Микроэкономическое равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ регулирования микроэкономического равновесия.

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и механизм микроэкономического равновесия 5

2. Причины нарушения равновесия на микроуровне 13

3. Необходимость и формы государственного регулирования на микроуровне 19

Заключение 27

Библиографический список 29

Приложения 31

Файлы: 1 файл

Курсовая. микроэкономическое равновесие(2).doc

— 215.50 Кб (Скачать)

В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д.

В настоящем разделе рассмотрим воздействие на рыночное равновесие так называемых нетоварных налогов. К этой группе налогов можно отнести налог на налог продажи, применявшийся в СССР налог с оборота, а также так называемый акциз.

Это вызовет параллельный сдвиг линии предложения вверх на величину Т. Почему? Если ранее производители согласны были предложить на рынке количество товара, скажем, Q1 по цене P1, то теперь они согласятся предложить на рынке то же количество товара, если только цена брутто (с включением налога) будет на Т руб. выше, чем P1. В этом случае производители получат цену нетто (без включения налога), равную прежней цене. Это рассуждение применимо к любой точке линии предложения. Поэтому все точки линии предложения переместятся вверх на Т руб. Линия предложения займет положение S2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 8 - Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается продавцами.

 

Новое равновесие характеризуется тремя величинами: Q2, P+, P-. Объем рынка Q2 будет меньше первоначального Q1. Цена, которую платит покупатель, P+, окажется выше первоначальной P1. Цена, которую фактически получает продавец (без налога), P-, окажется ниже первоначальной. Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет соответствовать площади прямоугольника P+АВР-. Обратим внимание на следующий факт. Несмотря на то что весь налог вносится в госбюджет продавцами, часть налогового бремени возлагается на покупателей.

Можно представить себе такую ситуацию, когда потоварный налог непосредственно вносится в госбюджет не продавцами, а покупателями. Предположим, например, что покупатели, придя в магазин, платят за товар цену без потоварного налога и тут же уплачивают налог присутствующему в магазине налоговому инспектору. В этом случае происходит параллельный сдвиг линии спроса вниз на величину Т (рис. 9).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Рисунок 9 - Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, если он уплачивается покупателями.

 

Саморегулирование такой деятельности проявляется, с одной стороны, как форма организации рыночных отношений, с другой — как метод хозяйствования. Саморегулирование как форма организации рыночных отношений предполагает наличие субъектов рыночных отношений, обладающих социально-экономической свободой и в то же время взаимной обусловленностью, согласованностью экономических интересов, проявляющихся в виде прямого или опосредованного согласования своих действий между собой. Такое положение рыночных субъектов является следствием общественного разделения труда, которое, с одной стороны, разъединяет хозяйствующие субъекты по видам и направлениям трудовой деятельности и способствует формированию экономически обособленных товаропроизводителей, а с другой — порождает устойчивые функциональные взаимосвязи по налаживанию обмена товаров и услуг на эквивалентной основе в виде купли-продажи.

Формы и методы саморегулирования купли-продажи основываются на действии конкурентных и интеграционных процессов. Конкуренция проявляется в виде ценовых и неценовых методов борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования, которая сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, продаж, получения прибыли и источников ресурсов.

В условиях несовершенной конкуренции, когда отдельные субъекты рыночных отношений имеют экономические преимущества, механизм саморегулирования дополняется государственным вмешательством. Механизм государственного вмешательства включает методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия предполагают исполнение законодательных актов, г методы косвенного воздействия - использование системы налогообложения, финансовой, денежно-кредитной и социальной политики государства [6, c. 117].

Таким образом, посредством механизма микроэкономического регулирования осуществляется не только регулирование экономических отношений между государством и фирмами и внутри их, но и реализуется цель общественной системы (удовлетворение потребностей населения, рост благосостояния людей и т.д.). Эта общая цель реализуется через достижение частных целей, которые ставят перед собой отдельные фирмы (максимизация прибыли, улучшение качества и ассортимента продукции, рост доходов). Поэтому основной функцией механизма микроэкономического регулирования является обеспечение экономических условий для достижения этих целей.

В целом основная задача государственного регулирования заключается в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности, что может быть реализовано с помощью определенных принципов.

Применение принципов механизма государственного регулирования на микроуровне будет зависеть от той модели рыночной экономики, которую мы хотим иметь. В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др [20].

В современной экономической теории и практике на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной  к гибкому реагированию на новые вызовы современности.

В этой связи, именно функциональные экономические системы и саморегулируемые организации повышают адаптивную эффективность экономики, ее способность к обучению, поощрению инноваций, противодействию рискам и возможность переносить различные эксперименты, в частности реструктуризацию и модернизацию [19].

В саморегулирующейся экономической системе постепенно изменяются и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению  сложившейся структуры государственного управления.

Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции  ведет к оптимизации как всей экономической системы, так и ее институциональной и организационной структуры.

