Место и роль экономической теории в развитии общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 21:39, курс лекций

Краткое описание

1. Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Термин «экономия» впервые был введен в научный оборот Аристотелем. Он состоит из двух греческих слов «ойкос» - дом, хозяйство и «номос» - учение, закон.
В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но в несколько измененном виде. Ныне «экономия» означает - сокращение затрат, бережливость при использовании каких-либо ресурсов. Производным от «экономии» является термин «экономика». В современных условиях он используется в различных значениях:
1) хозяйство региона, страны, группы стран, всего мирового хозяйства

Оглавление

Предмет и место экономической теории в системе экономических наук
Экономические законы и категории
Основные экономические понятия: потребности, материальные блага и услуги, экономические ресурсы и их ограниченность
Методы научного познания экономики

Файлы: 1 файл

Курс лекций по Экономической теории.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

3.    Преобразование  отношении собственности  в  РК

В Республике Казахстан  преобразование отношений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отношений собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой.

Разгосударствление экономики  – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими  звеньями.

Приватизация – это  часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс перехода государственной собственности в частную.

Во-первых, в дореформенный  период здесь преобладала в основном государственная форма собственности, доля которой в основных фондах составляла около 80%. Во-вторых, в результате недостаточной проработки оптимального сочетания крупных, средних и мелких предприятий и имевшей место «гигантомании», в Казахстане сложилась сверхконцентрация производства, которая способствовала росту удельного веса крупных предприятий, неравномерно размещенных по территории республики. В-третьих, совершенно отсутствовал частный капитал, способный приобрести государственное имущество и эффективно его эксплуатировать. В-четвертых, у населения не было опыта и навыков рыночного ведения хозяйства, а также достаточных объемов денежных ресурсов на покупку средств  производства.

Приватизация собственности  в Казахстане проходила в три  этапа. Основной задачей экономической  политики правительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников - отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд.рублей в ценах того периода.

Второй, основной этап реформирования отношений собственности в Республике Казахстан начался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имущества небольших государственных предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, которое продавалось юридическим лицам и отдельным гражданам на аукционах и коммерческих конкурсах.

За 1993-1995 гг. было проведено 720 аукционно - конкурсных торгов, на которых  было продано 9378 объектов. К 1996 г. в стране была полностью приватизирована бывшая государственная розничная торговля, система бытового и коммунального обслуживания. Появился слой частных собственников-предпринимателей, существенно изменился стереотип экономического мышления населения.

На данном этапе массовая приватизация была завершена полностью. Самым главным направлением реформирования собственности в Казахстане на втором этапе, была массовая приватизация. Она предусматривала постепенную приватизацию средних и крупных объектов государственной собственности. В ней был задействован купонный механизм. На 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции выше 1600 предприятий, были реализованы акции, представлявшие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261,5 млн.тенге.

На втором этапе проводилась  приватизация  по индивидуальным проектам были охвачены предприятия с численностью работающих свыше 5 тыс. человек, являвшиеся монополистами и имевшие особое народнохозяйственное значение, за исключением производящих экспортную продукцию на мировой рынок. Одним из наиболее вероятных путей дальнейшего развития этих предприятий была передача их в трастовое (доверительное) управление. Это было связано с необходимостью в кратчайшие сроки восстановить нормальную работу предприятий, которые составляли основу экспортного потенциала страны и являлись главными налогоплательщиками. В 1995 г. началась передача предприятий в доверительное управление. Управляющие компании брали на себя обязательства по уплате задолженности работникам предприятий и инвестированию средств в оборотный капитал.

В  рамках индивидуальной приватизации было продано 5 предприятий, 44 - были отданы в доверительное управление, в том числе 12 - иностранным субъектам. Всего за 1993-1995 гг. в Республике Казахстан было приватизировано более 10 тыс. предприятий и получено в бюджет средств на сумму 2 млрд. 406 млн. тенге.

В дальнейшем процесс  реформирования отношений собственности в Республике Казахстан был продолжен в рамках реализации Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 гг. (Ill этап), основная цель которой состояла в достижении и закреплении преобладания частного сектора в экономике в результате реструктуризации объектов, оставшихся в государственной собственности и передачи их эффективным собственникам и реальным инвесторам. На данном этапе происходит переход от формального перераспределения собственности к действительному, сопровождающемуся прямым инвестированием средств в производство. Начиная с 1996 г., любая приватизация государственной собственности стала осуществляться только за денежные средства. Основными видами приватизации стали продажа на торгах (аукцион, тендер) и прямая адресная продажа.

На третьем этапе  была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического  комплекса, транспорта, здравоохранения, образования, науки и культуры.

В нефтяной и газовой  промышленности, энергетике, транспорте, связи, черной и цветной металлургии были утверждены секторные программы приватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.

Развитие процесса приватизации и изменение общих условий  в республике внесло изменения в  приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация  отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.

Было произведено разделение объектов государственной собственности  на относящиеся к республиканской  и коммунальной собственности. Все  крупные объекты республиканской  собственности, в свою очередь, были отнесены к категориям: национальные компании, в которых государство намерено сохранить контрольный пакет акций; «голубые фишки» - высоколиквидные предприятия с частичным участием государства в нефтяной и металлургической отраслях, а также «Казахтелеком» и «Народный сберегательный банк Казахстана»; и, наконец, крупные объекты приватизации, в которые вошли 45 акционерных обществ и ТОО в большинстве своем объекты электроэнергетики, подлежащие продаже только после максимальной очистки от долговых обязательств.

