Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 17:25, реферат
Задача экономистов – изучение процесса принятия решений людьми: сколько они работают, сколько покупают, как они делают сбережения. Экономисты исследуют и взаимодействия людей: как множество покупателей и продавцов определяют цену продукта и количество продаваемого товара. Экономисты анализируют факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом: рост среднего дохода, долю населения, которое не может найти работу и темпы роста цен.
Введение 3
Различия нормативной и позитивной экономики 4
Заключение 8
Список используемых источников 9
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Задача экономистов – изучение процесса принятия решений людьми: сколько они работают, сколько покупают, как они делают сбережения. Экономисты исследуют и взаимодействия людей: как множество покупателей и продавцов определяют цену продукта и количество продаваемого товара. Экономисты анализируют факторы и тенденции, влияющие на экономику в целом: рост среднего дохода, долю населения, которое не может найти работу и темпы роста цен. Очень часто экономистов просят объяснить происходящие экономические события. Почему, к примеру, уровень безработицы особенно велик среди молодежи. Иногда их просят порекомендовать меры для улучшения экономической ситуации – что необходимо предпринять правительству, чтобы повысить, например, уровень жизни.
Когда экономисты пытаются объяснить устройство мира, они выступают в качестве ученых. Когда экономисты пытаются изменить мир, то превращаются в политиков.
В самом общем смысле существуют два типа утверждений об окружающем нас мире: позитивные утверждения имеют описательный характер. Правильность позитивных суждений проверяется на основе фактов (закон о минимальном размере оплаты труда – основная причина безработицы).
Нормативные
утверждения имеют рекомендательный характер.
Нормативные суждения исходят из оценки
людей и подтвердить их фактическими данными
невозможно (правительство обязано
регулярно повышать минимальный уровень
оплаты труда).
НОРМАТИВНАЯ
ЭКОНОМИКА В СРАВНЕНИИ С
В современной экономической науке принято различать позитивный и нормативный анализы (иногда говорят о позитивной и нормативной экономической теории). Позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него (при прочих равных условиях). В этом утверждении нет никаких нормативных, т.е. оценочных суждений, а просто констатация факта. Нет рассуждений, справедливо это или нет, плохо или хорошо. Такой подход к позитивному анализу в экономической теории ничем не отличается от метода исследования в физике или химии. "Газы расширяются при нагревании" – здесь абсурден нормативный анализ.
Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть. Поэтому здесь выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. Например, утверждение "неравенство в доходах в системе рыночного хозяйства несправедливо" или "мы столкнулись с недопустимо высоким уровнем безработицы" – типичные образцы нормативного анализа. С оценочными суждениями постоянно приходится сталкиваться правительству, государственным деятелям при разработке экономической политики.
Нормативная
экономика связана с оценкой
того, насколько успешно
В позитивной экономике, напротив, существуют утверждения типа: «введение квот на нефть в 1250-е гг. привело к повышению цен на внутреннем рынке и более быстрому истощению наших природных ресурсов ». Такие утверждения просто описывают результаты программы без оценки того, как она отвечала намеченным целям. Отсутствуют суждения о желательности или нежелательности полученных результатов.
Когда
экономисты делают такие
В тоже время экономисты часто комментируют цели, которые выдвигают политики и те, кто отвечает за формирование политики в области экономики; иногда поставленные политиками цели не являются их действительными целями. Тогда существует определенный подтекст. Экономисты могут использовать тот факт, что какая-то программа отличается от той, которая должна бы быть разработанной для достижения поставленной цели, чтобы указать на то, что «настоящая» цель иная. В таком случае они, анализируя последствия программы, делают заключения о ее действительных целях.
Экономисты также стремятся увидеть, в какой степени различные цели могут конфликтовать одна с другой, и если такое противоречие имеет место, они пытаются предложить пути устранения этих конфликтов. Экономисты также пытаются уточнить весь спектр характеристик программ с альтернативными свойствами и уяснить, какие свойства являются основополагающими, а какие могут быть производными от других, более фундаментальных. Работа экономистов над этими вопросами часто сходно с аналогичной работой философов от политики.
Эти два подхода, позитивный и нормативный, взаимно дополняют друг друга. Чтобы судить о том, какие меры следует предпринять государству, нужно знать о последствиях различных государственных действий. Нужно уметь точно описать, что произойдет, если государство введет тот или иной налог либо попытаться субсидировать ту или иную отрасль промышленности.
