Мировое хозяйство и международные экономические отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:05, доклад

Краткое описание

Под мировым хозяйством понимают всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический.
Мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной экономической связи.

Файлы: 1 файл

Mirovoe_khozyaystvo_i_mezhdunarodnye_ekonomicheskie.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

• Официальный (государственный) капитал (official capital) — средства из государственного бюджета, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. В эту категорию движения капитала относятся все государственные займы, ссуды, дары (гранты), помощь, которые предоставляются одной страной другой стране на основе межправительственных соглашений. Официальным также считается и капитал, которым распоряжаются международные межправительственные организации от лица своих членов (кредиты МВФ, Мирового банка, расходы ООН на поддержание мира и пр.). Источником официального капитала являются средства государственного бюджета, то есть в итоге деньги налогоплательщиков. Поэтому решения о перемещении такого капитала за рубеж принимаются совместно правительством и органами представительной власти (парламентом).

• Частный (негосударственный) капитал (private capital) — средства частных (негосударственных) фирм, банков и других негосударственных организаций, перемещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа по решению их руководящих органов и их объединений.

В эту категорию движения капитала относятся инвестиции капитала за рубеж частными фирмами, предоставление торговых кредитов, межбанковское кредитование. Источником происхождения этого капитала являются средства частных фирм, собственные или заемные, не связанные с государственным бюджетом. Но, несмотря на относительную автономность фирм в принятии решений о международном перемещении принадлежащего им капитала, правительство обычно оставляет за собой право его регулировать и контролировать.

По характеру использования  капитал делится на:

• Предпринимательский капитал — средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. В качестве предпринимательского капитала чаще всего используется частный капитал, хотя либо само государство, либо принадлежащие государству предприятия также могут вкладывать средства за рубеж.

• Ссудный капитал — средства, даваемые взаймы с целью получения процента.

В международных масштабах  в качестве ссудного капитала в основном используется официальный капитал из государственных источников, хотя международное кредитование из частных источников также достигает весьма внушительных объемов.

По сроку вложения капитал делится на:

• Среднесрочный и долгосрочный капитал (mid-term and long-term capital) — вложения капитала сроком более чем на 1 год. Все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций, так же как и ссудный капитал в виде государственных кредитов, обычно являются долгосрочными.

• Краткосрочный капитал (shortterm capital) — вложения капитала сроком менее чем на 1 год. Преимущественно ссудный капитал в форме торговых кредитов.

Наибольшее практическое значение для анализа международного движения капитала имеет следующее его функциональное деление.

По цели вложения капитал делится на:

• Прямые инвестиции (direct investments) — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала. Они практически целиком связаны с вывозом частного предпринимательского капитала, не считая относительно небольших по объему зарубежных инвестиций фирм, принадлежащих государству.

• Портфельные инвестиции (portfolio investments) — вложения капитала в иностранные ценные бумаги, не дающие инвестору права реального контроля над объектом инвестирования. Такие инвестиции также преимущественно основаны на частном предпринимательском капитале, хотя и государство зачастую выпускает свои и приобретает иностранные ценные бумаги.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала:

  1. налоговые стимулы: установление прямых налоговых льгот, отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала, стимулы, связанные с амортизационными отчислениями, «налоговые каникулы», освобождение от таможенных платежей импорта сырья, оборудования, комплектующих изделий, манипулирование уровнем налога;
  2. финансовые методы стимулирования: субсидии, займы, кредиты и гарантии их предоставления;
  3. нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала – от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транспорта и других коммуникаций.

 

Миграция инвестиционного капитала привела к возникновению международных корпораций.

Международные корпорации бывают двух основных видов:

• Транснациональные  корпорации (ТНК) — головная компания их принадлежит капиталу одной страны, а филиалы разбросаны по многим странам мира.

• Многонациональные корпорации (МНК) — головная компания их принадлежит капиталу двух и более стран, а филиалы также находятся в различных странах.

Подавляющее большинство  современных международных корпораций имеют форму ТНК. Наиболее характерными чертами ТНК являются:

- создание системы  международного производства, распыленного  между многими странами, но контролируемого из одного центра;

-  высокая интенсивность  внутрикорпорационной торговли  между расположенными в различных странах подразделениями;

- относительная независимость в принятии операционных решений от стран базирования и принимающих стран;

-  глобальная структура  занятости и межстрановая мобильность  менеджеров;

- разработка, передача  и использование передовой технологии  в рамках замкнутой корпорационной структуры.

 

 

  1. Международная миграция рабочей силы.

Миграция рабочей  силы – это перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда.

Различают внешнюю и  внутреннюю миграцию рабочей силы.

Внешняя миграция связана  с пересечение государственных  границ.

Внутренняя миграция – это миграция, связанная с  перемещением в пределах одной страны между административными районами.

Миграция рабочей силы тесно связана с такими понятиями  как эмиграция и иммиграция.

Эмиграция – выбытие  за границу.

Иммиграция – прибытие из-за границы.

