Неравенство доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………... 3
1 Проблема неравенства доходов населения…………………………………… 5
1.1 Определение, виды и показатели доходов…………………………………….. 5
1.2 Формирование доходов населения и уровень жизни………………………… 7
1.3 Проблемы неравенства доходов в обществе………………………………….. 11
1.4 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства…………………………………………………………………………. 12
1.5 Плюсы и минусы неравенства доходов населения .......................................... 17
2 Распределение доходов населения …………………………………………… 19
2.1 Величина прожиточного минимума по Российской Федерации в целом за IV квартал 2004 года………………………………………………………………….. 19
2.2 Соотношение доходов населения 2005г. к 2006г……………………………. 20
3 Бедность как экономическая проблема………………………………………23
3.1 Сущность и причины бедности ……………………………………………….23
3.2 Критерии установления уровня бедности ……………………………………30
3.3 Бедность и неравенство в глобальной экономике……………………………35
Заключение ………………………………………………………………………..42
Список использованных источников ………………………………………….44
Приложения ………………………………………………………………………48

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 302.00 Кб (Скачать)

 

     Вследствие  либерализации цен в 1992-93 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения  снизились почти в два раза, что в свою очередь, привело к  резкому расширению бедности. В этот период практически в одинаковой степени обесценились все составляющие денежных доходов населения – заработная плата, пенсии и пособия, стипендии и другие социальные выплаты. Если к середине 1998 г. процессы расслоения общества по уровню денежных доходов приостановились, то финансовый кризис августа 1998 г. вновь обострил эту проблему и в 1999 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 41,6 млн. человек (28,4% населения страны). Основной прирост доходов в 1999 г. произошел у высокодоходных групп.

     В 2000 г. ситуация с доходами населения  улучшилась, но введение новой методологии  расчета величины прожиточного минимума привело к повышению черты  бедности (примерно на 15%) и, соответственно, росту показателя бедности – численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в 2000 г. 42,3 млн. человек, или 29,1% населения страны (пороговое значение этого показателя – 7%). Увеличение натурального объема потребительской корзины, которая используется для расчета прожиточного минимума, привело к росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения примерно на 12%, для пенсионеров – на 25%, детей – на 20%.

     Новая потребительская корзина, помимо расширенного набора продуктов питания, включает 14 агрегированных групп непродовольственных товаров (как индивидуального, так и общественного пользования), а также платные услуги. Потребительская корзина стала полнее и, соответственно, дороже, что повлекло за собой увеличение финансовых обязательств государства перед населением с низкими доходами.

     Принимая  во внимание переход на новую методологию  определения прожиточного минимума, Госкомстат России произвел ретроспективную  оценку численности малоимущего  населения за 1998-1999 гг. по действующей  методологии исчисление прожиточного минимума. Согласно этим расчетам, численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, сократилась в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом примерно на 20%. Тем не менее проблема бедности не снижается и официальное утверждение величины прожиточного минимума, ежеквартально производимое правительством с начала 2000 г., повышает планку государственных гарантий как важнейшего инструмента социальной защиты населения. В этой связи хотелось бы коснуться проблемы сопоставимости показателей бедности, основанных на расчетах величины прожиточного минимума по «старой» и «новой» методикам.

     Текущие данные Госкомстата России по уровню бедности опираются на расчеты величины прожиточного минимума, которые с 2000 г. ведутся по «новой» методике, в связи с чем специалисты-методологи правомерно ставят вопрос о некорректности сравнения текущих показателей со значениями прежних периодов (до 2000 г.) без соответствующего ретроспективного пересчета или других корректировок, необходимых для достижения сопоставимых данных.

     Здесь следует отметить следующее. Проблема «официальной бедности», т.е. уровня бедности с позиции официальных властей (федеральных и региональных), не научно-методологическая, а бюджетная, политическая. Это проблема минимальных социальных гарантий и, соответственно, государственных финансовых обязательств по их исполнению. Поэтому неважно, каким образом вы «получили» 29,1% населения страны с денежными доходам ниже прожиточного минимума в 2000 г. Важно, что за этим следует с точки зрения исполнения тех федеральных законов, нормы которых «привязаны» к официальной величине прожиточного минимума. В контексте государственных обязательств уровень официально признанной бедности (28,4% населения страны в 1999 г. и 29,1% в 2000 г.) – явление качественно однопорядковые и не зависят от того «похудела» или «пополнилась» потребительская корзина, на основе которой рассчитана величина прожиточного минимума, а за ней – уровень бедности.

