Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:35, курсовая работа
К задачам работы можно отнести изучение:
1. Сущности налогов и их роль в экономике государства;
2. Понятия и основных видов налоговой системы;
3. Правовых основ становления и развития налоговой системы РФ;
4. Структуры построения налоговой системы РФ;
5. Механизма управления налоговой системой РФ;
6. Анализа поступления налогов в федеральный бюджет РФ и ЧР;
7. Проблем реформирования налоговой системы
8. Основных направлений совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономические основы и принципы построения налоговой системы…………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………6
1.2. Понятие и основные виды налоговой системы..…………………….……10
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ……..14
Глава 2. Современное состояние налоговой системы………………….……..18
2.1. Структура построения налоговой системы РФ…………………………...18
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...23
2.3 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет РФ и ЧР…….……30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..41
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………41
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...52
В январе-августе
2010г. в консолидированный бюджет
Российской Федерации поступило
акцизов по подакцизным товарам
(продукции), производимым на территории
Российской Федерации, на сумму 289,3 млрд.рублей,
что на 36,2% больше по сравнению с соответствующим
периодом предыдущего года. Основную часть
поступлений (85,6%) обеспечили акцизы на
табачную продукцию, автомобильный бензин,
пиво, алкогольную продукцию с объемной
долей этилового спирта свыше 25% (за исключением
вин). (табл. 4)
Рис. 1.
Структура поступивших
налогов, сборов и
иных обязательных платежей
в консолидированный
бюджет Российской Федерации
по видам в январе -
августе 2010 года, в %
к итогу
Таблица 2. Поступление налога на прибыль организаций
Таблица 3. Поступление налога на доходы физических лиц
В январе-августе 2010г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 907,2 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 47,8%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 89,9% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,2 процентного пункта при уменьшении доли налогов на остальные полезные ископаемые. (табл. 5.)
В январе-августе 2010г. поступление налогов и взносов на социальные нужды, администрируемых Федеральной налоговой службой, составило 128,0 млрд.рублей. (табл. 6)
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2010г. составила 789,0 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 16,8%, в том числе по налогу на прибыль организаций - на 24,8%, налогу на добавленную стоимость - на 16,4%. Уменьшилась задолженность по акцизам в целом на 6,5%, налогу на добычу полезных ископаемых - на 19,0%. (рис. 2.)
Таблица 4. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации
Задолженность по уплате пеней и налоговых
санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. составила
478,7 млрд.рублей и увеличилась по сравнению
с 1 января 2010г. на 7,9%. (рис. 2.)
Таблица 5. Поступление налога на добычу полезных ископаемых
Таблица 6. Поступление платежей от страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование,
задолженности по единому социальному налогу и средств
в счет погашения задолженности в государственные внебюджетные фонды (млрд. руб.)
Рис. 2.
Динамика задолженности
по налоговым платежам,
пеням и налоговым
санкциям в консолидированный
бюджет РФ1) (на
начало месяца, млрд.
руб.)
Недоимка по налоговым
Задолженность по единому социальному налогу на 1 сентября 2010г. составила 76,8млрд. руб., в том числе недоимка – 30,8 млрд. руб. (40,1%) и урегулированная задолженность – 44,3 млрд. руб. (59,9%).(табл. 8.)
Задолженность
по платежам в государственные внебюджетные
фонды на 1 сентября 2010г. составила 22,5 млрд.
руб., в том числе недоимка – 6,3 млрд. руб.
(29,3%) и урегулированная задолженность
– 15,1 млрд. руб. (70,7%). (табл. 9.)
Таблица 7. Структура задолженности по налоговым платежам и сборам
в консолидированнный бюджет Российской Федерации1)
на 1 сентября 2010 года
Таблица 8. Структура задолженности по единому социальному налогу1)
на 1 сентября 2010 года
Таблица 9. Структура задолженности по платежам
в государственные внебюджетные фонды1)
на 1 сентября 2010 года
По состоянию на 1 сентября 2010 года, в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступило доходов в сумме 24455,0 млн. рублей (77,7 % к годовым назначениям), в том числе безвозмездных поступлений - 9920,8 млн. рублей (91,1 % к годовым назначениям). При этом налоговых и неналоговых доходов мобилизовано в общей сумме 13132,9 млн. рублей (71,3 % к годовым назначениям), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 1401,3 млн. рублей (64,3% к годовым назначениям), сообщили ИА REGNUM Новости в Минфине Чувашии. В муниципальные бюджеты за 8 месяцев поступило всего доходов 9491,5 млн. рублей (65,8 % к годовым назначениям), из которых собственные доходы составили 4495,8 млн. рублей (66,6 % к годовым назначениям), межбюджетные трансферты из республиканского бюджета Чувашской Республики - 4995,7 млн. рублей (65,1 % к годовым назначениям). В структуре собственных доходов местных бюджетов наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц - 37,3 % или 1678,3 млн. рублей; 18,2 % (820,4 млн. рублей) - доходы от использования муниципального имущества и продажи активов; 9,0 % (404,6 млн. рублей) - единый налог на вмененный доход; 8,2 % (368,3 млн. рублей) - земельный налог и налог на имущество физических лиц. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности мобилизованы на сумму 879,5 млн. рублей (59,4% от годового плана). Наиболее активно налоговые и неналоговые доходы поступали в Шумерлинском (83,6 % от годового плана), Комсомольском (78,6 %), Канашском (75,9 %), Алатырском (75,5 %), районах и г.Алатырь (76,2 %). Самое напряженное поступление налоговых и неналоговых доходов в Порецком, Козловском, Ядринском, Ибресинском и Янтиковском районах (57,3 %, 61,9 %, 62,0 %, 62,9 % и 63,1 % к годовому плану соответственно).
Расходы консолидированного бюджета Чувашской
Республики на 1 сентября 2010 года составили
21181,2 млн. рублей (59,9 % к годовым назначениям),
из них расходы консолидированных бюджетов
муниципальных районов и городских округов
- 8899,4 млн. рублей, или 58,9 % от годового плана.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы
Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является: стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и снять все налоговые преграды на пути экономического роста.
В России определены приоритетные направления налоговой политики, которые сводятся к формированию стимулов к повышению собираемости налогов. [12, с.35] Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Проводимая в России налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. [11, с. 11] Само понятие «реформа» несет в себе смысл переустройства чего-нибудь, в какой либо сфере общественной жизни, области знаний.
Необходимость проведения налоговых реформ объясняется следующими фактами, во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевают серьезные изменения. Проведение налоговой реформы должно быть основано на научных концепциях, должна быть четко установлена цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность» проведения реформ, которая означает, что реформирование налоговой системы должно проводиться комплексно, параллельно с проведением других реформ, таких, как административная, судебная и др.
В-третьих, имеющиеся недостатки во многом обусловлены том, что при разработке концепции налоговой системы, налогового законодательства в полной мере не был обеспечен комплексный подход к проблеме налогообложения; не были учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов. Отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы РФ приводит к обострению экономических и социальных противоречий, бегству капитала за рубеж, развитию теневой экономики.
Причинами такого состояния налогового законодательства можно назвать следующие:
1. В науке налогового права нет концептуального единства. Отмечаются многовариантность, разнонаправленность, разноуровневость и коллизионность концептуальных подходов к построению как отдельных институтов налоговых законов, так и всей системы актов в области финансовой деятельности государства.
2. Несовершенство налогового законодательства, связанное с текущими потребностям практики. Именно эта проблема совместимости проводимой налоговой политики и стремительно развивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая реформа должна быть связана с совершенствованием налоговых правовых институтов. [15, с.17]
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Информация о работе Налоговая система и принципы его функционирования