Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ регулирования микроэкономического равновесия.
Введение 3
1. Понятие и механизм микроэкономического равновесия 5
2. Причины нарушения равновесия на микроуровне 13
3. Необходимость и формы государственного регулирования на микроуровне 19
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложения 31
31
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие и механизм микроэкономического равновесия 5
2. Причины нарушения равновесия на микроуровне 13
3. Необходимость и формы государственного регулирования на микроуровне
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Регулирование рынка — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.
Поэтому является актуальным и значимым рассмотреть в рамках данной работы экономическое равновесие на микроуровне.
Равновесие рынка наступает в том случае, когда на рынке устанавливается баланс между предложением и спросом, и такой баланс не может быть нарушен никакими внешними факторами. Равновесие для отдельных покупателей наступает в том случае, когда они не могут себе позволить большей степени удовлетворённости, чем может обеспечить их нынешний доход. То есть тот набор товаров и услуг, который обеспечивает определённую степень удовлетворённости, они потребляют при этом уровне дохода, не может быть превзойдён никаким другим при таком же уровне дохода.
Актуальность данной темы курсового исследования обусловлена тем, что общая теория равновесия рассматривает определённые условия, при которых рынки в экономике находятся в равновесии. Теория популярно объясняет равновесную цену для каждого товара, при которой будет продано максимальное количество такого товара на рынке. Основная функция теории равновесия заключается не только в объяснении равновесной цены, но и в разъяснении трёх вопросов, с которыми часто встречаются покупатели и продавцы на рыках:
– возможно ли существование общего равновесия на рынках;
– единственно ли это равновесие;
– в какой степени такое равновесие устойчиво.
Последний вопрос затрагивает важный аспект, который решает задачу возвращения рынка в устойчивое и равновесное состояние в том случае, если его затронули какие-либо внешние факторы.
Объект исследования - равновесия на микроуровне.
Предмет исследования - механизм регулирования микроэкономического регулирования.
Целью курсовой работы является анализ регулирования микроэкономического равновесия.
Задачи работы:
– определить понятие и механизм микроэкономического равновесия;
– рассмотреть причины нарушения равновесия на микроуровне;
– показать необходимость и формы государственного регулирования на микроуровне.
Методы исследования: В качестве общих методов изучения - анализ и синтез. Был использован системный, сравнительный методы, а так же графические и математические методы.
1. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) товаров и услуг. Спрос – отношение между ценой блага и его количеством, которое, покупатели хотят и в состоянии приобрести. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при прочих равных условиях, влияющих на спрос. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
Принято различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i – тый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как QD = ∑ qi
Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь называется кривой спроса. Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется кривой спроса. Она отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени. На рис. 1 показана кривая спроса (D), на которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на какой-либо товар (Q), а по вертикальной – цена на него (P). Из рис.1 видно, чем выше цена товара, тем на меньшее его количество предъявляется спрос. Покупателю выгодно совершать сделки лишь в левой нижней зоне, так как линия спроса демонстрирует множество максимальных цен для потребителя. Цены и объемы выше линии спроса для покупателя недоступны [4, c. 83].
Рисунок 1 - Кривая спроса.
Желание покупателей приобрести какой-либо товар зависит от целого ряда факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса. Эта функция может быть представлена следующим образом: QD = f (P, Pa, Pb…I, T, N, W),
где QD - объем спроса на данный товар, I - денежный доход, T - вкусы и предпочтения потребителей, N – общее число покупателей или размер рынка, W - накопленное имущество.
Предложение – количество благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период времени. А объем предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени. Объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем меньше, чем выше цена на товар, то есть между предложением и ценой существует прямая зависимость. Эта зависимость называется законом предложения.
Как и в случае спроса существует индивидуальное и рыночное предложение. Объем предложения можно записать как сумму объема предложения i – того продавца: QS = ∑ QSi
Между ценой товара и тем его количеством, которое предлагают производители, существует зависимость, называемая кривой предложения [17, c. 19].