     После официального утверждения величины прожиточного минимума, этот показатель перестает быть экономической или статистической величиной и становится категорией юридической со всеми вытекающими правовыми последствиями. Соответственно, и показатели бедности из плоскости экономических расчетов переносятся в политическую практику. Таким образом, тренд показателя бедности в переходе с 1999 г. на 2000 г. вполне корректен (рис. 6.), если рассматривать уровень бедности как «величину» политическую и отвлечься от методологических тонкостей, не имеющих отношения к существу вопроса, когда речь идет о государственных расходах по статьям разделов «Социальная политика» и «Финансовая помощь бюджетам всех уровней».

     

         1992         1993      1994        1995       1996        1997      1998       1999        2000

     Рис. 6. Динамика бедности за период 1992-2000 гг. 

     Дефицит дохода, оцениваемый в сумме дополнительных средств, необходимых для доведения  денежных доходов малоимущих групп  населения страны до уровня прожиточного минимума составил в 2000 г. 194,6 млрд. рублей, или 5,1% по отношению к общему объему денежных доходов (в 1999 г. – 140,0 млрд. рублей, или 4,9%).

     Среднедушевой доход бедного населения в 2000 г. составил 31% от величины прожиточного минимума, в то время как соотношение среднедушевого денежного дохода всего населения и величины прожиточного минимума равнялось 181,2%.

     Оценка  материального положения населения, соизмеренная по уровню располагаемых  ресурсов, а именно, по сумме произведенных  денежных расходов, стоимости натуральных поступлений для личного потребления и сделанных в период обследования сбережений, позволяет учесть все возможные факторы, определяющие доходный потенциал домохозяйств и дать более объективную характеристику социально-экономической дифференциации. 

3.3 Бедность и неравенство  в глобальной экономике 

     В Соединенных Штатах федеральное  правительство определило «черту бедности», минимальный уровень дохода, ниже которого начинается бедность. Это  доход, ниже которого семьи начинают сталкиваться с серьезными проблемами и попадают в безвыходное положение, когда сталкиваются с любым экономическим кризисом, например, болезнью ребенка или травмой на работе. Официальная черта бедности в три раза превышает минимальную сумму расходов на питание, рассчитанную Министерством сельского хозяйства, а это сам по себе очень скромный стандарт с многочисленными ограничивающими и нереальными предположениями. В нем считается, например, что бедные семьи смогут купить продукты по самой дешевой цене и знают, как превратить дешевые продукты в питательные обеды. В 2002 году черта бедности составляла 18392 доллара в год на семью из четырех человек или 12,60 доллара на человека в день. В 2002 году 34,6 миллионов человек или 12 процентов населения жили в бедности. Бедных было 24 процента среди негров и 21,8 процента среди испанцев. В 2001 году 35,2 процента негритянских детей и 21,8 процента испанских в возрасте до 6 лет жили в бедности. Эти показатели все время колеблются, растут и спадают, и хотя совсем недавно они были еще выше, и сейчас они необыкновенно высоки, особенно если принять во внимание огромную производственную мощность американской экономики и двухсотлетний срок, в течение которого эта мощность возрастала. И если мы будем пользоваться более реалистичным определением бедности - половиной среднего дохода, определением, которое обычно используется для сравнения богатых капиталистических экономик - частота бедности резко повысится до 17 процентов (в 1997 году) или более 45 миллионов человек.

     В Соединенных Штатах в 2000 году неравенство в доходах было больше, чем в любой период после двадцатых годов, 5 процентов самых богатых домохозяйств получали в шесть раз больше доходов, чем 20 процентов самых бедных домохозяйств - это примерно в 4 раза больше, чем в 1970 году. Исследование, проведенное экономистом Полем Кругманом показало, что вероятно почти 70 процентов всего роста доходов США в 80-е годы пришлось всего на один процент населения - на самые богатые семьи. Что же касается материальных ценностей, то в Соединенных Штатах Америки в 1995 году 1 процент самых богатых домохозяйств владел 42,2 % всех акций, 55,7 % всех облигаций, 44,2 % всего управляемого по доверенности имущества, 71,4 % всех некорпоративных предприятий и 36,9 % всей недвижимости, не включающей дома. Как и неравенство доходов, неравенство богатства все время возрастало, по меньшей мере, в течение последних 20 лет .

     Понятно, что в Соединенных Штатах - где  политики и "мудрецы" все время  пропагандируют миф «ты можешь стать  тем, кем хочешь» - «все более очевидно, что секрет к успеху - иметь успешных родителей». Недавние исследования показали, что если доход ваших родителей находится в верхних 20 процентах распределения семейных доходов, у вас 42,3-процентные шансы тоже попасть наверх, и только 6,3-процентные шансы свалиться в нижние 20 процентов. Если доход ваших родителей находится в нижних 20 процентах, у вас только 7,3-процентная вероятность попасть в верхние 20 процентов. Не подлежит сомнению, что эти корреляции будут еще более сильными, если мы примем во внимание не только доход, но и богатство. Если ваши родители входят в верхний 1 процент распределения доходов (и следовательно, скорее всего располагают огромным богатством, чего явно не скажешь о родителях из нижних 20 процентов), то ваши шансы попасть в верхние 20 процентов определенно выше, чем 42,3 %.

