Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:59, курсовая работа
Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения.
Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).
2.3 Индексация доходов
Особое значение
имеет проблема защиты денежных доходов
(заработной платы, пенсий, пособий) от
инфляции. С этой целью применяется
индексация, т.е. установленный государством
механизм повышения денежных доходов
населения, позволяющий частично или
полностью возместить ему удорожание
потребительских товаров и
Индексация осуществляется
как на уровне общегосударственном,
так и отдельных предприятий
через коллективный договор Она
предусматривает
В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.
Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.
2.4 Социальная справедливость и рыночная эффективность
Государственное
вмешательство в формирование доходов
населения в условиях рыночной экономики
предполагает ответ на очень важный
вопрос: справедливо ли рыночное распределение
доходов? Как соотносятся социальное
равенство и социальная справедливость?
Еще недавно в нашей стране
действовал принцип -- кто не работает,
тот не ест, отражающий понимание
социального равенства и
Опыт постсоциалистических
государств показал, что социальная
справедливость «по-социалистически»,
уравнительное распределение
Неравенство доходов не только следствие, но и стимул развития рыночной экономики.
Государство и
общество должны сделать выбор: или
доходы всех будут примерно одинаковыми
(как правило, одинаково низкими)
и экономика будет
2.5 Поддержка бедных слоев населения
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.
Абсолютная черт а бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.
Прожиточный минимум
представляет собой натуральный
набор продуктов питания, обеспечивающих
минимально необходимое количество
калорий, а также расходы на непродовольственные
товары и услуги, налоги и обязательные
платежи, соответствующие по структуре
затрат на эти цели бюджета низкодоходных
семей. В России продуктовые наборы,
используемые в расчетах прожиточного
минимума, дифференцированы по различным
социально-демографическим
Относительная
черта бедности показывает, сколько
стоит минимальная
Бедность также
характеризуется
Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России -- 3%; Эстонии -- 2,7; Польше -- 0,6 и Венгрии - 0,2%.
Для количественной
оценки бедности и социальной дифференциации
в целом используются также более
широкие по набору товаров и услуг,
чем прожиточный минимум, показатели
минимального и рационального
Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.
Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги-23.
Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:
1) «бедные» семьи,
душевой доход в которых ниже
или соответствует
2) «малообеспеченные»
семьи, душевой доход в
3) «обеспеченные»
семьи, душевой доход в
4) «богатые»
семьи, уровень душевого
В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.
2.6 Социальная политика государства
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация
жизненного уровня населения
и недопущение массовой
2) сдерживание
роста безработицы и
3) поддержание
стабильного уровня реальных
доходов населения путем
4) развитие отраслей
социальной сферы (образование,
Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной
задачей социальной политики является
адресная (т.е. предназначенная для
конкретных групп населения) социальная
поддержка со стороны государства,
в первую очередь, слабо защищенных
слоев населения. Решение этой задачи
имеет целью поддержание
Как уже отмечалось,
для переходной экономики характерно
резкое увеличение дифференциации доходов
населения. В дополнение к различиям
в степени адаптации к рыночным
условиям отдельных групп населения
неравенство в доходах
В этих условиях
государство вынуждено (даже вопреки
объективной логике сокращения государственного
вмешательства в экономику) активно
участвовать в