Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования «Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России» обусловлена тем, что весомой задачей современного этапа формирования рыночных взаимоотношений в экономике РФ считается создание мелких, малых и средних предприятий. Малый бизнес способен стать причиной выхода экономики из упадка, тогда как он продолжает испытывать большие проблемы в своем развитии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………….…………………………………….....5
1.1. Понятие и критерии малого и среднего бизнес.…………………………………....5
1.2. Характерные сходства и отличительные черты…………………………………......6
1.3. Современные положения организации малого и среднего бизнеса в развитых странах……………………………………………………………………………………………..8
1.4. Организационно-правовые формы Малого и среднего предпринимательства России…………………………………………………………………….....11
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………………………………………..….14
2.1. Проблемы формирования малого и среднего бизнеса в России……….....14
2.2. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в России…………….…………………………………………………………………………..…..17
3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СОЗДАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….…24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………...26

Файлы: 1 файл

kursach_ek_teor_mal_biz.docx

— 185.64 Кб (Скачать)

-Финансовая потребность, усиленная закономерностями становления НТР объективно требует синтеза крупного, среднего и малого производства и общественные предпосылки, сгруппированные основным образом около проблемызанятости  

Сегодня среди британских ученых существует 4 ключевые позиции по проблеме роли и значения малого и среднего бизнеса в экономике. Исследователи первой группы исходят из того, что в годы послевоенного бума доля небольших компаний в производстве и занятости быстро снизилась, и было достаточно обширно распространено мнение, что малый бизнес – дело минувшего и неуместен в реальном сегодняшнем мире. Данную позицию разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Грам. Стьюарт . [9,c.81].

Малый и средний бизнес как субъект академического и профессионального исследования рассматривают экономисты второй группы, они выдвигают абсолютно противоположную точку зрения. К этим ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер. [9,c.83].

Ученые призывают поддерживать становление малого и среднего бизнеса, как средство борьбы с безработицей и конфигурации ценностных ориентаций. Учеными  рассматривались такие проблемы, как значение малого и среднего бизнеса для занятости, для регионального развития, место и роль бизнесменов в компании и в обществе, потребность выработки успешной политики для немонополизированного раздела экономики.

Профессор школы маркетинга П. Берне, преподаватель института Дж. Дьюхерст и профессор Европейского института деловой администрации Л. Виккерс считаются приверженцами третьего уровня. Они оценивали малый и средний бизнес в основном как источник создания рабочих мест. [9,c.84].

Дж. Бэмфорд и К. Ливики представители четвертого уровня: оценивают малый бизнес в совмещение его  с большими предприятиями и акцентируют внимание на возрастающий интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта для больших фирм. Они помимо прочего замечают динамическую зависимость некоторых больших фирм от небольших как посредников в сбыте. [9,c.86].

Подводя итоги, можно сказать, что теоретики второго третьего и четвертого уровней придерживаются мнения: МСП – это раздел экономики, который уже утвердил свое присутствие, он уже подтвердил свое положение в экономике всех государств, исполняя ряд социально-экономических функций.

 

1.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

 

Организационно-правовая форма малых фирм устанавливается согласно с Законом “О предприятиях и предпринимательской деятельности”. Им предоставляется возможность присутствовать в виде акционерных обществ, индивидуальных частных фирм, государственных предприятий, товариществ.

МСП, как и всевозможные иные предприятия,  действуют на основании устава, где определены организационно-правовая форма компании, его название, месторасположение, предмет и цели работы, органы управления и контролирования, его выкупа (когда оно приватизируется), условия реорганизации и остановки работы и прочее. Малые и средние предприятия владеют самостоятельностью в осуществлении собственной хозяйственной деятельности, распоряжении издаваемой продукции, прибылью, оставшейся в последствии уплаты налогов и прочих неотъемлемых платежей.[3,c.416].

 Компании которые занимаются несколькими видами хозяйственной работы (многопрофильные), надлежит отнести к малым и средним по тому виду работы, который занимает самую большую долю в размере реализации продукции (работ, услуг).

Можно определить два пути создания малых предприятий:

- переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;

- создание новых малых и средних предприятий.

В наше время первый путь считается ключевым, поскольку фактически все действующие малые и средние фирмы были сделаны в масштабах государственной собственности, и способ их переустройства в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй — замедляется незаинтересованностью бизнесменов в инвестировании, что связано с негативной совокупной финансовой обстановкой. На данный момент значение этого сектора экономики считается главнейшей долею рыночной экономики. В его отсутствие рыночная экономика не имеет возможности ни "работать", ни развиваться. Развитие и становление его считается одной из ключевых задач финансовой политики в критериях перехода от административно-командной экономики к обычной рыночной экономике.

