Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:39, курс лекций
1. Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.
В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но в несколько измененном виде. Ныне «экономия» означает - сокращение затрат, бережливость при использовании каких-либо ресурсов. Производным от «экономии» является термин «экономика». В современных условиях он используется в различных значениях:
1) хозяйство региона, страны, группы стран, всего мирового хозяйства
Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Экономические законы и категории
Основные экономические понятия: потребности, материальные блага и услуги, экономические ресурсы и их ограниченность
Методы научного познания экономики
Рис. 1. Кривая индивидуального спроса
Кривая индивидуального спроса представлена в виде нисходящей кривой DD, поскольку между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
В своем анализе экономист исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. К ним относятся неценовые детерминанты, или так называемые факторы изменения спроса: 1) предпочтения потребителей, их вкусы; 2) число покупателей на рынке; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен доходов.
Рис. 2. Изменения в спросе
Изменение одной или более детерминант спроса вызывает изменение спроса. Увеличение спроса смещает кривую спроса вправо, например от D1 к D2 . Уменьшение спроса смещает кривую спроса влево, например от D1 к D3 . Изменение величины спроса ведет к перемещению, вызываемому изменением цены данного продукта, от одной точки к другой на постоянной кривой спроса, на нашем графике — от а к b.
Неценовые детерминанты спроса вызывают «изменения в спросе».
«Изменение в спросе»
не следует смешивать с «
Таким образом, как было сказано выше, суть закона спроса заключается в следующем: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Отсюда, закон спроса — это отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса.
2. Эластичность спроса
Согласно закону спроса при снижении цены покупается большее количество продукта. Но реакция потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Суть концепции ценовой эластичности заключается в следующем:
1) если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть эластичным;
2) если существенное
изменение в цене ведет лишь
к небольшому изменению в колич
Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:
Процентное изменение количества
спрашиваемого продукта
Ed = ———————————————————————
Процентное изменение цены продукта Х
Исходя из формулы, спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведет к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4% , то спрос является эластичным. Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, то спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% дает в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Коэффициент эластичности в этом случае меньше единицы и составит 1/3. Когда спрос неэластичен, коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее процентное изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Если падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%, то этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.
Эластичность спроса по доходу – мера чувствительности спроса к изменению дохода; отражает относительное изменение, спроса на какое - либо благо вследствие изменения дохода потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу, посредством, которого измеряется данный вид эластичности. Он рассматривается по формуле:
Еı = % изменения объема спроса
% изменение в доходе
Коэффициент эластичности спроса по доходу используется при исчислении потребительской корзины, определении структуры потребления людей с различным уровнем доходов, расчетах степени изменения потребления того или иного блага при изменении уровня дохода и т.д.
Рыночное предложение – это максимально возможное количество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять на рынок в единицу времени при данных условиях.
Предложение следует рассматривать с точки зрения его величины. Вместо того, чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
Суть закона предложения такова: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Прямую связь между величиной предложения и ценой продукта можно изобразить графически: это выражается в восходящем направлении кривой предложения.
Кривая предложения
Рис. 4. Кривая индивидуального предложения
На графике кривая
индивидуального предложения
При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена — основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, строится на предположении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К основным неценовым
детерминантам предложения
Рис. 5. Изменения в предложении
Увеличение предложения смещает кривую предложения вправо, от S1 к S2 . Уменьшение предложения смещает кривую предложения влево, от S1 к S3; передвижение от а до b означает изменение величины предложения.
Неценовые детерминанты предложения вызывают изменения в предложении, которые выражаются в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево. Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения.
Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвижения является изменение цены на рассматриваемый продукт.
4. Эластичность предложения
Концепция ценовой эластичности спроса применима также и к предложению. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение эластично, и наоборот. Эластичность предложения по цене – показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара. Она рассчитывается по формуле:
% изменение объема предложения
Еs = % изменение цены
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения.
Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, полезно провести различие между периодами.