     К малым шансам на преодоление бедности добавляется и тот факт, что  неравенство само по себе создает  множество нежелательных социальных последствий. Исследования неравенства  показали, что если рассмотреть два  штата в США или две страны с одним и тем же средним доходом, то показатели того, что можно назвать «социальным здоровьем», будут хуже в том штате или в той стране, где больше неравенство в доходах. Говоря другими словами, одинаково бедные люди могут оказаться в худшем положении по многим социальным показателям, если они живут в штате или в стране с большим неравенством в доходах. Используя как меру неравенства долю дохода, идущего самым бедным 50 процентам домохозяйств в каждом американском штате, исследователи обнаружили, что эта доля обратно пропорциональна показателю смертности в штате. Кроме того, мера неравенства была также сопоставлена с другими социальными условиями помимо здоровья. Штаты с большим неравенством в распределении доходов также имеют более высокий процент безработицы, больший процент заключенных, больший процент людей, получающих пособия или талоны на продукты, больший процент людей, не имеющих медицинской страховки. И опять-таки лучшим индикатором здесь служит разрыв между богатыми и бедными, а не средний доход по штату. Интересно, что штаты с большим неравенством распределения доходов также тратят меньше денег на образование в расчете на одного человека, там меньше книг на одного ученика, и хуже успеваемость, в том числе худшие навыки чтения, знание математики и более низкий процент окончивших среднюю школу. Штаты с большим неравенством в доходах также имеют больший процент детей, имевших при рождении недостаточный вес; большую долю самоубийств; больший процент насильственных преступлений; большее количество людей, неспособных работать из-за инвалидности; большее количество курильщиков; большую долю людей, ведущих неактивный образ жизни.

     Большое и все время растущее неравенство  подрывает политическую силу тех, кто  находится внизу, увеличивая вероятность того, что программы социальной помощи, помогающие сгладить опасные последствия бедности, будут свернуты, а вместо них будет проводиться политика дальнейших поблажек богатым. Бедные, видя зияющую пропасть между ними и теми, кто находится наверху, все сильнее чувствуют отчаяние и безнадежность.

     Хотя  в самой богатой капиталистической  стране нищета и неравенство огромны, они не идут ни в какое сравнение  с большинством других экономик, которые  являются одновременно и капиталистическими, и бедными. Всемирный Банк оценил количество людей в различных странах и по миру в целом, живущих на 1 и 2 доллара в день. В Нигерии, например, в начале 90-х годов 90,8 процентов населения жили на 2 доллара в день или менее; в Индии этот показатель в 1997 году был 86,2 процента. Всемирный банк оценил, что из 6 миллиардов людей на земном шаре 2,8 миллиарда живут на два доллара в день или меньше (около 45 процентов); 1,2 миллиарда живут на 1 доллар в день или меньше (около 20 процентов).

     Всемирный банк также использует показатель, сопоставимый с американской чертой бедности. Вспомним, что американский уровень равен 12,60 доллара на человека в день. Показатель банка для бедных стран сейчас немного меньше, чем 1 доллар в день. Используя эту цифру, банк заявил, что бедность в 1990-е годы уменьшилась во всем мире. Однако этот вывод подозрителен. На доллар в день в бедной стране действительно легче прожить, поскольку цены там ниже, а доллар в день в США - это очевидная нищета. Если с течением времени в бедной стране снижаются цены, то, при прочих равных условиях, количество людей, живущих в нищете, будет уменьшаться. Проблема, однако, в том, что Всемирный банк, говоря о ценах в бедной стране, имеет в виду индекс всех цен, а не цен товаров, которые покупают самые бедные. Вообще говоря, относительно самые низкие цены и цены, которые сильнее всего снижаются, установлены в бедных странах на услуги,

     которыми  вряд ли пользуются неимущие.

     В связи с уровнем бедности, рассчитываемым Всемирным банком, надо заметить, что  Всемирный банк стал инструментом продвижения крупномасштабного экспорта сельскохозяйственных продуктов из бедных стран. Многие люди, находящиеся ниже черты бедности, установленной Всемирным банком, - это крестьяне, живущие натуральным хозяйством и не участвующие в денежной экономике. Их экономическое благосостояние нередко больше, чем можно определить по показателю «доллар в день». Когда настойчиво поддерживаемый Банком тип сельского хозяйства лишает их собственности и вынуждает переехать в город, их доход может превысить черту бедности, рассчитанную Банком, но на деле уровень их жизни значительно снизится.

Информация о работе Неравенство доходов