Некоторые примеры могут помочь уточнить область применения позитивной и нормативной экономики. Допустим, что конгресс рассматривает увеличение налога на сигареты или спиртные напитки. Позитивная экономика рассматривает такие проблемы, как:
А) насколько увеличатся цены на сигареты или спиртные напитки?
Б) как это отразится на спросе на сигареты или алкоголь?
В) тратят ли лица с более низкими доходами на курение и алкогольные напитки большую часть своих доходов, чем в подобной ситуации лица с более высокими доходами?
Г) каковы наиболее вероятные последствия увеличения этого налога для прибыли в табачной промышленности или в производстве спиртных напитков?
Д) как скажется налог на сигареты, на ценах на табак и на доходе производителей табака? Или налог на алкогольные напитки - на их цене и, следовательно, на доходе винокуров и пивоваров?
Е) какими будут последствия уменьшения курения для заболеваний раком легких и болезней сердца? Какая доля соответствующих медицинских расходов приходится прямо или косвенно на государство как таковое? Как скажется уменьшение употребления алкогольных напитков на частоте дорожных происшествий и на соответствующих медицинских расходах? Какое воздействие окажет увеличение продолжительности жизни благодаря сокращению употребления сигарет на систему социального обеспечения?
С другой стороны, нормативная экономика занимается качественной оценкой этих разнообразных последствий, а также выработкой суждений о целесообразности изменений налога:
А) если нашей основной целью в выборе налогов являются их последствия для бедных, то какой налог предпочтительней – на спиртные напитки или табачные изделия?
Б)
если нашей основной заботой
при выборе налогов является
выяснение того, как налог изменяет
поведение заинтересованных
В) какой из двух налогов лучше с точки зрения сокращения медицинских расходов?
Г) существуют ли другие, более приемлемые налоги, помимо указанных, для достижения той или иной конкретной цели государства?
В качестве
второго примера допустим, что
государство рассматривает
А) как штрафы (или субсидии) разных размеров отразятся на сокращении уровня загрязнения?
Б) насколько благодаря наложению штрафов возрастает цена на сталь?
В) в какой мере взлет цен уменьшит спрос на сталь в США?
Г) как
повлияет это уменьшение спроса на
занятость и прибыль в
Д)
сколько готовы платить за
сокращение уровня загрязнения
те, кто живет в окрестностях
сталелитейных предприятий?
Нормативная
экономика в свою очередь
А) если нас заботят, прежде всего, бедные, то какая система налогов или субсидий была бы предпочтительней? Бедных как потребителей затрагивают изменения цен на все товары, при производстве которых используется сталь. Так как они, вероятнее всего, живут вблизи сталелитейных предприятий, загрязнение затронет их с большей вероятностью, нежели богатых. Но, если штраф уменьшает спрос на сталь и рабочую силу в сталелитейной промышленности, беднейшие неквалифицированные рабочие будут теми, кто пострадает больше других. Как мы суммируем все эти последствия? И какой уровень налога или субсидии оптимален для благосостояния бедных?
Б)
если нас заботит максимизация
национального дохода, то какая
система – налогов или
Этот пример типичен для многих ситуаций, с которыми мы сталкиваемся при анализе экономической политики: существует некто, кто приобретает блага (те, кто теперь может дышать более чистым воздухом), и те, кто теряет (потребители, платящие более высокие цены; производители, получающие меньше прибыли; рабочие, теряющие свои места).
Нормативная экономика имеет дело с созданием системы методов, с помощью которых мы можем сравнить приобретения тех, кто находится в лучшем положении, с потерями тех, кто находится в худшем положении, для того чтобы прийти к какому-то всеобъемлющему взгляду на вещи о целесообразности определенного проекта. Различие между постановкой проблемы в нормативной экономике и положениями позитивной экономики возникает при обсуждении изменений не только конкретного политического курса, но также политических процессов. Например, экономисты занимаются описанием последствий принятия решений большинством голосов. Когда существуют различия во взглядах на то, сколько следует тратить на национальную оборону, как несходство позиций отражается на результатах любого конкретного политического процесса? Каковы будут последствия требования принимать квалифицированным большинством решения об увеличении государственных расходов по сравнению с имеющейся их величиной? Каковы последствия возрастающих расходов? Каковы результаты ограничения частных взносов в политическую компанию, общественной поддержки политических компаний? Но экономисты имеют дело также с оценкой альтернативных политических процессов. Являются ли некоторые политические процессы лучшими в определенном смысле по сравнению с другими? Приведут ли они к «согласованному» выбору? Будут ли принесены равные для всех или эффективные результаты одними политическими процессами с большей вероятностью, чем другими?
Информация о работе Нормативная экономика в сравнении с позитивной