в системе прав данной организации;

2) по степени общности;

3) по степени самостоятельности;

4) по формам реализации;

5) по содержанию (кругу вопросов, решаемых профсоюзами или с  их участием);

6) по кругу лиц, чьи права  и интересы вправе представлять и защищать профсоюзы.

Классификация по положению  в системе прав позволяет соотнести  каждое право в зависимости от того, каким органом (в акте какого органа) это право закреплено: в  федеральном законе или законе субъекта РФ, в соглашении или коллективном договоре.

Классификация по степени общности позволяет выделить общие для  всех профсоюзов права и права, предоставленные  определенным профсоюзным органам. В результате появляется возможность  соотнести принцип единства в  регулировании общественных отношений, в которых участвуют профсоюзы, с принципом дифференциации.

Когда права профсоюзов носят  общий характер, ими обладают все  профсоюзы и все их органы, сформированные в соответствии с уставами для  представительства и защиты прав и интересов работников. Например, несмотря на почти полное отсутствие прямых норм о правах средних звеньев системы профсоюзных органов (городских, областных комитетов; городских, областных федераций профсоюзов и т.д.), они могут пользоваться общими правами, предоставленными профсоюзам как организации.

Дифференциация прав по профсоюзным  органам дает возможность конкретному  звену профсоюзных органов пользоваться помимо общих еще и конкретными  правами, для них предусмотренными. Особое значение имеют конкретные права, предоставленные органам первичных профсоюзных организаций, действующих на предприятиях – профсоюзным комитетам (профкомам). В некоторых профсоюзах приняты иные наименования органа первичной организации. (Но поскольку в большинстве профсоюзов существуют именно профсоюзные комитеты, этот термин более привычен и содержится в законодательстве. В ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах, используется именно такое наименование). Значение прав профкомов в статусе профсоюзов и системе их прав определяется местом этих органов – тем, что они объединяют работников непосредственно на предприятии, в организации, действуют там, где реализуются трудовые правоотношения.

Наличие общих прав и прав, конкретизированных по отдельным профсоюзным  органам, обеспечивает единую для всех профсоюзов правовую основу их деятельности и ее необходимую дифференциацию.

Всем профсоюзам и их органам  принадлежит общее право на представительство  интересов работников. Каждому –  на своем уровне, в своем масштабе. Основанное на уставах и законе, оно отражается на положении профсоюзов как организации трудящихся для защиты их интересов, работающей непосредственно в трудовых коллективах, способной знать, достойно представлять и защищать их права и интересы. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Однако не всегда и не все профсоюзы в полной мере справляются с этими задачами. В последние годы им все труднее добиваться социальной справедливости при решении трудовых вопросов в интересах трудящихся, особенно вопросов занятости, оплаты и охраны труда.

Классификация прав профсоюзов по степени самостоятельности позволяет подразделить их на права:

а) по участию в принятии решений  работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных  с управлением трудом (регулированием трудовых отношений);

б) по решению вопросов на паритетных началах;

в) самостоятельно принимать  решения.

Например, законом прямо предусмотрено  участие профсоюзов в установлении и применении условий труда в  случаях, предусмотренных законодательством.

На паритетных (равноправных) началах заключаются коллективные договоры, соглашения между объединениями профсоюзов и работодателей, органами исполнительной власти. Самостоятельно профсоюзы выступают в защиту работников при разрешении трудовых споров.

Существуют две группы форм осуществления профсоюзами их прав (форм деятельности):

а) неправовые, то есть предусмотренные уставами профсоюзов

б)правовые, то есть предусмотренные  законодательством. Классификация  прав профсоюзов по формам их реализации (правовым формам) позволяет выделить разные по юридической силе действия профсоюзов. Это – выражение мнения (например, в правотворчестве), согласование акта (действий работодателя, его представителя) (например, введение коллективной материальной ответственности работников); согласие, разрешение на определенные действия работодателя (администрации (например, на производство сверхурочных работ) требование определенных действий от работодателя (администрации) (например, требование принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора – ст. 26 Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Укрупнено, по содержанию права делятся на права:

во-первых, по участию в регулировании  трудовых отношений,

во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства,

в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров. Среди прав в этой области важное место занимает право  на забастовку.

