Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:37, курсовая работа
Необходимо решить следующие задачи:
- выделить и раскрыть сущность и принципы международного кредита;
- определить основные формы кредита, применяемые в международной практике торговли;
- рассмотреть основные организации группы Всемирного Банка и их деятельность;
- выделить проблемы внешней кредитной задолженности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………........................................ 3
Глава 1 СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ……………………. 4 - 16
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы международного кредита………………….......................................................................................... 4 - 8
1.2 Формы международного кредита…….......…...………………………....... 8 - 14
1.3 Существенные условия международного кредитного договора…………. 14 - 16
Глава 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ ВСЕМИРНОГО БАНКА КАК
МИРОВОГОКРЕДИТОРА……………………………………………………. 17 - 23
2.1 Характеристика основных организаций - кредиторов………...................... 17 - 18
2.2 Кредитная деятельность МВФ……...………...….. ………………………… 18 - 21
2.3 Деятельность группы Всемирного Банка в России………………. ……….. 21 - 23
Глава 3 КРИЗИС ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ….......………………..24 - 32
3.1 Причины возникновения кризиса внешней задолженности……………… 24 - 28
3.2 Пути решения кризиса внешней задолженности………….………............ 28 - 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 33 - 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………. 35
Обострение проблемы задолженности выявило необходимость разработки и осуществления согласованных мер со стороны стран должников и их кредиторов с целью преодоления кризиса. В разрешение этой ситуации были вовлечены различные международные организации и институты. Наиболее весомое значение среди них имеют МВФ, МБРР, ОЭСР, Парижский клуб. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав. Не остались в стороне от разрешения этой проблемы и сами развивающиеся страны, принявшие целый ряд мер по консолидации своих позиций перед лицом мирового сообщества и облегчению последствий долгового кризиса.
Внешняя
задолженность постепенно трансформировалась
из валютно-финансовой в многомерную
проблему, которая в той или
иной степени затрагивает интересы
большинства государств, что привело
с осознанию необходимости
В
этой связи особую актуальность с
научной и практической точек
зрения приобретают вопросы, связанные
с исследованием специфического
характера внешней
Внешняя
задолженность развивающихся
Кризис
международной задолженности
Факты банкротства нарушают равновесие международного кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Внешние
заимствования увеличивают
1)
выплату основной суммы
2) уплату процентов по кредиту.
Взятые вместе, эти выплаты представляют собой прямой вычет из дохода и сбережений страны должника.
Если
страна наращивает объем внешних
заимствований и (или) повышаются процентные
ставки по кредитам, то расходы по обслуживанию
внешнего долга растут. В нормальных
условиях внешний долг обслуживается
за счет валютных поступлений от экспорта
товаров и услуг. Иногда для своевременного
погашения внешней
Любая
страна с высоким уровнем
Обострение проблемы обслуживания внешнего долга может произойти под влиянием многих обстоятельств. Среди них важнейшими являются:
– аккумулированный долг страны становится чрезмерно большим
– снижается приток долгосрочного капитала, привлекаемого на льготных условиях, и растет привлечение краткосрочных кредитов на рыночных условиях, результатом чего является рост процентной ставки
– трудности в регулировании платежного баланса из-за ухудшения условий торговли; общий спад производства или отрицательный внешний шок (резкое изменение цен, процентных ставок или обменного курса)
– страна утрачивает доверие иностранных кредиторов, объем кредитов уменьшается
– бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации.
Когда правительство приходит к выводу, что выполнение всех обязательств по обслуживанию внешнего долга не обеспечивает в дальнейшем чистого притока капитала, то, для того, чтобы избежать оттока ресурсов из страны, оно отказывается либо от части, либо от всех платежей по долгам.
В
настоящее время страны с высоким
уровнем задолженности имеют
единственную возможность избежать
банкротства – обратиться к стабилизационной
программе МВФ. Политика стабилизации
предполагает: отмену или либерализацию
валютного и импортного контроля;
снижение обменного курса местной
валюты; проведение жесткой внутренней
антиинфляционной программы, включая
контроль за кредитами банков, правительственный
контроль за дефицитом государственного
бюджета путем урезания расходов
и увеличения налогов и цен, отказ
от индексации ставок заработной платы,
поощрение свободы рынков; открытие
экономики мировому хозяйству и
поощрение иностранных
Таким
образом, главной причиной периодической
повторяемости международного кризиса
задолженности является наличие
сильной мотивации к отказу от
платежей по долгу суверенными
Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслуживания долга.
Одним
из перспективных способов разрешения
проблемы отказа от платежей является
введение залога или обеспечения, то
есть активов того или иного вида,
которые могут перейти в собств
Международный
Валютный Фонд и Мировой Банк оказывают
консультационную помощь и частично
финансируют операции по сокращению
размеров задолженности и созданию
новых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных
капиталовложений в странах-должниках.
