Параллельно
«утечке умов» в 1990-е гг. появилось
и новое для России явление: бизнес-миграция,
т. е. отъезд предпринимателей. Он стимулировался
отсутствием политической и экономической
стабильности в стране, засильем криминалитета,
коррупцией чиновников, стремлением
реализовать накопленный потенциал
в более благоприятной обстановке.
2.3
Механизмы контроля
миграции рабочей силы
В
то время как большинство стран
мира продвигаются по пути либерализации
своей внешней торговли, практически
все они принимают меры, ограничивающие
международную миграцию. Как было
показано выше, миграция приводит к
росту совокупного объема производства,
хотя распределение экономических
выгод от миграции далеко не равномерно
Однако положительные экономические
эффекты миграции могут перекрываться
негативными эффектами, которые
также имеют место. Один из них
— финансовое бремя, которое иммигранты
возлагают на бюджет более развитых
стран. Особенно четко это проявляется,
когда развитые страны близко расположены
или даже граничат с менее развитыми
государствами. Типичным примером являются,
с одной стороны, США, Мексика
и страны Карибского бассейна, с
другой стороны — Франция и
страны Магриба, Германия и Турция. Такое
близкое соседство приводит к наплыву
не только легальных, но и нелегальных
иммигрантов, которые требуют финансовых
расходов либо для материальной поддержки,
либо для депортации. По оценкам, в США
постоянно находится около 4 млн., а в Западной
Европе — около 3 млн. нелегальных иммигрантов
Проблемы,
которые несет с собой международная
миграция рабочей силы, привели к
созданию широкой системы государственного
и межгосударственного регулирования
Вмешательство государства в
международное движение рабочей
силы началось значительно раньше,
чем его участие в регулировании
международной торговли. Уже в
конце XVIII века в Англии были приняты
законы, запрещавшие промышленным рабочим
эмигрировать за границу. В течение
XIX века многие европейские страны принимали
законы, ограничивавшие въезд нежелательных
лиц. Тогда же страны стали заключать
двусторонние конвенции, регулирующие
миграцию, часть из которых действует
по настоящее время
Законодательства
большинства стран, регулирующие въезд
иностранцев, прежде всего, проводят четкое
различие между иммигрантами - людьми
переезжающими в страну на постоянное
место жительства, и неиммигрантами
— людьми, приезжающими в страну
временно и/или не претендующими
там, на постоянное место жительства.
Несмотря на то, что неиммигранты зачастую
могут находиться и работать в
принимающей стране в течение
продолжительного периода времени,
наиболее важным с экономической
точки зрения, является регулирование
трудовой иммиграции.
Обычно
государственное регулирование
осуществляется через принятие финансируемых
из бюджета программ, направленных
на ограничение притока иностранной
рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование
мигрантов к возвращению на родину
(реэмиграции).
Заключение
Миграция
рабочей силы представляет собой
переселение трудоспособного населения
из одних государств в другие сроком
более чем на год, вызванное причинами
экономического и иного характера,
и может принимать форму эмиграции
(выезда) и иммиграции (въезда). Миграция
рабочей силы ведет к выравниванию
уровней оплаты труда в различных
странах. В результате миграции совокупный
объем мирового производства возрастает
вследствие более эффективного использования
трудовых ресурсов за счет их межстранового
перераспределения.
Количественные
показатели, связанные с миграцией
рабочей силы, являются частью баланса
текущих операций и классифицируются
по статьям трудовых доходов (выплаты
нерезидентам) и частных неоплаченных
переводов, которые представляют собой
оценочный денежный эквивалент имущества,
перемещаемого мигрантами в момент
их отъезда за границу и последующих
посылок товаров и денег на
родину. Распределение положительного
экономического эффекта, получаемого
в результате миграции, происходит
в форме роста доходов мигрантов,
переводов денежных средств из-за
рубежа на родину, в результате снижения
издержек производства в странах, получающих
денежные переводы. Развитые страны являются
основным направлением иммиграции, а
развивающиеся — источником эмиграции.