Классификация международной  миграции:

  1. по направленности:

– из развивающихся и  постсоциалистических в развитые страны,

– между развитыми  странами;

– между развивающимися странами;

- между развитыми и  развивающимися странами.

  1. по времени: временная, сезонная, маятниковая.
  2. по территории: внутриконтинентальная, межконтинентальная.
  3. по уровню квалификации: высококвалифицированная рабочая сила, низкоквалифицированная рабочая сила.
  4. по отношению к закону: законная и незаконная.

Основными причинами  международной миграции являются экономические  и неэкономические факторы.

Экономические причины:

– снижение спроса на рабочую  силу низкой квалификации;

– высокий уровень  предложения рабочей силы;

– увеличение спроса на специалистов высокой квалификации;

– существенные различия в уровне оплаты труда.

Неэкономические причины:

– демографические,

– политические,

– национальные;

– культурно-психологические;

– экологические;

– правовые.

Миграционная политика – это совокупность государственных мер по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы.

Эмиграционная политика охватывает следующие направления:

– поощрение валютных переводов из-за рубежа;

– поощрение выезда специалистов, работа которых за рубежом потребует экспорта отечественной продукции;

– ограничение выдачи загранпаспортов;

– административный запрет на выезд  отдельных категорий работников;

– установление сроков обязательной работы после завершения образования  за государственный счет.

Иммиграционная политика включает:

– определение качественных требований к иностранной рабочей силе (по образованию, здоровью, стажу работы);

– определение возрастного ценза  и квотирование импорта рабочей  силы;

– введение санкций в отношении  работодателей, незаконно использующих труд мигрантов;

– разработку правовых ограничений, определяющих профессии, заниматься которыми иностранцам заперщено.

 

5. Международное научно-техническое сотрудничество.

Международная передача технологии может  осуществляться в следующих основных формах:

• Патентные соглашения (patent agreement) — международная торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента. Обычно мелкие узкоспециализированные фирмы, которые не в состоянии сами внедрить изобретение в производство, продают патенты крупным корпорациям.

• Лицензионные соглашения (licensing agreement) — международная торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.

• «Ноу-хау» («know how») — предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные преимущества.

Предметом купли-продажи в данном случае обычно являются незапатентованные изобретения, имеющие коммерческую ценность.

• Инжиниринг (engineering) — предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования.

Они включают широкий  комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования  проектов, осуществлению консультаций, надзора, проектирования, испытаний, гарантийного и постгарантийного обслуживания. Кроме того, на коммерческих условиях технология передается между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, о научно-технической и производственной кооперации, об инвестиционном сотрудничестве и во многих других организационно-правовых формах. К числу мероприятий по международной передаче технологии на некоммерческой основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, обмен публикациями и т.д. Разновидностью международной передачи технологии является международное техническое содействие или техническая помощь, которая получила большое развитие с середины 70-х годов.

Программы технического содействия

Международные программы  технического содействия осуществляются как по линии международных организаций, так и на двусторонней основе. Они направлены прежде всего на оказание технического содействия развивающимся странам и странам, находящимся в переходном периоде, с целью ускорения создания основ развитой рыночной экономики. Техническое содействие (которое иногда называют технической помощью) направлено на повышение технологического уровня стран-получателей.

Его надо отличать от других форм международной помощи развитию, которые являются в большинстве своем прямым бюджетным финансированием со стороны развитых государств беднейших африканских и азиатских стран и направлены на удовлетворение потребностей жителей этих стран в пище, воде, топливе и пр.

 Техническое содействие (ТС) (technical assistance) — предоставление странам содействия на возмездной или безвозмездной основе в сферах технологии процессов, продуктов и управления. Такое содействие может оказываться практически в любых отраслях производства. В экономической сфере наиболее часто техническое содействие предоставляется в области разработки программ экономического развития, статистики, денежной и бюджетной политики, развития регионов, технико-экономического обоснования отдельных проектов. С точки зрения степени вовлеченности получателя технической помощи в процесс ее распределения, можно выделить несколько организационных видов технической помощи.

• Технологические гранты (technological co-operation grants) — безвозмездная передача развитыми странами технологии, технологически емких товаров или финансовых средств на покупку технологии, обучение и переподготовку персонала. Гранты предусматривают предоставление донором в рамках проекта ТС технологии и оборудования, командирование специалистов и осуществление обучения кадров без какого бы то ни было финансового участия получателя помощи в финансировании проекта. В этом случае получатель выполняет чисто организационные функции по приему и размещению технической помощи. Донор обычно имеет право участвовать через своих представителей в распределении помощи и надзоре за эффективностью ее использования.

• Софинансирование ТС (co-financing) предусматривает более серьезное участие и ответственность ее получателя, который в соответствии с соглашением об оказании технической помощи должен не только организационно обеспечить ее получение, но и нести некоторое бремя ее финансирования. Обычно финансовое участие получателя, хотя и составляет меньшую долю стоимости проекта, рассматривается как свидетельство заинтересованности правительства  в эффективном использовании предоставляемой его стране технической помощи.

Информация о работе Мировое хозяйство и международные экономические отношения