Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:27, контрольная работа
Цель работы: исследовать налоги и налоговую систему Республики Беларусь, перспективы её развития, показать возможные пути решения существующих проблем.
Методы исследования: описания, логического анализа, систематизации, классификации, метод сравнительного анализа, метод сбора фактов.
Введение………………………………………………………………….………..3
1 Теоретические основы налогов…………………………………………………5
1.1 Развитие учения о налогах…………………………………………………...5
1.2 Понятие и функции налогов…………….…………………………….……..8
1.3 Классификация налогов………………………………………………………13
1.4 Кривая Лаффера……………………………………………………………….17
2 Налоговая система Республики Беларусь……………………………………21
2.1 Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь………21
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь………………………………………………………………………...…26
2.3 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь и пути ее совершенствования. ……………………………………………………………..39
2.4 Пути совершенствования налоговой системы…………………………….41
Заключение……………………………………………………………………..…45Список использованых источников…………………………………………..…47
Приложение 1……………………………………………………………………49
Приведенный перечень не является исчерпывающим, ибо контроль за соблюдением налогового законодательства могут осуществлять и иные органы. [10, с.66]
Таким образом
налоги - необходимое звено
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь.
Налог на добавленную стоимость.
Основным и наибольшим по удельному весу платежей в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость. Его поступления составляют около четвертой части всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь. Преимущество НДС перед другими косвенными налогами состоит в том, что он непосредственно не ощущается потребители товара, так как его сбор и перечисление в бюджет перекладывается на продавца.
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:
Объектом налогообложения признаются обороты по реализации товара (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь. В них также включаются обороты по реализации, обмену, безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем объекта лизинга лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору; по прочему выбытию товаров, выбытию основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства; ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.
Налоговые ставки
по уплате НДС, установленные
Исчисление налоговой базы зависит от предусмотренных в заявленной предприятием учетной политике особенностей бухгалтерского учета выручки от реализации товаров (по отгрузке или по оплате).
Акцизы.
Акцизы относятся к разряду косвенных налогов, включаемых как надбавка в отпускную цену товаров не первой необходимости. В отличие от НДС их уплата ложится преимущественно на более обеспеченные слои населения. В доходах государственного бюджета Республики Беларусь поступления от акцизов составляют около 7%.
Плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, если они производят или ввозят подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуют ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары.
Акцизами облагаются следующие товары (продукция): алкогольная продукция, пиво, слабоалкогольные напитки, табачные изделия, автомобильные бензины, микроавтобусы и автомобили легковые, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).
Налоговая база
по акцизам в зависимости от установленных
в отношении подакцизных
Отчисления в фонд социальной защиты населения.
Социальная защита населения выражается в том, что государство гарантирует своим гражданам материальную поддержку при утрате ими трудоспособности в результате инвалидности, старости, болезни, а также в случае потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законодательством. Социальная защита включает два понятия: пенсионное страхование на случай достижения пенсионного возраста и потери кормильца и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения, им предусмотренного законодательством возраста, смерти застрахованного или члена его семьи.
Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения являются работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовому договору, субъекты хозяйствования, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм), работающие граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам и физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы.
Объектом для начисления обязательных страховых взносов являются:
Размер социального страхования составляет 6%, пенсионное страхование зависит от плательщиков.
Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательное страхование производится государством в целях социальной защиты граждан, потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и для возмещения причиненного их жизни и здоровью ущерба.
Плательщиками
являются организации и физические
лица, которые в соответствии и
трудовым и гражданским законодательство
Объекты: для работодателей – все виды выплат, начисленные в пользу работников; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также для членов крестьянский (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход.
Страховые тарифы
дифференцированы по отраслям экономики
исходя из класса профессионального
риска (25 классов). Для общественных
объединений инвалидов и
Базой для исчисления страховых взносов являются фактически начисленные суммы всех видов выплат в денежном и (или) натуральном выражении в пользу работников за истекший месяц, но не менее величины утверждаемого в установленном порядке бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Экологический налог.
Экологический
налог предназначен для финансирования
мероприятий, связанных с поддержанием
экологического благополучия в государстве.
Кроме того, он стимулирует организацию
рационального
Плательщиками признаются организации, собственники отходов производства, индивидуальные предприниматели. Бюджетные организации экологический налог не уплачивают.
Объектом налогообложения
экологическим налогом
Налоговая база экологического налога определяется как фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов сточных вод; отходов производства, подлежащих хранению, захоронению; озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды на их ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы по основаниям неэкономического характера.
Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов.
Плательщиками
налога на добычу (изъятие) природных
ресурсов признаются организации и
индивидуальные предприниматели. Бюджетные
организации экологический
Объектом является добыча (изъятие) следующих природных ресурсов: песка формовочного стекольного, строительного и песчано-гравийной смеси; камня строительного облицовочного; воды (поверхностной и подземной); минеральной воды; грунта для земляных сооружений; глины и трепелов; мела, доломита, гипса; соли калийной, поваренной; нефти; железных руд; золота, янтаря; торфа влажностью 40%, сапропелей, мореного дуба.
Ставки налога на добычу (изъятие) природных ресурсов утверждены дифференцированно: за добычу в пределах установленных лимитов; за добычу сверх установленных лимитов либо без установленных лимитов с увеличением в десятикратном размере.
Налоговая база налога на добычу (изъятие) природных ресурсов определяется как фактический объем добываемых (изымаемых) природных ресурсов.
Земельный налог.
Земельный налог – это обязательные платежи всех землевладельцев, землепользователей и собственников земли в государственный бюджет.
Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которым земельные участки предоставлены на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного или временного пользования либо предоставления в собственность.
Объекты: земли общего пользования населенных пунктов; земельные участки, занятые кладбищами; земли лесного хозяйства; земли водного фонда; земли запаса; земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов.
Ставки земельного налога – это утвержденные законом нормы фиксированных платежей за один гектар земли, находящейся в землевладении, землепользовании или собственности у физического и юридического лица. Ставки земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения дифференцированы в зависимости от уровня кадастровой (балльной) оценки земель и их назначения (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами, луговые земли).
Налоговая база
земельного налога определяется по баллу
кадастровой стоимости
Отчисления в инновационные фонды. Инновационные фонды создаются республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому (фондодержателями), целью аккумуляции денежных ресурсов для финансирования затрат на проведение научных разработок и внедрения их результатов в производство, создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях.
Плательщиками являются юридические лица: государственные организации; хозяйственные общества, не входящие в состав подчиненных Правительству организаций, но имеющих доли (акции) государственной собственности в уставный фонд; организации находящиеся в ведении Министерства торговли, независимо от форм собственности; организации Белорусского республиканского союза потребительских обществ и некоторые другие организации.