По существу, это деление  прав профсоюзов по правоотношениям, стороной которых они являются. Правовое регулирование трудовых отношений осуществляется на основе сочетания централизованных начал с локальным, при возрастании роли соглашений, коллективных договоров и индивидуальных трудовых договоров (контрактов). На всех уровнях профсоюзам предоставлены довольно широкие полномочия с тем, чтобы они могли выразить и отстоять права и интересы работников.

В разрешении трудовых споров профсоюзы  выступают на стороне работников в качестве их законных представителей. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров они (через руководителей, других сотрудников профсоюзных органов) могут быть представителями и защитниками прав работников, выступать в качестве экспертов, свидетелей по делу, вправе заявить иск в интересах работника.

При коллективных трудовых спорах профсоюзы вправе выступать в качестве стороны, вырабатывать требования и предъявить их работодателю (администрации), объявлять и проводить забастовку, на паритетных началах с работодателем (администрацией) участвовать в создании и деятельности примирительной комиссии, выборе посредника, формировании трудового арбитража.

По кругу лиц, в защиту которых  выступают профсоюзы, их права подразделяются на права по защите: а) членов профсоюза; б) работников, вне зависимости от членства в профсоюзе.

В соответствии с действующими уставами и законодательством профсоюзы представляют и защищают интересы членов своей организации. Так обстоит дело, когда необходимо защитить трудовые права конкретного работника. Индивидуальные права и интересы профсоюзы вправе и обязаны защищать тогда, когда работник является членом профсоюза. Вместе с тем, закон не запрещает профсоюзам встать на защиту и тех, кто не состоит в этой организации, по их просьбе или по собственной инициативе. Когда же речь идет о коллективных правах и интересах работников, то профсоюзы, как правило, действуют независимо от того, состоят ли они все членами профсоюза (например, при выработке условий коллективных договоров, соглашений). И это естественно, так как закон не допускает различий в условиях труда в зависимости от членства в профсоюзе. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям (см. п. 2 ст. 19 Конституции РФ).

  • 3. Механизм реализации интересов профсоюзных органов в экономической сфере

 

Основными условиями постоянного  роста и достижения достойного уровня жизни населения должны стать  стабилизация и подъем отечественной  экономики. Общероссийские объединения  профсоюзов, общероссийских объединений  работодателей и Правительства Российской Федерации, руководствуясь необходимостью сохранения согласия в обществе, обеспечения государственных минимальных социальных стандартов и гарантий для всех граждан России, стремясь к развитию коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, обязуясь соблюдать договоренности, достигнутые в ходе трехсторонних коллективных переговоров и консультаций, и признавая их в качестве правового акта, заключили на основании Федерального закона «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» и Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» Генеральное соглашение, определяющее согласованные позиции сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в ходе проведения социально-экономической политики и совместные действия по его реализации.

Положительными моментами  является то, что стороны обязуются  совместными усилиями добиваться стабилизации и подъема экономики, укрепления экономического и финансового положения организаций путем осуществления следующих мер:

1) формирование федерального  бюджета с учетом его ориентации  на развитие отечественного производства  и подъем экономики, совершенствование  системы межбюджетных отношений  субъектов Российской Федерации в интересах сбалансированного развития экономики регионов и страны в целом;

2) повышение уровня жизни  населения как необходимого условия  достижения социальной стабильности, общественной поддержки реформ  и создания позитивных трудовых  и предпринимательских мотиваций, сохранение образовательного и культурного потенциала российского общества на основе единства культурного и образовательного пространства страны;

3) проведение промышленной  политики, обеспечивающей:

- активную поддержку отечественных  производителей в целях роста объемов производства отечественных товаров, эффективности труда, качества продукции и конкурентоспособности российской промышленности и транспорта;