Количество товара, которое производители готовы продать при каждом данном уровне цен показывает кривая предложения рис.2. Продавцу выгодно совершать сделки, продавать лишь в левой верхней зоне, но убыточно – в правой нижней, так как кривая предложения демонстрирует множество минимальных цен для продавца.
Рисунок 2 - Кривая предложения.
Функцией предложения называют зависимость объема предложения от определяющих его факторов: от цены данного товара (P) и цен других товаров (Pa,Pb…), от характера применяемой технологии, от налогов и дотаций, природно-климатических условий. В общем виде функция предложения имеет вид: QS = f (P, Pa, Pb,…K, C, Z),
где QS – объем предложения данного товара; K – характер применяемой технологии; C – налоги и дотации; Z – природно-климатические условия.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то от функции предложения можно перейти к функции предложения от цены, которая характеризует зависимость объема предложения данного товара лишь от его цены:
Q = f (P)
По более высокой цене на рынке предлагается большее количество единиц товара, то есть объем предложения увеличивается, когда увеличивается цена. Выше были рассмотрены спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Взаимодействие спроса и предложения порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Иными словами, рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Совместим линии спроса и предложения на одном графике рис3. И покупателю, и продавцу выгодно совершать сделки лишь в зоне, расположенной под кривой спроса, но над кривой предложения. Данная зона демонстрирует все возможные на данном рынке ситуации обмена. Это и есть рынок одновременно как продавцов, так и покупателей. Любая точка, принадлежащая данному пространству, может выражать сделку купли-продажи. Причем все точки, кроме одной, в этой зоне характеризуют неоптимальные условия обмена, то есть такие условия, которые больше выгодны для одной из сторон торговой сделки. И лишь точка E, которая лежит на пересечении спроса и предложения, иллюстрирует ситуацию, максимально выгодную как для продавца, так и для покупателя одновременно. Данная точка E на пересечении спроса и предложения называется точкой равновесия. Точка PE - цена, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил. Точка QE – величина товарной массы, при которой спрос и предложение находятся в равновесии в результате действия рыночных конкурентных сил [7, c. 103].
Рисунок 3 - Равновесие на рынке.
Равновесная цена является одним из механизмов установления рыночного равновесия. Равновесная цена – это цена, при которой объем спроса равен объему предложения, иначе говоря, это единственная цена, соответствующая условию: PE = PD = PS
При данной цене на рынке устанавливается и равновесное количество предлагаемых на рынке товаров: QE = QD = QS
Равновесная цена выполняет важнейшие функции:
1. информационную – ее величина служит ориентиром для всех субъектов рынка;
2. нормирующую – она нормирует распределение товаров, давая сигнал потребителю о том, доступен ли ему данный товар и на какой объем предложения товара он может рассчитывать при данном уровне дохода. Одновременно она воздействует на производителя, показывая, сможет ли он окупить свои расходы или ему следует воздержаться от производства. Тем самым нормируется спрос производителя на ресурсы;
3. стимулирующую – она вынуждает производителя расширять или сокращать производство, менять технологию и ассортимент, чтобы издержки «уложились» в цену и осталась еще какая-то прибыль [1, c. 53].
Равновесие на микроуровне предполагает такое состояние субъектов, при котором обеспечивается равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам. При этом поставщики ресурсов, товаропроизводители и потребители максимизируют свои экономические выгоды. Достижению равновесия способствует ценовый механизм, который позволяет балансировать на микроуровне объем спроса и предложения для отдельных товаров и услуг, поставщиков ресурсов и других участников рыночных отношений.
Равновесие посредством ценового механизма может устанавливаться как на отдельных рынках, так и в целом на микро- и макроуровнях. Однако условия и методы, обеспечивающие равновесие на разных уровнях, неодинаковы. На микроуровне складываются экономические отношения, регулирующие деятельность фирмы и поведение потребителя. Эти отношения следует изучать как с позиций товаропроизводителя и потребителя, так и внутри фирмы, с другими фирмами и государством. Соответственно формы организации этих отношений могут быть с участием государства или децентрализованными. В первом случае предполагается активное участие государства в функционировании экономической среды. Во втором создаются условия свободной, совершенной конкуренции.