Методы принятия решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 10:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения в РФ и путей ее развития. На основании цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим для малого и среднего бизнеса
1.2 Мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения
1.3 История развития российской упрощенной системы налогообложения в России
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
2.1 Упрощенная система налогообложения в РФ на современном этапе и собираемость УСН
2.2 Преимущества и недостатки упрощенной системы налогообложения
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Оптимизация системы УСН
3.2 Пути увеличения собираемости налогов по упрощенной системе налогообложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

уп готовый.docx

— 101.12 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ  СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

1.1 Упрощенная система  налогообложения как специальный  налоговый режим для малого  и среднего бизнеса

1.2 Мировой опыт применения  упрощенной системы налогообложения

1.3 История развития российской  упрощенной системы налогообложения  в России

2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ  УСН В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Упрощенная система  налогообложения в РФ на современном  этапе и собираемость УСН

2.2 Преимущества и недостатки  упрощенной системы налогообложения

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РОССИИ

3.1 Оптимизация системы  УСН

3.2 Пути увеличения собираемости  налогов по упрощенной системе  налогообложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Осуществляемые в нашей  стране экономические реформы при  всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и  развития малого предпринимательства.

Тема дипломной работы интересна своей актуальностью: опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

В системе экономических  и социальных отношений большинства  государств малый бизнес выполняет  сегодня важнейшие функции. В  этой сфере производится основная часть  валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего  населения. Малый бизнес содействует  развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и  приобрел свой современный вид так  называемый «средний класс» – важнейший  фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства  в России сохраняется без существенных изменений с середины 1990-х годов. Вследствие этого не используются значительные потенциальные возможности для  роста производства товаров и  услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический  оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Наиболее важной проблемой, сдерживающей развитие малого бизнеса  в РФ, является несовершенство налогового законодательства. В последнее десятилетие  у нас много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего  класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных  актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако даже невооруженным  глазом видно, что, несмотря на все это  жить представителям малого бизнеса  в России легче не стало. И самая  главная причина этому - непосильные  налоги.

Принимая во внимания интересы государства и предпринимателей, определим теперь те критерии, которые  позволяют судить об эффективности  налоговой системы. Они таковы:

·  простота (налог должен уметь рассчитать и уплатить сам предприниматель) и незаметность (лучший налог тот, которого не замечают);

·  стабильность и устойчивость (предприниматель не может сам отслеживать изменения в законодательстве);

·  синергизм - налоги должны дополнять друг друга для достижения продуктивного сосуществования;

·  учет не только фискального, но и прочих интересов государства.

По сути, все недостатки существующей налоговой системы  можно свести к трем основным:

·  Сложность и запутанность. Фактически не соблюдается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формулировку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.

·  Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

·  Нестабильность законодательства. За последние 12 лет (с 1995 г.) в сфере малого бизнеса оно изменялось несколько раз.

Определенные шаги в направлении  его оптимизации все же применяются  нашим государством. Один из них  – введение специальных налоговых  режимов и, в частности, упрощенной системы налогообложения.

Методологической и теоретической  основой исследования служат труды  отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые акты, инструктивные  материалы. До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической  политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих  субъектов. Незначительное внимание привлекала к себе потребительская кооперация, а в конце 80-х годов – кооперативы  нового типа. В 90-х годах малое  предпринимательство стало объектом постоянных исследований со стороны  ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева и других нашли отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий, в том числе и аспекты специальных режимов налогообложения и, в частности, упрощенной системы.

Фактологическую базу данного исследования составляют материалы Госкомстата России, периодические экономические издания.

Целью данной работы является анализ упрощенной системы налогообложения  в РФ и путей ее развития. На основании  цели в работе поставлены задачи проанализировать мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения, эволюцию и развитие упрощенной системы налогообложения в российском налоговом законодательстве, достоинства и недостатки упрощенной системы налогообложения и пути ее оптимизации.

Цели и задачи определяют структуру данной дипломной работы, которая состоит из трех частей. В первой части проанализирован  мировой опыт применения упрощенной системы налогообложения и развитие упрощенной системы налогообложения  как специального режима в российских условиях. Вторая часть посвящена  анализу упрощенной системы налогообложения  в РФ на современном этапе, здесь  также выявляются достоинства и  недостатки этой системы. В третьей  части сформулированы предложения  по улучшению российской системы  упрощенного налогообложения.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ  УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  

 

1.1 Упрощенная  система налогообложения как  специальный налоговый режим  для малого и среднего бизнеса  

 

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно, как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкости позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Как свидетельствует мировой  опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может  быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров  и услуг экспансия крупных  производителей уравновешивается необходимым  количеством мелких и средних  производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах  с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а  напротив, культивируется принцип сочетания  крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия  не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Особый режим налогообложения  для малого бизнеса принят в большинстве  стран. Для этого существуют различные  причины. Прежде всего, малое предпринимательство  является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются  к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства  позволяет увеличить занятость  населения и таким образом  улучшить социальную атмосферу в  обществе и уменьшить расходы  на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства  при структурной перестройке  экономики, когда растет безработица  за счет сокращения производства в  целых отраслях. Для стран с  переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам - формирование значительного слоя независимых  самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией  и заинтересованных в развитии демократических  институтов, может улучшить атмосферу  в обществе и способствовать рыночной направленности его развития. Упрощение  налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия  функционирования малого предпринимательства  за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета  и расчет налогов.

