Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:05, доклад

Краткое описание

Под мировым хозяйством понимают всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический.
Мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной экономической связи.

Файлы: 1 файл

Mirovoe_khozyaystvo_i_mezhdunarodnye_ekonomicheskie.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

 

Причины ограничения  передачи технологии

• Стремление удержать технологическое лидерство. Политика ограничения методами государственной политики вывоза передовой технологии традиционно исходит из концепции технологического лидерства, в соответствии с которой страна, лидирующая в той или иной технологической сфере, имеет относительное преимущество перед другими странами в производстве технологически емкой продукции. Однако является ли технологическое лидерство синонимом экономического лидерства? Отнюдь нет. Технологический лидер обречен на высокие расходы по поддержанию своего лидерства, пока оно приносит желаемый доход. Технологическое лидерство связано с более высоким уровнем расходов на рабочую силу, на поддержание патентов и лицензий в силе, на патентование изобретений за рубежом. Страны, не стремящиеся к технологическому лидерству любой ценой, могут просто скопировать или приобрести готовую технологию или произведенные на ее основе товары.

• Соображения национальной безопасности. Государственный контроль направлен прежде всего на предотвращение попадания технологии производства вооружений и технологии «двойного назначения» в страны, правительства которых проводят враждебную политику или в отношении которых существуют данные о возможности перехода к такой политике в будущем. Наиболее типичным примером наложения запретов на международную передачу технологии по политическим мотивам является функционирование вплоть до конца 80-х годов Координационного комитета 15 стран НАТО, исключая Францию, по контролю над экспортом в бывшие социалистические страны (КОКОМ). В период холодной войны технологические запреты по линии КОКОМ достигали своего апогея. В те времена в тогдашние соцстраны запрещалось поставлять даже пуговицы на том основании, что западная технология их производства может быть разгадана и использована для создания пуговиц, которые пришиваются на мундиры советских солдат, что укрепит советскую военную мощь.

• Условия международных соглашений.

Во исполнение многосторонних соглашений страны-участницы вводят государственный контроль за продажей технологии, которая потенциально может быть использована для создания химического, бактериологического, ракетного оружия. Эти виды вооружений считаются особо жестокими, и их производство подлежит запрету или строгому международному контролю. В соответствии с международными соглашениями подлежит особому контролю вывоз технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании материалов, оборудования, имеющих мирное назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового уничтожения.

 

 

  1. Международная экономическая интеграция

Международная  экономическая  интеграция – это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их предприятиями.

Предпосылки интеграции следующие:

• Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран.

• Географическая близость интегрирующихся стран, наличие  в большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся экономических связей.

• Общность экономических  и иных проблем, стоящих перед  странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического сотрудничества и т.д.

• Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино». После  того  как большинство стран  того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся за пределами интеграции. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в подключении к интеграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое заключение многими латиноамериканскими странами соглашений о торговле с Мексикой после ее вхождения в Североамериканскую зону свободной торговли — НАФТА.

Цели интеграции:

Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи.

• Использование преимуществ  экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки  значительных размеров, на которых  имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.

• Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других  неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.

• Решение задач торговой политики. Региональная интеграция нередко  рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.

• Содействие структурной  перестройке экономики. Подключение  стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.

• Поддержка молодых  отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение  не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержать местных производителей, для которых возникает более широкий региональный рынок. Такие протекционистские настроения превалировали в странах Латинской Америки и в странах Африки к югу от Сахары, особенно в 60-70-е годы.

 

Формы международной  экономической интеграции:

  • Зоны свободной торговли. Отменяются торговые ограничения для стран – участниц интеграционной группировки, и, прежде всего, снижение или отмена таможенных пошлин.
  • Таможенный союз. Наряду с отменой внешнеторговых ограничений внутри интеграционного объединения устанавливаются единые таможенные тарифы и проводится единая внешнеторговая политика в отношени<span class="dash0

Информация о работе Мировое хозяйство и международные экономические отношения