Кратчайший рыночный период. Это такой период, когда производители не успевают отреагировать на изменение спроса и цены. Например, мелкий фермер привез на рынок на одном грузовике весь свой урожай данного сезона. Кривая предложения будет совершенно неэластична, так как фермер может предложить лишь столько, сколько привез на грузовике, как бы высока ни была цена.
Краткосрочный период. Это период, когда производственные мощности можно использовать более или менее интенсивно. Результатом будет рост производства как реакция на предполагаемое увеличение спроса. Такая реакция со стороны производства будет означать более высокую эластичность предложения продуктов, а цена будет ниже, чем в примере с кратчайшим рыночным периодом.
Долговременный период. Это (долгий) период, когда фирмы успевают принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся рыночной ситуации. Отдельные фирмы могут расширить (или сократить) свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые — покинуть ее. В долговременном периоде изменения означают еще более эластичную кривую предложения. Кривая предложения долгосрочного равновесия дает новую цену, несколько более высокую, чем первоначальная цена. Почему более высокую? Потому что отрасль с растущими издержками производства ведет к росту цен на потребляемые в ней ресурсы. Иначе говоря, расширение отрасли приведет к растущим издержкам.
В случае с отраслью с постоянными издержками производства кривая долгосрочного предложения была бы совершенно эластичной, а новая цена была бы равна первоначальной цене.
Взаимодействие между спросом и предложением лучше всего можно понять, рассматривая совместно кривые спроса и предложения. Выше мы убедились, что спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены. Путем совмещения графиков спроса и предложения можно понять их взаимодействие. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия. Она характеризует такое состояние рыночных цен, когда объем спроса на товар равен объему его предложения. Если предложение превысит спрос, то товар перестанут покупать, и продавцы вынуждены будут снижать цены. Когда же спрос превысит предложение, то цена повысится. На диаграмме это показано стрелками: при повышении цены они направлены вниз, при увеличении спроса — вверх.
Рыночное равновесие, определяемое через равенство объемов продаж и покупок, предполагает соблюдение определенных условий. Во-первых, мы рассматриваем его по отношению к какому-либо отдельному товару, абстрагируясь при этом от изменения цен других товаров, считая их неизменными. Ясно, что в реальном рынке это условие нс выполняется, но для теоретического анализа всегда приходится рассматривать явления или факторы обособленно, по одному, и только потом вводить усложнения и поправки. Во-вторых, следует учитывать, что при этом не происходит изменения доходов покупателей, цен конкурирующих с данным других товаров и других факторов, которые мы считаем постоянными. Поэтому, формулируя изменения спроса и предложения, а также условия рыночного равновесия, оговаривают, что указанные соотношения имеют место лишь "при прочих равных условиях".
Таким образом, рыночное равновесие устанавливается тогда, когда цена товара будет такой, что объем товара, который покупатели хотят купить, будет в точности равен объему товара, который производители желают продать.
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде "рыночной цены" товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще "ценой равновесия", поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
OF - цена равновесия
OD – равные объемы товарного предложения и платежеспособного спроса.
График 6. Равновесная цена
Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка А) и определяет уровень рыночной цены (так называемой "цены равновесия"). Это - действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная "точка" означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Предположим, что цена отклонилась в пользу спроса (точка В). По этой цене число покупателей возрастает за счет тех лиц, которым была недоступна цена на уровне А. Следовательно, возрастает и величина спроса (к ОД добавится ДЕ). Но снижение рыночной цены (с OF до ОК) уменьшит число продавцов за счет тех из них, кому эта цена недоступна, так как не оправдывает даже затраты. В результате, возросшей величине спроса (ОЕ) будет противостоять гораздо меньшая товарная масса (OL). Возникает хорошо известное нам явление товарного дефицита (на нашем графике он представлен отрезком LE). Из этого следует, что всякий раз, когда хотят угодить потребителям и искусственно, - именно искусственно, директивно, ибо рынок беспристрастен, - устанавливают более низкую цену, следствием такого "благодеяния" может быть только дефицит, разорение производителей, "черный рынок" (ибо на меньшую величину предложения низкая цена приглашает большее количество покупателей), с которыми мы хорошо знакомы.
Информация о работе Место и роль экономической теории в развитии общества