3.2
Пути решения кризиса
внешней задолженности
Основными действующими институтами регулирования стали МВФ и МБРР, которые в силу своей специфики заняли ведущее место как в разработке, так и в реализации согласованных механизмов по решению проблем внешней задолженности. Именно эти две организации разработали основные принципы функционирования всей системы регулирования внешней задолженности, сочетающие в себе использование государственных и рыночных форм воздействия. Центральным элементом международной стратегии регулирования внешней задолженности стало заключение кредитного соглашения между МВФ и страной-должником, подразумевавшее проведение должником политики жесткой экономии или “упорядочения” в обмен на новые кредиты. Подобное соглашение стало рассматриваться как свидетельство платежеспособности заемщика как официальными, так и частными кредиторами. Для привлечения дополнительных ресурсов были созданы “Генеральные соглашения о займах”, заключаемые МВФ со странами Большой семерки, Бельгией, Голландией, Саудовской Аравией и Швейцарией. Еще одним направлением деятельности МВФ стало его активное участие в пересмотре условий погашения задолженности перед официальными и частными кредиторами, которое способствовало улучшению некоторых условий реструктуризации долга, в частности, снижению процентной ставки и продлению сроков погашения.
Далеко не все деструктивные последствия долгового кризиса для социально-экономического развития развивающихся стран были преодолены в ходе осуществления программ многостороннего урегулирования задолженности: замедлились темпы экономического роста, упала норма накопления, выросла безработица, сократился жизненный уровень населения, возросла социальная напряженность. Несмотря на определенные недостатки в механизмах, используемых этими организациями, роль МВФ и Всемирного банка в урегулировании задолженности будет возрастать. Это связано с тенденцией к интернационализации хозяйственной жизни, с ростом взаимных связей, а также и со сложившейся ситуацией, когда данные организации, располагая собственными средствами и конкретными инструментами, реально воздействуют на международные потоки капитала. Кроме того, результативность этих механизмов будет зависеть от усиления регулирующих и координирующих функций Банка и Фонда по отношению ко всем государствам мирового сообщества.
Помимо международных финансовых организаций в разработке новых механизмов приняли участие Парижский и Лондонский клубы, совещания стран “Большой семерки”, ОЭСР. Основными целями их деятельности стало: снижение остроты долгового кризиса, восстановление экономических и финансовых позиций стран-должников в мире, восстановление макроэкономической стабильности государств “третьего мира”.
Основной организацией, занимающейся вопросами урегулирования и погашения задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам, стал Парижский клуб стран-кредиторов, Последовательно предложенные им условия реструктуризации официальной задолженности, получившие названия “Торонтских”, “Лондонских”, “Хьюстонских”, “Неапольских” и “Лионских” способствуют значительному облегчению долгового бремени развивающихся стран.
Проблема урегулирования официальной задолженности обсуждалась не только в рамках Парижского клуба. Ведущие мировые державы предприняли ряд шагов по разрешению этой проблемы. Среди них можно отметить инициативы Бейкера, Миттерана, Брейди. В частности, предложенная секретарем Казначейства США Н.Брейди инициатива по урегулированию задолженности развивающихся стран перед частными кредиторами нашла широкую поддержку среди финансовых структур Запада и среди самих должников. Суть предложений Н.Брейди сводилась к организации различных операций (“свопов”), способствующих снижению объемов неофициальной задолженности. Среди них: выкуп задолженности у кредиторов самими должниками за наличные средства со скидкой, обмен задолженности на долгосрочные ценные бумаги стран-должников, конвертация задолженности в акции фирм, принадлежащих стране-должнику, поставка товаров из страны-должника в счет погашения задолженности, конверсия внешнего долга в обязательства в национальной валюте.
Вместе с тем, этим инициативам, как впрочем и другим механизмам регулирования задолженности, присущи определенные недостатки. Один из них заключается в недостаточном распространении механизмов конверсии задолженности среди стран-должников и стран-кредиторов. Однако, наличие выбора среди программ по урегулированию коммерческой задолженности, а также их достаточная гибкость позволяют надеяться на то, что эти механизмы не постигнет участь их предшественников, а наоборот, они послужат дальнейшему сокращению задолженности и окажутся отправной точкой для выработки новых, более совершенных концепций.
Новая долговая стратегия, основанная на взаимодополняемости действий должников, кредиторов и международных финансовых организаций, на сбалансированной ответственности всех участников кредитных отношений за решение долговой проблемы, на применении дифференцированного подхода к регулированию задолженности развивающихся стран в зависимости от уровня их социально-экономического развития позволяет надеяться если не на разрешение долговой проблемы, то, по крайней мере, на значительное снижение остроты данного вопроса.