Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования «Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России» обусловлена тем, что весомой задачей современного этапа формирования рыночных взаимоотношений в экономике РФ считается создание мелких, малых и средних предприятий. Малый бизнес способен стать причиной выхода экономики из упадка, тогда как он продолжает испытывать большие проблемы в своем развитии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………….…………………………………….....5
1.1. Понятие и критерии малого и среднего бизнес.…………………………………....5
1.2. Характерные сходства и отличительные черты…………………………………......6
1.3. Современные положения организации малого и среднего бизнеса в развитых странах……………………………………………………………………………………………..8
1.4. Организационно-правовые формы Малого и среднего предпринимательства России…………………………………………………………………….....11
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………………………………………..….14
2.1. Проблемы формирования малого и среднего бизнеса в России……….....14
2.2. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в России…………….…………………………………………………………………………..…..17
3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СОЗДАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

kursach_ek_teor_mal_biz.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

Вместе с тем, по словам эксперта, мало кто обращает внимание на подводные камни, к которым относятся обязательные требования осуществления госконтракта. «Ну откуда малым предпринимателям найти средства для обеспечения заявки на участие в торгах или исполнениее контракта по госзаказу, которые порой доходят до 30% от многомиллионных сумм контракта? Собственных средств в таких размерах у большинства предпринимателей просто нет, а банковская гарантия тоже выдается не просто так – большинству банков потребуется залог хотя бы в виде депозита», – говорит г-н Савелов.[4, с.12]

Таким образом, соблюдение условий участия в госконтрактах само по себе является главным административным барьером для малого бизнеса и лишает возможности работать на госзаказ значительное число небольших предприятий. «Получается, что правительственная оптимизация участия МСБ в госзаказе пока идет голословно, по верхам», – констатирует собеседник «НИ».

Впрочем, повысить количество небольших предприятий в госзакупках не так уж и сложно. Для этого, по словам г-на Савелова, необходимо снизить стоимость обеспечения заявки на участие в государственном конкурсе (аукционе) до 1% от суммы контракта. Кроме того, нужно обязать заказчиков выплачивать аванс в размере 30% от суммы его обеспечения, а также сократить сроки приемки и оплаты заказчиком выполненных работ до 10–15 рабочих дней. «Сейчас дело доходит до того, что в некоторых госконтрактах сроки платежа растягиваются до 90 рабочих дней от момента выполнения работ. Ни одна фирма не может так долго ждать свою выручку.[4, с.13]

 

Но самое главное, что нужно предпринять как можно быстрее, – это снизить проценты кредитования малого бизнеса для участия в госзакупках до 10% годовых (сейчас они превышают 20%) с учетом отсутствия у малого бизнеса собственных оборотных средств. «Единственным залогом для кредитных учреждений при выдаче кредита или банковской гарантии должен стать сам госконтракт. [4, с.14]

Из всего сказанного, очевидно, что от  результата партнерских отношений между государством и бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический и политический прогресс России. В связи с этим, данный процесс кооперации государство-бизнес, должен носить хорошо организованный и спланированный характер. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для динамического развития малого предпринимательства обе стороны обязаны прилагать постоянно возрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.[9,с.108].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА  В СОЗДАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

Практика иностранного опыта демонстрирует, что страны с развитой рыночной экономикой, МСП создает мощное воздействие на решение общественных задач, повышение рабочих мест, становление народного хозяйства. Непосредственно в следствие этого проблема в поддержке малых и средних фирм сегодня считается наиболее важной.

На первый проект выходит роль кредитной помощи малого и среднего бизнеса. Так как практически любому, кто принял решение начать заниматься предпринимательской работой, приходится сталкиваться с экономическими трудностями. Завышенные проценты, заклад в виде имущества. Однако далеко не каждый "новичок коммерсант" имеет возможность «преодолеть» данные проблемы, так как он не имеет ни главных, ни используемых средств. Данную проблему стоит решить на федеральном уровне.

Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезная финансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальные структуры и фонды, например, через Администрацию по делам малого бизнеса (США), Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для средних и мелких фирм» (Франция) [10,c.292].

Для примера особого опыта можно привести США. Эта страна не только гигантских корпораций, но и мелких предприятий, на которых трудится более 50% наемных работников. Следовательно, главным работодателем является именно малый и средний бизнес. Примерно каждая третья американская семья занята в сфере малого бизнеса. То есть малый и средний бизнес в США – это образ жизни.

В стране ежегодно регистрируется около 600 тыс. малых предприятий и ликвидируется около 500 тыс. Однако никого это не ужасает. Дело в том, что владельцы малых предприятий гибко реагируют на динамику спроса. Если дела в выбранной сфере идут плохо, они просто сворачиваются и открываются на новом месте. Американцы в этом смысле умеют быстро перестраиваться. Даже если их бизнес попросту прогорел, они не теряют энтузиазма и считают конец старого бизнеса началом нового. 90 % жителей США позитивно оценивают роль малого бизнеса. Малые и средние предприятия действуют и в торговле, и в производственной сфере, и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг.

Важнейшей задачей федерального правительства является сохранение и развитие конкурентной среды, которая через механизм снижения издержек производства побуждает производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Администрация по делам малого бизнеса (SBA) представляет малым и средним предприятиям гарантии по кредитам. Помимо этого предлагается широкая спектр способов финансирования – от микрозаймов до кредитов на покрытие крупного долга. Центры развития малого бизнеса оказывают множество видов услуг, связанных с конкретными проектами в различных сферах (от бизнеса на дому до мореходства и международной торговли), а также техническое содействие, помощь в менеджменте и оформлении заявок на получение займов.

