Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 08:11, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать теоретические аспекты функционирования фондовых бирж и проанализировать деятельность ведущих фондовых бирж России: РТС и ММВБ и внебиржевой торговой системы NASDAQ, а также выявить проблемы развития фондовых бирж в России.
Для реализации данной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Охарактеризована сущность понятия фондовой биржи механизм её функционирования;
2. Проанализировано функционирование и развитие фондовых бирж в РФ;
3. Выявлены проблемы и тенденции эффективного функционирования фондового рынка РФ;
4. Предложены методы устранения проблем фондовой биржи.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы работы фондовой биржи…………………………….5
1.1 Сущность, цели, задачи фондовой биржи………………………………..5
1.2 Механизм функционирования фондовой биржи. Участники фондовой биржи………………………………………………………………………………7
1.3 Особенности функционирования внебиржевых торговых систем……..8
2. Анализ развития и функционирования фондового рынка в РФ…………...14
2.1 ФБ РТС……………………………………………………………………14
2.2 Рынки РТС………………………………………………………………...15
2.3 ФБ ММВД………………………………………………………..………..16
3. Проблемы и тенденции эффективного функционирования фондовых рынков в РФ……………………………………………………………………...18
3.1 Проблемы развития фондового рынка В РФ…………………………...18
3.2 Методы устранения проблем развития фондового рынка в РФ………21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………….……..26
В этих условиях встает вопрос
о возможности и
Во-первых, можно принять
существующее положение дел в
мировой финансовой системе как
данность и попытаться выстраивать
стратегию собственного развития как
маркетинговую стратегию
Второй путь - это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты "Евро", в перспективе реализация проекта "Золотого юаня" в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта "Динар Залива" странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект - "Амеро". Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.
Третий путь - формирование
и развитие в России самостоятельного
национального финансового
В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды ("тихая гавань", "налоговый рай" и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только "запад-восток", но и "север-юг".
Именно развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы, как национального финансового центра.
Безусловно, выбор данного направления развития российской экономики вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения российского бизнеса с зарубежными партнерами. Начнутся процессы "брожения" в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.
Стремительное развитие
и углубление кризисных явлений
в стране показало высокую значимость
инструментов фондового рынка в
вопросе обеспечения
Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат - российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидностью российского рынка на рынки Великобритании и Германии.
3.2 Методы устранения
проблем развития фондового
Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономике страны в целом.
Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.
Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.
В рамках объединенной биржи
крайне важно создавать и развивать
товарное направление. Прежде всего, по
созданию рынка российского
Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.
В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.
Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка "живыми" деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.
Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России - индексом РТС.
Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации "сверху" рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.
В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения. По моему мнению объединение бирж должно начинаться "снизу". Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.
Скорейшее принятие согласованного
со всеми заинтересованными
Заключение
Создание акционерных обществ, рост выпуска предприятиями акций, использование государством ценных бумаг для долгосрочного инвестирования и финансирования государственных программ и долга приводят к появлению интенсивно расширяющегося рынка ценных бумаг и вызывают необходимость регулирования их движения со стороны государства. По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых включают организацию торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг и движения имущества и др. Такими органами являются фондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционирования финансовых рынков.
Фондовые биржи заменяют громоздкую, затратную и неэффективную иерархическую, вертикальную систему отраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Поэтому фондовая биржа представляет собой постоянно действующий регулируемый рынок ценных бумаг. Она создает возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их использования при долгосрочном инвестировании, производства, государственных программ и долга.
Значение биржи в настоящее время возрастает, ее рассматривают как институт ценообразования и организатора торгов биржевым товаром. Особенно ярко это проявляется по отношению к фондовой бирже.
Организатором торговли на рынке ценных бумаг считается юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий непосредственную деятельность по организации торговли на рынке, т.е. предоставление услуг, способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами. Как фондовая биржа, так и организатор внебиржевой торговли свою деятельность в качестве организатора торгов могут осуществлять только при наличии соответствующих лицензий.
Выполняя роль организатора
торговли, фондовая биржа создается,
как определено законом, в форме
некоммерческого партнерства, а
организатор внебиржевой
Ослабление роли биржи, особенно в последние годы, не меняет ее значения в торговле ценными бумагами, поскольку сохраняется концентрация и централизация капитала на самой бирже, возрастает уровень компьютеризации ее операций, совершенствуются формы и методы сбора, доставки и обработки информации, осуществляется прямое государственное регулирование биржевых операций, нарастают тенденции интернационализации биржевых сделок.
В будущем необходимо повысить уровень организации фондовых бирж, создать прекрасно действующую систему защиты инвесторов от мошенничества, усовершенствовать государственное регулирование фондовой биржи, расширить связи с фондовыми биржами развитых стран.
Список использованной литературы
1. Баринов Э.А., Хмыз О.В. Рынки: валютные и ценных бумаг. - М.: Экзамен. - 2001.
2. Ценные бумаги: Учебное пособие / Берзона Н.И. - М.: Высшая школа экономики, 2003.
3. Рынок ценных бумаг.
/ Под редакцией В.И.
4. Рынок ценных бумаг. Биржи. Алексеев М.Ю. - Российский экономический журнал, №4, 2008г.
5. Российский фондовый рынок: Законы, комментарии, рекомендации. Под редакцией Козлова А.А. - Москва, Банки и биржи, ЮНИТ, 2007г.
6. Московская межбанковская
7. http://www.rts.ru/
8. http://www.micex.ru/
9. http://www rian.ru/
Информация о работе Механизм функционирования фондовой биржи