Малый и средний бизнес в рыночной экономике - основной раздел, характеризующий темпы финансового подъема, структуру и качество ВНП; во всех развитых государствах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП, вследствие этого безоговорочное большинство развитых стран всемерно поощряет деятельность МСП. [13,c.224].

В мировой экономике действует громадное число малых компаний, фирм и предприятий. К примеру: в промышленно-торговых ведомствах Китая были зарегистрированы 10,23 миллионов средних и малых компаний, ну а в Стране восходящего солнца 9 миллионов/ Малый бизнес, только в Соединенных Штатах дает практически половину прироста национального продукта и две трети прироста свежих рабочих мест. Малое предпринимательство дает рыночной экономике требуемую эластичность.

Большой вклад вносит малый и средний бизнес в составление конкурентноспособной среды, собственно для нашей высокомонополизированной экономики имеет главное значение. Невозможно помимо прочего забывать, что малые компании оказывают меньше воздействие и на экологическую ситуацию.

Ко всему прочему важна роль малого и среднего бизнеса в претворение в жизнь прорыва по ряду главнейших направлений НТП, для начала в сфере электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране данную роль сложно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Эти все и прочие качества малого бизнеса делают его становление немаловажным фактором и деталью изменения экономики РФ.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять потребность малого и среднего бизнеса, несомненно, нужно рассмотреть навык основных иностранных государств по развитию малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.

 

    1. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

 

 

Российский рынок характеризуется неимением предпринимательского и потребительского навыка. Финансовые условия резко изменяются, "хилая" правовая база обусловливает присутствие у фирм теневого оборота вместе с легальным. До реального времени держава развивалась по сырьевой модели, которая была необходима для выхода из жесткого упадка. Ассистентами выхода из упадка стали большие фирмы. В настоящий момент основная миссия - модернизация державы, уход от «единичнонаправленной» экономики. Чтобы достичь желаемого результата, необходимы иные ассистенты. Тут ими обязаны стать средний и малый бизнес. Когда станут реально реализованы тезисы о смене финансовой модели, то у РФ есть все шансы для становления среднего и малого бизнеса.

Российские коммерческие компании по способу создания и органиации можно разделить на два рода:

Первые - это те, что образованы номенклатурными тружениками с помощью околомонопольного доступа к конкретной доле гос. ресурсов. В следствие ряда отличительных черт, таковых, как твердость традиций, особенности управленческой философии, недоступность ориентации на рынок, решение их трудностей в масштабах маркетингового расклада бессмысленно.

Вторые – созданы за счет собственных инвестиций, без использования гос. ресурсов. Созданные  «с нуля»

Официальная статистика раздела малого и среднего предпринимательства говорит о положительной динамике ключевых характеристик данного сектора экономики в 2000-2009 годах. Отмеченный период в секторе МСП наблюдался лидирующим и одним из наиболее динамичных в российской экономике. Их динамика представлена на сис.1. «Число малых предприятий в 1999-2009 годах». (см. приложение 2)

Но, в прошедшем году, по подсчетам правительства РФ, незамедлительно 500 тыс. отечественных бизнесменов решились о закрытии собственного бизнеса. Общая численность индивидуальных предпринимателей и юр.лиц в секторе малого и среднего бизнеса уменьшилась до 3,5 миллионов человек. Следовательно, весь подъем, произошедший в секторе за прошедшие пять лет, сошел на нет. Обстоятельств создавшейся ситуации немало. Это и увеличение страховых взносов для ИП в минувшем году, и чересчур завышенная налоговая нагрузка на «малышей», и трудности с госзаказом, куда малый бизнес практически не пускают. К тому же силовые ведомства регулярно хотят на них надавить и выжить их с рынка. Правительство постоянно заявляет о всемерной поддержке малого бизнеса, в прочем результата от данных заявлений слишком мало.