На сегодняшнее время механизм обеспечения эффективного функционирования малого и среднего бизнеса должен сводиться, в первую очередь, к усиление содействия государства и малого и среднего бизнеса[15,c.94]. Для этого, в первую очередь, необходимо:

- формирование концепции, выбор приоритетов и обоснование роли малого бизнеса в экономике;

- разработка государственно политики поддержки, организации и развития малого и среднего бизнеса в экономике;

- совершенствование нормативно-правовой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование законодательства в сфере кредитования, и формирование благоприятного кредитного климата в стране;

- совершенствование налогообложения малых и средних предприятий;

- развитие инвестиционных механизмов и внедрение новых финансовых технологий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства;

- активизация прямого и косвенного участия государства в финансировании развития малого и среднего бизнеса.

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод: если создать соответствующие условия, предполагающие комплексную поддержку малого и среднего бизнеса на общерегиональном и государственном уровне, и возможности для его «привлекательного»  и безрискового финансирования, извлечения нормально нормы прибыли, то денежные средства инвесторов неизбежно устремятся в малый и средний бизнес, способствуя подъему не только развитию их, но и подъему на этой основе эффективности экономики в целом.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной рыночной экономике место и роль малого и среднего бизнеса ориентируются их функциями и реальным взносом в социальное становление. Становление малого и среднего бизнеса на Западе следует наиболее прыткими темпами, так как правительства дают большое значение фирмам данного бизнеса и оказывают им поддержку на федеральном уровне. Малое и среднее предпринимательство в развитых государствах сегодня представляет из себя, средний класс, который служит базой для устойчивого становления экономики.

Опыт развитых стран показывает как, МСП играет очень важную роль в экономике, его становление оказывает большое влияние на финансовый подъем, на насыщение рынка продуктами требуемого качества, на создание новейших дополнительных рабочих мест, то есть решает многие важные финансовые, общественные и др. трудности. Конкретно в данном секторе создается и присутствует в обороте главная масса государственных ресурсов, которые считаются "сытной" средой становления экономики каждой державы. Отсюда следует, что становление МСП и развитие, наряду с крупным бизнесом, считается стратегической неувязкой финансовой политики в критериях перехода от административно-командной экономики к социально-ориентированному рыночному хозяйству.

Многоплановая поддержка сферы предпринимательства в регионах обязана быть отнесена к числу основных целей государственной политики, исполняемой на региональном уровне.

Становление МСП содействует постепенному созданию широкого слоя мелких владельцев  среднего класса, не прибегая к  помощи других, обеспечивающих личное благополучие и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантией политической устойчивости и демократического становления общества. Ко всему прочему занятие малым и средним бизнесом считается не только источником средств к существованию, но и методом выявления внутреннего потенциала личности и скрытых талантов управления.

МСП ведет к оздоровлению экономики в общем и, значит, наилучший выход для РФ – это создание такой политики Правительства, которая бы была ориентирована на расширение и становление фирм малого и среднего предпринимательства в нашей стране.

Перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, не следует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Авилова А.В. и  Чепуренко А.Ю.. Малое предпринимательство  в контексте российских реформ  и мировой опыт. М.: « РНИСиНП», 1995

2.   Архипов А.И., Большаков  А.К.. «Экономика» М.: изд-во «Проспект», 2010

3.   Волкова О.И. Экономика  предприятия. М.: изд-во «ИНФРА-М», 1997

4.   Газета «Новые  известия» «Экономика»  за 3 Марта 2014

5.   Гражданский кодекс  РФ (ГК РФ) М.: изд-во"Омега-Л"

6    Догиль Л.Ф Предпринимательство и малый бизнес.М.: изд-во «ИНФРА» 1997

7    Кирюшин П. «Малый  и средний бизнес в России»  А.: изд-во «Помор» 2013

8     Ковалев В. В., Ковалев В. В. «Финансы организаций»  М.: изд-во «Проспект», 2010

9     Лебедева Л.. США: малое предпринимательство  как образ жизни. М.: изд-во "Либерея",2005

10    Марцинкевич  В. Современные тенденции в экономике  и политике США/Проблемы теории  и практики управления. М.: изд-во "Либерея" 2005

11   Орехова С.А. Социально-экономическая  статистика. В.: изд-во «ВГУ» 2007

12   Селютина С.В. Учёт  в субъектах малого бизнеса, Тамбов: изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013

13   Федеральная служба  ГосСтат. www.gsk.ru (дата обращения 19 мая 2014)

14  Фокс Д. Как делать  большие деньги в малом бизнесе. М.: изд-во «Альпина», 2013

15   Юсупова Н. Поддержка  малого предпринимательства в  США. Мировая экономика и международные  отношения. Р.: изд-во «МарТ» 2001

Приложение 1

 

В табл.1 представлены критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

 

Табл.1 критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства (Гражданский кодекс РФ) [5, п.2 ст.54.]

 

 

 

Приложение 2

 

 

На рис. 1 представлено число малых предприятий в 1999-2009 годах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Число малых предприятий [Федеральная служба государственной статистики] [13, с.7]

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

На рис.2  представлены основные проблемы малого бизнеса сегодня, согласно исследованиям ассоциации ОПОРА приведены в диаграмме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2 Основные проблемы малого бизнеса (статистика ассоциации ОПОРА)

[4, с.16]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В работе рассмотрены экономические категории малого и среднего бизнеса, их отличительные черты и наиболее острые проблемы в развитии прогрессивных рыночных отношениях. В работе представлены меры по увеличению объемов производства в структуре ВВП. Акцентировано внимание на основы развития малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах.

 


Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России