Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 15:56, реферат
Слово "недвижимость" образовалось в русском языке из трех слов: "неподвижный", "имущество" ("имение"), "собственность". Таким образом, в русском слове "недвижимость" язык закрепил следующие черты: неподвижность, принадлежность кому-либо (имею вещь), принадлежность на праве собственности.
С 1917 года, после отмены частной собственности, термин "недвижимость" исчез из юридического оборота и из практики. Лишь после 1990 года, вместе с правом частной собственности, возродилось и понятие недвижимости.
Классификация - это распределение множества объектов недвижимости на их подмножества по сходству или различию в соответствии с избранными признаками и методами. Она облегчает процесс изучения недвижимого имущества, позволяет быстро найти внутренние закономерности, определяющие состояние и изменения его потребительских и рыночных свойств. Объектами классификации являются элементы изучаемого множества (здания, сооружения и т.д.). Признаки классификации - наиболее существенные и практически важные свойства и характеристики объектов, служащие основанием для их группировки или деления.
1.2 Общая классификация недвижимости
Тип классификации |
Виды недвижимости | |
По характеру использования |
-для жилья: дома, коттеджи, квартиры; -для коммерческой и
производственной деятельности: отели,
офисные помещения, магазины, рестораны,
пункты сервиса, фабрики, -для сельскохозяйственных целей: фермы, сады; -для специальных целей:
школы, церкви, монастыри, больницы,
ясли-сады, дома престарелых, здания
правительственных и | |
По целям владения |
-для ведения бизнеса; -для проживания владельца; -в качестве инвестиций; -в качестве товарных запасов и НЗП; -для освоения и развития; -для потребления истощимых ресурсов. | |
По степени специализации |
-специализированная (в силу
своего специального характера
редко, если вообще сдается
в аренду третьим лицам или
продается на открытом рынке
для продолжения ее -неспециализированные - вся другая недвижимость, на которую существует всеобщий спрос на открытом рынке для инвестирования, использования в существующих или аналогичных целях. | |
По степени готовности к эксплуатации |
-введенные в эксплуатацию; -требующие реконструкции или капитального ремонта; -незавершенное строительство. | |
По воспроизводимости в натуральной форме |
-не воспроизводимые: -воспроизводимые: здания, сооружения, многолетние насаждения. | |
1.3 Особенности недвижимости как товара.
Недвижимое имущество
как товар - это объект сделок (купли-продажи,
дарения, залога и др.), удовлетворяющий
различные реальные или потенциальные
потребности и имеющий
Недвижимые вещи как товары включают в себя одновременно и благо, необходимое потребителям, и затраты или инвестиции, без которых владение и пользование ими практически невозможно. Эти качества недвижимости проявляются в виде их полезности, редкости, ограниченности и капиталоемкости. Если бы земля, вода и недра не были бы ограничены и исчерпаемы, они были бы бесплатными как воздух. Общую потребительскую ценность недвижимости составляет ее полезность, т.е. возможность использования недвижимости для осуществления определенной экономической функции (выращивания урожая, выпуска промышленных товаров, оказания услуг) или личного потребления.
Полезность - это способность недвижимости удовлетворять потребности владельца именно в данном месте и в течение соответствующего периода времени.
Как и любой товар, недвижимость
имеет потребительскую и
Особенность земли как товара в том, что количество предлагаемой на рынке земли ограничено самой природой.
Недвижимое имущество - наиболее долговечный и основательный товар из всех существующих. Его нельзя, как иногда случается с личными вещами, забыть или потерять. Земля по своей природе вечна, а здания и сооружения имеют нормативные сроки службы до 15-200 лет. Предприятия, как имущественные комплексы, чаще всего создаются на бессрочный период. Недвижимый товар обеспечивает надежность инвестиций, так как стоимость его со временем может возрастать из-за увеличения спроса, улучшений и других факторов.
Сделки с объектами недвижимости - это не обычное перемещение и конечное потребление товара подобно хлебу или молоку, а движение капитала, приносящего доход. Недвижимые товары потребляются (используются) по месту их расположения, что создает особую их экономическую характеристику - территориальные предпочтения, т.е. изменения в общественном мнении, традициях и стремлениях, которые делают одни районы популярными (предпочтительными, а другие - нет. Например, в Тюмени на рынке жилья привлекательными районами по развитию инфраструктуры являются Тюменский мкр. и Восточный 2. Только за счет одного фактора «предпочтения» цена 1 кв.м жилых помещений здесь на 30-40% выше, чем в других районах города.
К экономическим особенности недвижимости как товара относятся: неравномерность денежных потоков, дифференциация налогообложения, многообразие комбинации вещных прав, жесткая регламентация оформления сделок, ликвидность и необходимость менеджмента.
Недвижимое имущество занимает центральное место в системе знаний при любом общественном устройстве, выполняя одновременно две важнейшие функции: средства производства и предмета личного потребления для проживания, отдыха, культурного досуга и т.п. С объектами недвижимости тесно связано экономическое и правовое регулирование государством различных сфер жизни общества и материального производства.
