Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:35, курсовая работа
К задачам работы можно отнести изучение:
1. Сущности налогов и их роль в экономике государства;
2. Понятия и основных видов налоговой системы;
3. Правовых основ становления и развития налоговой системы РФ;
4. Структуры построения налоговой системы РФ;
5. Механизма управления налоговой системой РФ;
6. Анализа поступления налогов в федеральный бюджет РФ и ЧР;
7. Проблем реформирования налоговой системы
8. Основных направлений совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Экономические основы и принципы построения налоговой системы…………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность налогов и их роль в экономике государства……………………6
1.2. Понятие и основные виды налоговой системы..…………………….……10
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ……..14
Глава 2. Современное состояние налоговой системы………………….……..18
2.1. Структура построения налоговой системы РФ…………………………...18
2.2 Механизм управления налоговой системой РФ…………………………...23
2.3 Анализ поступления налогов в федеральный бюджет РФ и ЧР…….……30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………………………..41
3.1. Проблемы реформирования налоговой системы…………………………41
3.2. Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………………………….50
Список использованной литературы…………………………………………...52
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов, взимаемых в государстве,
формы и методы их построения, методы исчисления
налогов и налоговый контроль. Рассмотрим
основные понятия и характеристики налоговых
систем.
1.2. Понятие и основные виды налоговой системы
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.[14, с. 76]
Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется, тем что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий.
Одним же из важных принципов налоговых систем является стабильность правил применения налогов. Это касается как порядка расчета и изъятия налогов, так и налоговых ставок. Правила и виды налогов могут и должны меняться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту как на уровне фирмы, так и всей экономики страны - стабильная система налогообложения. Еще одним важным принципом формирования налоговой системы является ориентирование налоговой системы, а в ней - каждого налога на «свой» объект, что позволяет устранить двойное налогообложение.
В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов. И, наконец, налоги должны быть разделены по уровням изъятия: федеральный, муниципальный (местный) и т.п.
В рационально построенной системе налогообложения соблюдение этих принципов становится очевидным. В настоящее время налоги используются как инструмент экономической и структурной политики, уровень налогового бремени устанавливается в зависимости от конкретных задач государственного регулирования и особенной экономической ситуации.
В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговые системы можно подразделить следующим образом:
- либерально-фискальные,
обеспечивающие налоговые
- умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
- жестко-фискальные,
позволяющие перераспределять
В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
- подоходные,
делающие основной акцент на
обложении доходов и имущества,
- умеренно
косвенные, равномерно
- косвенные,
делающие основной акцент на
обложении потребления, в
В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
- централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
- умеренно
централизованные, наделяющие все
уровни управления значимыми
налоговыми полномочиями и
- децентрализованные,
наделяющие- нижестоящие уровни
правления более значимыми
В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:
- прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
- регрессивные,
если после уплаты налогов
экономическое неравенство
- нейтральные,
если после уплаты налогов
экономическое неравенство
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.
Шведская модель налоговой системы заслуживает
пристального внимания также опыт шведских
специалистов в области налогообложения,
хотя бы потому, что сочетание частного
предпринимательства и элементов общественного
регулирования несколько схожи с не так
давно ушедшей советской действительностью.
В частности перераспределение через
государственный бюджет большей части
ВНП. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов
превышает половину величины ВНП, тогда
как в других развитых странах с рыночной
экономикой колеблется в пределах от 30
и не более 45%. Следует заметить, что шведская
система налогообложения весьма разветвлена
и включает многочисленные прямые и косвенные
налоги и сборы. Основными прямыми налогами
являются национальный и коммунальный
(местный) НДФЛ и национальный имущественный
налог. Кроме того, существует, как уже
говорилось, широкая система обязательных
предпринимательских выплат на социальное
обеспечение. Основные косвенные налоги
- налог на добавленную стоимость и акцизные
сборы на некоторые товары. Косвенные
налоги и социальные взносы служат главным
источником доходов для бюджета центрального
правительства, а прямые - для местных
органов управления. Система налогообложения
- как центрального, так и местного, - устанавливается
шведским риксдагом, но размер взимаемых
налогов местные власти определяют сами.
1.3. Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ
Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.
Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.
Поэтому первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения.[4] Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились много численные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.
Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.
Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.
Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.
Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система РФ является трехуровневой и включает:
Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы; налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, единый социальный налог (взнос), государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, федеральные лицензионные сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и взимаются в обязательном порядке на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении регулирующих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. В частности, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами 11% и 19% соответственно. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Информация о работе Налоговая система и принципы его функционирования