По данным вице-премьера Правительства Российской Федерации Игоря Шувалова, в 2013 году число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в разделе малого и среднего бизнеса  уменьшилось сходу на 13% – с 4 до 3,5 миллионов человек. Множество предпринимателей приняли решение, что нет толку продолжать работу, когда с любого работника приходится отчислять по 35 тысяч руб. (взамен 17 тысячи руб. в 2012 году) страховых государству, – это чрезмерно накладно.[4,с.13]

 В этом году правительство  минимизировало размер вкладов  в общественные фонды вдвое, хотя, как говорится, «ложечка нашлась, а осадок остался»: по результатам  января 2014 года численность бизнесменов  сократилось на 10 тысяч в сравнении  с январем 2013 года.

Бесспорно, основная предпосылка закрытия фирм в РФ считается экономическая – малым и средним бизнесом заниматься просто-напросто нерентабельно в связи с чрезмерно завышенной налоговой нагрузки. По словам директора юридической компании «Центр правового обслуживания» Анны Коняевой, предприниматели до сих пор полагаются на правительство, что оно наконец повернется личиком к «малышам» и создаст им уютные условия для работы, в отсутствии денежного давления. Хотя пока налоговый гнет заставляет бизнес уходить в тень. «На данный момент с учетом оплаты НДФЛ (13%) единый размер налогов и сборов в секторе малого и среднего бизнеса составляет 47% от фонда заработной платы. Что и ведет лишь к тому, что часть заработной платы выдается в конвертах. Возникла даже подходящая терминология – «черная зарплата» (все в конверте), «серая зарплата» (часть выдается официально). Послабление налоговой нагрузки разрешило бы основной массе бизнесменов выйти из тени и выплачивать белые зарплаты. Это позитивно бы отразилось и на бюджете, и на самих работодателях, и на их тружениках.

Тот факт, что реальные признаки работы раздела, говорящие о предпринимательской активности, падают, разъясняется как характером государственной помощи, но и характером статистики. Страна поддерживает начинающих бизнесменов по двум направлениям: подпрограммой содействия малому предпринимательству и «самозанятости» безработных жителей и выдачей "бонусов" начинающим  на создание собственного бизнеса.

Высокие налоги, непрерывно возрастающая арендная плата за помещение (склад, офис и прочее) и оборудование, - это все затрудняет продолжение успешной работы и заставляет перенаправлять главные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень обеспечения финансами малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным капиталом, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы . Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый и средний бизнес - глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Основные проблемы малого бизнеса сегодня, согласно исследованиям ассоциации ОПОРА приведены в диаграмме (рис.2) (см. приложение 3)

 

2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ

 

Механизм формирования и осуществления помощи малого бизнеса имеет возможность сложиться лишь под воздействием тех задач, которое поставит впереди себя страна. Навык развитых государств демонстрирует, что для повышения предпринимательского потенциала в становление экономики потребуется помощь государства для создания достаточных условий для создания обычного существования и обновления малого и среднего бизнеса, в устранении образующихся задач и отклонений от намеченных целей.

Увы, в Российской Федерации, эта поддержка располагается на довольно невысоком уровне. Работа множественных муниципальных и полугосударственных организаций помощи малого и среднего предпринимательства сводится в ряде всевозможных случаев не к поддержки, а к самообеспечению. Настоящая помощь носит одиночный характер.

Наряду с вышесказанным, отмечу ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства.

Правительство выступает как структура, устанавливающая «рамки» правил функционирования субъектов рынка, т.е контроль за выполнением и соблюдением нормативно-правовых актов.

Также правительство считается владельцем имущества, что служит причиной для постановления и конкретного управления государственным имуществом.

И, наконец, правительство считается своего рода прибором финансового регулирования и стимулирования рыночных процессов. [15,c.87]:

 

Основная масса малых и средних фирм в РФ выносят все тяготы на рынке менее 3 лет. Кроме запредельных налоговых отчислений и давления силовиков в каждодневной практике они сталкиваются с многократной дискриминацией в следствие собственного размера. Особенно это видно во время выполнения гостендеров, куда «малышам» вход  запрещен.

На 2014 год множество российских экспертов ищут различные способы государственной поддержки малых и средних предприятий, выявляют различные методы.

Член президиума ОПОРы России Юрий Савелов рассказал газете «НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ», что вопросы поддержки и защиты малого и среднего бизнеса в сфере проведения государственного заказа сегодня актуальны как никогда. «Сейчас власти изъявили реальное желание защищать интересы МСБ в этом направлении, например, премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил идею о том, чтобы к началу 2018 года установить обязательную минимальную долю государственного заказа для МСБ в размере 25%, тогда как в настоящее время она составляет от 10 до 20%», – пояснил он.

Информация о работе Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России