В тоже время малое предпринимательство  является и проблемой в обществе, в котором распространено уклонение  от налогообложения. Если легальный  уход от налогов путем использования  лазеек в законодательстве в большей  степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и  физическим, то уклонение от налогов  путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или не предоставления ее вообще, ведение  бизнеса без регистрации свойственны  преимущественно именно малому предпринимательству. Причиной этому является не только большая возможность избежать наказания. Уклонение от налогообложения приобретает  массовый характер в тех случаях, когда ожидаемый выигрыш от уклонения  с учетом вероятности обнаружения  нарушений и наказания превышает  издержки, связанные с уплатой  налогов, включающие в себя кроме  собственно налоговых сумм, причитающихся  к уплате, еще и издержки по ведению  и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны  в определенном промежутке изменения  декларируемого дохода от нуля до некоторой  суммы и достаточно высоки, они  могут приводить к полному  отказу от декларирования. Для малых  значений дохода они действительно  являются чрезмерно высокими. Напротив, если издержки законопослушания возрастают с ростом дохода, они для предприятия  становятся аналогичными налогу на доход. Рост издержек законопослушного поведения  с ростом дохода может быть обусловлен увеличением источников дохода при увеличении дохода. Но уменьшения издержек законопослушания при малых доходах можно добиться и путем установления упрощенных правил декларирования.

Упрощенные системы учета  приводят к снижению этих издержек для налогоплательщика, а также  соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти  методы налогоплательщиков. Снижения уклонения от налогообложения можно  добиться еще и за счет того, что  признаки, на основании которых рассчитывается вмененный доход может быть сложнее  скрыть или исказить, чем те, на которых  основывается вычисление налогооблагаемого  дохода в соответствии с общепринятым бухгалтерским учетом. В свою очередь  снижение уклонения от налогообложения  может служить более справедливому  распределению налогового бремени.

По состоянию на 01.01.2007 г. в Российской Федерации зарегистрировано 4496,9 тыс. индивидуальных предпринимателей и 3070,7 тыс. организаций, из которых (по данным Госкомстата России) около 880 тыс. являются малыми предприятиями, в  то же время, по данным налоговых органов, более половины организаций (в т.ч. малых предприятий) не осуществляют хозяйственную деятельность, не представляют налоговую отчетность или сдают «нулевые» балансы.

По данным Госкомстата, средняя  численность занятых на малых  предприятиях работников по состоянию  на 01.01.2007 г. составляла 7621,1 тыс. человек, численность населения по месту  основной работы в сфере предпринимательской  деятельности без образования юридического лица и по найму у физических лиц  – 7455,0 тыс. человек. Таким образом, в  сфере малого бизнеса легально занято около 15 млн. человек, или 24% от общей  численности занятого населения  в стране.

При некотором снижении с 2002 по 2006 год общего количества малых  предприятий и численности занятых в них работников общее количество зарегистрированных за указанный период индивидуальных предпринимателей возросло почти на 1 миллион.

Таким образом, развитие малого бизнеса в стране наблюдается  в большей степени в сфере  индивидуального предпринимательства  без образования юридического лица. Об этом свидетельствует также тот  факт, что более половины парка  контрольно-кассовых машин (1,2 млн., или 53,3%) зарегистрировано в налоговых  органах за индивидуальными предпринимателями  и их доля на протяжении последних  лет постоянно растет. Следует  также отметить, что по состоянию  на 01.01.2006 г. количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших контрольно-кассовые машины в налоговых  органах, составило 727,0 тыс. и увеличилось  за предыдущие два года на 51,4%, в то время как по организациям аналогичные  показатели составляют 392,8 тыс. и 8,3% соответственно.

Несмотря на то, что статьей 4 Федерального закона от 14.06.95 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривалась разработка особого порядка регистрации  и постановки на учет малых предприятий  в правовых нормативных документах, этот особый статус не получил отражения. Нет понятия малого предпринимательства  и в Налоговом кодексе РФ. В связи с этим ФНС России не располагает информацией о количестве зарегистрированных в налоговых органах малых предприятий, что не позволяет налоговым органам сформировать необходимую и регулярно обновляемую информационную базу по учету малых предприятий в отраслевом и региональном разрезе с целью получения оперативной, полной и достоверной информации об их деятельности (в т.ч. о суммах поступающих налогов). По экспертным оценкам, доля поступления налоговых платежей в контролируемый ФНС России консолидированный бюджет от малых предприятий в целом не превышает 8-10%.

Информация о работе Методы принятия решений