 

Таблица  1 - Направления политики по восстановлению микроравновесия 

 

 

 

страна

варианты минимальной зарплаты

% работников, получающих минимальную зарплату

субминимум для молодежи (в % от общенационального минимума) 

индекс Кэйтца

Франция

возраст, образование

11%

80% (до 16 лет)

0.5

Люксембург

возраст, опыт, семейные характеристики

11%

70% (до 21 года)

0.56

Нидерланды

возраст

3.2%

от 34,5% (до 16 лет) до 84% (до 22 лет)

0.55

страна

варианты минимальной зарплаты

% работников, получающих минимальную зарплату

субминимум для молодежи (в % от общенационального минимума) 

индекс Кэйтца

Португалия

возраст, отрасль

8%

75% (до 18 лет)

0.45

Испания

возраст

6.5%

66% (до 18 лет)

0.32

США

может быть увеличена в отдельных штатах

4%

нет

0.39

 

 

О чем наглядно свидетельствует создание Европейского союза. В частности, было сформировано единое экономическое пространство, унифицированы законодательства стран, регулирующие движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. В единую систему были объединены таможенные службы, была введена единая европейская  валюта и др.

В настоящее время сложно говорить о России как о едином национальном хозяйстве, а об ее экономике, как о целостной системе, поддающейся объективному количественному анализу.

Достаточно трудно прогнозировать возможность создания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике.

Непродуманные экономические реформы в начале 90-х годов в России привели к микроэкономической дисфункции – это такое неравновесное состояние, при котором были неэффективны все основные институциональные элементы данной экономической системы, а новые еще не были созданы.

В последующем в ходе реальных экономических преобразований в России стали зарождаться новые институты, появляться новые организации начали формироваться отдельные элементы функциональных экономических систем. Был создан ряд  саморегулирующихся организаций [7, c. 90].

Среди важных составных элементов  функциональных экономических систем следует отметить образование в России следующих органов управления, организаций и организационных структур:

–        Центральный Банк Российской Федерации;Федеральная антимонопольная служба (ранее Государственный комитет по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства);

–        Федеральная служба по финансовым рынкам (ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг);

–        Комиссия Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле, и таможенно-тарифной политике;

–        Общество защиты прав потребителей;

–        Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ);

–        Российская торговая система (РТС);

–        Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР);

–        Национальная фондовая ассоциация (НФА);

–        Национальный депозитарный центр (НДЦ);

–        Различные ассоциации товаропроизводителей (более 50) и др.

Однако до создания рыночной, саморегулирующейся экономики с развитой сетью ФЭС и СРО России придется пройти очень долгий путь создания и развития институциональных основ, эволюции институтов и изменения самой социокультурной среды общества [19].

Особо следует сказать о социокультурной среде общества – это также своеобразный институт, который подразумевает создание правового государства и соответствующее отношение к законам в обществе, что является существенным условием появления и развития сети функциональных экономических систем и саморегулируемых организаций.

Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования является экономическая политика государства.

Основным принципом экономической политики должно стать тагетирование основных макроэкономических показателей и создание ФЭС, обеспечивающих  их поддержание в заданных параметрах.

Совершенно очевидно, что проведения экономической политики также необходима «приборная панель», которая бы давала правильные ориентиры экономическому курсу.

Основные макроэкономические  показатели, которые призваны поддерживать ФЭС могли бы сформировать «приборную панель» устойчивого и сбалансированного экономического роста.

Таким образом, в условиях возрастания роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики, теория саморегуляции может оказать содействие в разработке долгосрочной, научно обоснованной экономической политики российского государства [18].

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в рамках данной работы нами рассмотрено понятие и механизм микроэкономического равновесия.

Равновесие спроса и предложения (общее равновесие) проявляется на микро- и макроуровнях. На микроуровне равновесие рассматривается по таким объектам, как товары, услуги и ресурсы, затрагивает интересы производителей (поставщиков) и потребителей, а также включает распределение доходов. В данной главе раскрываются условия и методы равновесия на микроуровне, рассматривается роль фирмы в регулировании этих процессов.

На микроуровне складываются экономические отношения, регулирующие деятельность фирмы и поведение потребителя. Их следует изучать как с позиций товаропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами и государством. Соответственно и формы организации этих отношений могут быть с участием государства или децентрализованными. В первом случае предполагается активное участие государства в функционировании экономической среды; во втором создаются условия свободной, совершенной конкуренции. Применительно к условиям совершенной конкуренции экономистами исследованы условия частичного и общего равновесия.

В основу микроэкономического равновесия положены условия частичного равновесия — количественного соответствия двух взаимосвязанных параметров. Например, частичное равновесие выступает в виде равновесия производства и использования ресурсов, производства и потребления, покупательной способности и товарной массы и т.д. Проблемы такого равновесия изучает теория потребления и теория производства фирмы.

Информация о работе Микроэкономическое равновесие