- действенную защиту интересов  отечественных производителей на  внутреннем и внешних рынках на основе российского законодательства и международных норм; содействие реструктуризации и реформированию управления хозяйствующих субъектов в соответствии с принципами и условиями рыночной экономики; активизацию прогрессивных структурных сдвигов в экономике, поддержку структурных преобразований в промышленности в сочетании с мерами по регулированию перераспределения рабочей силы между отраслями и производствами; соблюдение гарантий при привлечении зарубежных и отечественных инвестиций для развития реального сектора экономики, в том числе создание системы комплексной защиты прав инвесторов и осуществление мер по повышению инвестиционной активности населения; поддержку научно-технических и инновационных проектов на конкурсной основе, финансирование фундаментальных научно-исследовательских работ; осуществление мер по содействию развитию малого и среднего бизнеса как основы увеличения объемов производства и создания новых рабочих мест в условиях рыночной экономики;

4) государственная поддержка агропромышленного комплекса, направленная на восстановление и развитие сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности;

5) укрепление финансового  положения российских организаций  и предприятий за счет: поддержания  оптимального соотношения рубля  и иностранной валюты; недопущения нерегулируемой эмиссии, грозящей существенным ростом цен, снижением платежеспособности и курса рубля; рационализации налоговой системы, имея в виду снижение налогового бремени на непосредственных товаропроизводителей; разработки мер по повышению собираемости налогов и платежей в бюджет и социальные фонды; завершения реформирования налоговой системы, направленной на развитие предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности; совершенствования государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; предотвращения дальнейшего углубления ценовых диспропорций в различных секторах экономики; установления мер защиты ключевых отраслей экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции и обеспечения потребностей внутреннего рынка, в случае критического недостатка товаров на нем, посредством регулирования в соответствии с действующим законодательством производства таких товаров; формирования и размещения на конкурсной основе заказов на продукцию и услуги для государственных нужд; своевременного формирования, размещения и финансирования государственного оборонного заказа; усовершенствования механизма реструктуризации задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

6) реализация программы разрешения кризиса неплатежей, усовершенствование механизма реструктуризации накопленной задолженности (долгов) федерального бюджета перед предприятиями и организациями и их задолженности по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;

7) совершенствование системы  механизмов ценового регулирования  в сфере естественных монополий  в целях ограничения роста  цен и тарифов на их продукцию.

При оказании финансовой помощи за счет средств федерального бюджета  субъектам Российской Федерации учитывается задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы, включая задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды, не допуская значительных разрывов среди субъектов Российской Федерации.

Обеспечивается использование казначейской системы исполнения бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации, систематически не обеспечивающих своевременную выплату текущей заработной платы работникам бюджетных организаций.

Подготавливаются и вносятся предложения об изменении порядка  оказания финансовой помощи за счет средств  федерального бюджета бюджетам субъектов  Российской Федерации (и соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации  – бюджетам муниципальных образований) на основе упорядочения разграничения расходных полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов) и органами местного самоуправления и закрепления под их исполнение доходных источников, достаточных для реализации конституционных прав граждан в сфере образования, медицинского обслуживания, доступа к культурным ценностям в учреждениях, финансируемых из бюджетов всех уровней.

Оказывается содействие развитию системы ипотечного кредитования в  целях повышения доступности  жилья для населения.

Также разрабатывается система  мер, способствующих социальным инвестициям  сбережений граждан в наиболее важные социальные программы.

  • 4. Ответственность профсоюзов в области трудовых отношений

 

Как и все другие общественные объединения, профсоюзы в случаях нарушения законодательства РФ несут ответственность на основании Федерального закона «Об общественных объединениях» (ст.41). Одной из юридических гарантий законности деятельности профсоюзов и лиц, входящих в профсоюзные органы, служит возможность их ответственности за невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, когда такая ответственность установлена федеральными законами. Возможность привлечения к имущественной (гражданско-правовой) ответственности профсоюзной организации, объявившей и не прекратившей забастовку после признания ее судом незаконной, предусмотрена п. 2 ст. 22 Федерального закона «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», подписанным Президентом РФ 23 ноября 1995 года. В таких случаях профсоюзная организация обязана возместить убытки, причиненные незаконной забастовкой, за счет своих средств в размере, определенном судом.

Информация о работе Нормативно-правовая база, влияющая на деятельность профсоюзов