Государственное
регулирование международного рынка
труда осуществляется на основе национального
законодательства принимающих стран
и стран, экспортирующих рабочую
силу, а также на основе межгосударственных
и межведомственных соглашений между
ними. Регулирование осуществляется
через принятие финансируемых из
бюджета программ, направленных на
ограничение притока иностранной
рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование
иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
Большинство принимающих стран используют
селективный подход при регулировании
иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов
осуществляется на основе требований,
предъявляемых к квалификации, образованию,
возрасту, состоянию здоровья, на основе
количественного и географического квотирования,
прямых и косвенных запретов на въезд,
временных и иных ограничений. Стимулирование
реэмиграции осуществляется через выплату
материальной компенсации уезжающим иммигрантам,
создание рабочих мест, профессиональную
подготовку иммигрантов, оказание экономической
помощи странам массовой эмиграции.
Мировой
опыт свидетельствует, что миграция
рабочей силы обеспечивает несомненные
преимущества как принимающим рабочую
силу странам, так и поставляющим ее. Но
она способна породить и острые социально-экономические
проблемы. Сегодня признаются и используются
следующие положительные последствия
трудовой миграции.
Прежде
всего, учитывается, что процессы трудовой
миграции способствуют смягчению условий
безработицы, появлению для страны—экспортера
рабочей силы дополнительного источника
валютного дохода в форме поступлений
от эмигрантов, а также приобретению
ими знаний и опыта. По возвращении
домой они, как правило, пополняют
ряды среднего класса, вкладывая заработанные
средства в собственное дело, создавая
дополнительные рабочие места. К
отрицательным последствиям трудовой
миграции следует отнести тенденции
роста потребления заработанных
за границей средств, желание скрыть
получаемые доходы, «утечку умов», иногда
и понижение квалификации работающих
мигрантов и т.п.
Для
нейтрализации отрицательных последствий
и усиления положительного эффекта,
получаемого страной в результате
трудовой миграции, используют средства
государственной политики. Просчеты в
выборе ориентиров миграционной политики
вызывают нежелательную реакцию в виде
роста нелегальной миграции и последующей
социальной активности возвращающихся
мигрантов и др. В этой области особенно
очевидны неэффективность жестких, директивных
мер и необходимость косвенных, координирующих
воздействий со стороны государств
и правительств.
Следует
иметь в виду, что международная
миграция рабочей силы (как и вообще
миграция населения) – это не только
экономическое, но и сложное политическое
и социально-экономическое явление.
Оно значительно влияет на состав
трудовых ресурсов как стран-доноров,
так и принимающих стран, создает
новую ситуацию на рынках труда, привносит
немало изменений (и не только позитивных)
в социальную и политическую жизнь
многих принимающих стран. Иммиграция,
в частности, может вызвать ряд
проблем, связанных с этническими,
расовыми, религиозными и культурными
отличиями иммигрантов от коренного
населения.
Список
литературы
- Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические
отношения: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.
- Агапова Т.А., Серегина
С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей
ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова,
изд-во "ДИС", 2000
- Баткаева И.А.,
Митрофанова Е.А. Управление занятостью
населения: Учебное пособие / М., 2003
- Бункина М.К., Семенов
В.А. Макроэкономика (основы экономической
политики): Учебник. – М.: Изд-во "ДИС",2002
- Герчикова
И.Н. Международные экономические организации:
регулирование мирохозяйственных связей
и предпринимательской деятельности.
Уч. Пособие. – М., 2005
- Лапин А. Региональные
особенности развития социально-трудовой
сферы. / «Экономист», №9, 2001, стр. 78-82.
- Международные
экономические отношения. Учебник. 3-е
изд. Кол. авт. под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.
– М.: ЮНИТИ, 1999.
- Мировая экономика
/ Под ред. В.К.Ломакина. - М.: Издательский
центр “Анкил”,2001
- Основы внешнеэкономических
связей / Под ред. И. П. Фаминского.- М., 1994.
- Рофе А.И., Збышко
Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения,
экономика ресурсов для труда: Учебное
пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе. - М.: МИК,
1999.
- Рынок труда.
Учебник / Под ред. проф. B.C. Буланова и проф.
Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2004.
- Сараев А. Формирование
трудовых ресурсов и занятости. / «Экономист»,
№10, 2001, стр. 72-77.
- Спиридонов
И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие.
– М.: ИНФРА-М, 1997.
- Спицын А. Влияние
миграции на демографические процессы
и социально-экономическую обстановку
в стране. / «Экономист», №3, 2002, стр. 64-68
- Хасбулатов
Р.И. Мировая экономика. Теория, принципы,
политика. В 2-х томах, 1-й том - 600 с.,2-й том
640 с. – М.: «Экономика», 2001.
Экономика труда и социально-трудовые
отношения / Под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П.
Колосовой. - М.: Изд-во МГУ