В ходе приватизации использовались следующие методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм,   акционирование.

Оценивая в целом  результаты политики государства в области преобразования отношений и  структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разгосударствления и приватизации, устранена монополия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сектор, создана основа для развития малого и среднего бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах  экономики. [kgl]

 

 

Тема 3. [gl] Основные формы организации экономики [:]

 

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Натуральное хозяйство: основные черты и эволюция.
  2. Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.
  3. Товар и его свойства.
  4. Развитие отношений обмена и возникновение денег. Функции денег.

 

ПЛАН СЕМИНАРА:

  1. Сравнительная характеристика натурального и товарного хозяйства
  2. Виды денег. Денежное обращение

 

1.Натуральное  хозяйство: основные черты и эволюция

 Натуральное хозяйство  – это исторически первая форма  организации экономики, тип хозяйства,  в котором продукты производятся  для внутрихозяйственного потребления. 

Основные черты натурального хозяйства:

1) это форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, а также потребления внутри отдельной хозяйственной единицы;

2) характерна для слабого  развития общественного разделения  труда;

3) имеет замкнутость,  ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинную технику и медленные темпы развития.

2.Условия возникновения  и характеристика товарного хозяйства.

Товарное (рыночное) хозяйство  – это общественная форма организации  экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты производятся отдельными, частными, обособленными  производителями. Каждый из них специализируется на выработке одного какого-либо продукта. Поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходимы купля-продажа продуктов на рынке или товароденежный обмен. Такое понимание товарного производства определяет его сущность как производство товаров на рынок для обмена, но и одновременно указывает на условие возникновения товарного производства – экономическое обособление товаропроизводителей как различных собственников.

Материальной основой  возникновения товарного производства является общественное разделение труда.  С развитием общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта – это обуславливает необходимость обмена.

Общественное разделение труда характеризуется определенным уровнем развития производительных сил.

К преимуществам товарного производства перед натуральным следует отнести то, что:

1) специализация производителей  на изготовление одного вида  продукции ведет к росту производительности  труда;

2) обмен исключает  необходимость производить все  продукты, ограничивает сферу деятельности производителей.

Выделяют два этапа  развития товарного производства: простое  товарное и капиталистическое товарное. В условиях простого товарного производства господствует ручной специализированный труд, при капиталистическом товарном производстве – машинный. Другими отличиями данных двух форм хозяйства является то, что для простого товарного производства характерно преобладание мануфактур, для капиталистического – фабрик и заводов; при простом товарном производстве собственник обычно непосредственно принимает участие в изготовлении продукта, при капиталистическом – выполняет управленческие функции. Наконец, при капиталистическом товарном производстве купля-продажа товаров становится преобладающим способом реализации экономических интересов, при простом товарном – преобладает натуральное хозяйство, а реализация продуктов на рынке носит зачастую случайный характер.

Товарное производство невозможно без существования рынка  – места, где происходит товарообмен. В этом смысле, понятия «товарное хозяйство» и «рыночная экономика» являются синонимами.

 

3.Товар и  его свойства

Категория «товар» связана  с категорией «благо», являющейся более  широким, чем товар, теоретическим  обобщением.

Благо представляет собой  предмет, услугу, явление, продукт труда, в котором человек испытывает необходимость, нуждается в нем.

Для того, чтобы предмет  стал благом, требуется выполнение следующих условий:

1) человеческая потребность;

2) свойства предмета, делающие его годным для удовлетворения  этой потребности;

3) познание человеком связи между потребностью и свойствами предмета;

4) возможность распоряжаться  данным предметом (предмет не  принадлежит индивиду; находится  вне пределов его досягаемости; стоит слишком дорого).

Предмет перестает быть благом, если не выполняется хотя бы одно из этих условий. Блага можно разделить на материальные и нематериальные. К материальным благам относятся полезные материальные вещи и права на владение ними. Нематериальные блага делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним нематериальным благам относятся собственные качества и способности человека (например, деловые способности, профессиональное мастерство, способность получать удовольствие от чтения и музыки).

К внешним нематериальным благам можно отнести репутацию, а также деловые и социальные связи людей (например, отношения с коллегами по работе, одноклассниками, одногруппниками, соратниками, друзьями врагами, соседями, родственниками).

Блага могут быть передаваемыми  и непередаваемыми. К непередаваемым благам относятся личные качества и способности человека к действию и наслаждениям; часть деловых связей, зависящих от доверия к личности, а также благоприятные климатические условия, воздух, гражданские привилегии и права, возможность пользоваться общественной собственностью. Все остальные блага относятся к передаваемым.

Блага также можно  разделить на экономические (или  хозяйственные) и неэкономические.

Экономическими являются блага, надобность в которых превышает  доступное распоряжению количество, т.е. их меньше, чем потребность в них. Соответственно, неэкономические блага – это блага, надобность в которых меньше количества, доступного распоряжению. Одно и то же благо в разных условиях может быть и экономическим и неэкономическим. Например, вода в обычных условиях является неэкономическим благом, но в местности, испытывающей недостаток во влаге, становится благом экономическим.

Экономическое благо, предназначенное  для обмена, называют товаром. Благо  перестает быть товаром, когда владеющий  им экономический субъект отказывается от намерения обменять его или когда оно попадет к индивиду, который не намеревается дальше обменивать его и намеревается заняться потреблением.

Информация о работе Место и роль экономической теории в развитии общества