Основной, базовый объект
недвижимости - земля - имеет уникальное
и ключевое значение во всей системе
предпринимательской
Существуют и временные ограничения правомочий собственника земли: строго целевое использование земельного участка, возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель при условии сохранения их целевого назначения, изъятие неиспользуемых земельных участков, ограниченная оборотоспособность отдельных категорий земель и др.
Недвижимость находится в центре сложного переплетения различных экономических процессов, частных и общественных интересов, административных норм и правил.
Легализация и последующее стремительное развитие российского рынка недвижимости ознаменовалось принятием законодательства о приватизации жилья и предприятий в 1991 году.
Рынок недвижимости играет важную роль в экономике любого государства, являясь значительной частью его национального богатства. И величина доли недвижимости определяется развитостью финансовой системы страны. Исходя из определения, что рынок – это место встречи продавца и покупателя, можно сделать вывод, что без рынка недвижимости не может существовать рынок вообще, так как любой участник рынка нуждается в помещении, собственном или арендованном, для осуществления своей деятельности.
Рынок недвижимости требует
регионального деления, поскольку
местонахождение объекта
С точки зрения права собственности, рынок недвижимости можно рассматривать как набор механизмов для осуществления передачи прав как на саму собственность, так и на возможность её эксплуатации; а также для определения цены этой передачи.
Результатом деятельности рынка недвижимости является разделение пространства между участниками рынка с использованием определённой формы землепользования.
С точки зрения реализации
собственности, рынок недвижимости
– это система функций
Отличительная черта сделок с недвижимостью, передача не только удовлетворения собственных потребностей покупателя, но и, заключённой в недвижимости, возможности её эксплуатации для получения дохода. Кроме этого, стоимость недвижимости может изменяться со временем. Таким образом, недвижимость характеризуется как капитал.
При этом возможность получения дохода не зависит от того, является ли недвижимость жилой или нежилой. Так владелец жилой недвижимости имеет возможность передачи её (целиком или частично) в аренду за определённую плату.
А владелец предприятия или
магазина, использует собственность
для осуществления своей
Такое свойство недвижимости как возможность её эксплуатации для получения дохода или прибыли делает очевидной связь рынка недвижимости с рынками товаров, капиталов и финансов. К примеру, рынок товаров нуждается в недвижимости для своего функционирования, недвижимость может выступать средством вложения денег – быть капиталом, а также может использоваться в качестве залога при получении кредита. В то же время, следует признать определённую самостоятельность рынка недвижимости, и ни в коем случае не ассоциировать его с частью финансового рынка. Состояние и развитие рынка недвижимости определяются состоянием и развитием экономики в целом. Однако рынок недвижимости обладает самостоятельностью по отношению к прочим областям экономики.
Эта самостоятельность обусловлена
многочисленностью
Кроме того, отличительные черты рынку недвижимости придаёт специфический характер его товара, который однозначно отличается от других видов товаров.
Главное отличие недвижимости – это индивидуальность набора его свойств. Другими словами, каждый объект недвижимости может обладать практически неповторимым комплексом свойств.
Объекты недвижимости могут различаться по физическим свойствам: по материалам, использованным при сооружении, по срокам эксплуатации, по архитектурным стилям, по структуре и обустройству внутреннего пространства, по заложенной возможности модернизации и так далее.
Помимо физических и эксплуатационных
свойств недвижимость может характеризоваться
свойствами окружающей среды, включённости
в структуру коммунального
Кроме того, есть комплекс субъективных свойств, определяемых точкой зрения покупателя. Например, близость к центру или месту работы, вид из окна, наличие шума и т.п.
Многообразие свойств объектов недвижимости обуславливает практически индивидуальное формирование цен. При этом, чем выше степень уникальности недвижимости, тем выше и цена.
Здесь стоит отметить наличие ощутимой ограниченности продавцов и покупателей, существующей на рынке дорогой недвижимости, в особенности жилой.
К примеру, высокой стоимостью
характеризуются объекты
В силу их высокой цены ограничено количество покупателей. А ограниченность спроса влечёт за собой ограниченность и количества продавцов.
Для характеристики недвижимости как товара используются специальные свойства: экспозиция, ликвидность и трансакционные издержки.
Экспозиция исчисляется промежутком времени от выставки объекта на продажу до момента его приобретения новым покупателем.
На время экспозиции влияют свойства недвижимости, и в особенности цена. Обычно чем выше цена – тем больше время экспозиции.
Несмотря на то, что недвижимость можно оценить по объективным критериям, для принятия окончательного решения покупатель обычно выполняет личный осмотр планируемого приобретения, который занимает определённое время.
А с учётом общепринятой практики индивидуальных переговоров продавца и покупателя недвижимости, очевидны большие затраты времени, необходимого для демонстрации и, соответственно, реализации объекта недвижимости.
В результате недвижимость имеет большой срок экспозиции. К примеру, средний срок экспозиции жилой недвижимости составляет полтора–три месяца, а нежилой – более трёх месяцев.
Ликвидность объекта (товара, активов) – это способность превращения его в деньги. Другими словами, чем проще и быстрее осуществляется процесс продажи товара, тем выше его ликвидность.