Несовершенная конкуренция: олигополия

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 23:07, контрольная работа

Краткое описание

В начале своей работы хочется сказать несколько слов о конкуренции в целом. Конкуренция – один из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику. Элементы свободного рынка (спрос и предложение) имеют место в реально функционирующих структурах, однако экономические системы современных развитых стран действуют, главным образом, в условиях несовершенной конкуренции. Это такое состояние рыночной структуры, когда отдельные продавцы или покупатели, либо и те, и другие могут существенно влиять на цену товара, а, следовательно, определять цены с целью извлечения прибыли.

Файлы: 1 файл

кр.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

Тесты 

  1. Ценовая дискриминация –  это:
 
  • Продажа по разным ценам одной  и той же продукции разным покупателям;
  • Различия в оплате труда по национальности и полу;
  • Эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;
  • Повышение цены на товар более высокого качества;
  • Все предыдущие ответы неверны.
 
  1. Общей характеристикой рыночных структур олигополии и монополистической конкуренции является:
 
  • Барьеры входа новых фирм на рынок трудно преодолимы;
  • Действует очень большое количество продавцов и покупателей товара;
  • Эластичность спроса на продукцию фирмы выше, чем в условиях чистой монополии;
  • Фирмы обладают значительной монопольной властью.
 

     Я выбираю первый вариант ответа, т.к. поскольку новая фирма неизвестна, она может претендовать лишь на незначительный спрос, и ее объем производства будет меньше, чем у монополистической фирмы фирм-участников олигополии. Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше.

     Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка. 
 

  1. Олигополистическая  структура рынка  наиболее характерна для:
 
  • производства одежды и обуви;
  • производства сельскохозяйственной продукции;
  • автомобилестроения;
  • бытовых услуг населению.
 

     В частности для автомобилестроения характерна дифференциация товаров.

     Например, автомобильный рынок США включает лишь несколько национальных производителей, таких как «General Motors», «Ford», «Kraisler». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В завершении своей работы необходимо сделать следующие выводы:

  1. Ограничение объема производства ниже того уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, в краткосрочной перспективе может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии. Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.
  2. Контролировать рынок со временем становится все труднее и труднее. 
    Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.
  3. Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.
  4. Искусственное ограничение объема производства с помощью соглашения между несколькими фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода. Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.
 

   Хотя олигополия и не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктах и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство. Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке. К тому же участники олигополии обладают значительным объемом прибыли, которая является результатом существования барьеров для вхождения в отрасль и их способности избегать ценовой конкуренции. Подобные утверждения подкреплены многочисленными эмпирическими данными. Лидирующие американские, японские, европейские фирмы, оперирующие в высококонцентрированных отраслях экономики, являются лидерами технического прогресса. Среди них такие, как "Кодак", "Ай Би Эм", "Дюпон", "Ксерокс", "Сони" и другие. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Учебное пособие: Экономика переходного периода. Бузгалин А.В., Радаев В.В.– М.: «МГУ», 1995.
  2. Учебник по основам экономической теории. Камаев В.Д.– М.: «ВЛАДОС», 1995.
  3. Раскрывая тайны экономики. Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л. – М.: «Вита-Пресс», 1994.
  4. Экономическая теория,  М.А. Сажина / Г.Г. Чибриков, НОРМА, 2003.
  5. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. Р. Нуреев. – Вопросы экономики, 1995.

Информация о работе Несовершенная конкуренция: олигополия