Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России
Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 18:00, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования «Малый и средний бизнес в развитых странах: возможности использования опыта в России» обусловлена тем, что весомой задачей современного этапа формирования рыночных взаимоотношений в экономике РФ считается создание мелких, малых и средних предприятий. Малый бизнес способен стать причиной выхода экономики из упадка, тогда как он продолжает испытывать большие проблемы в своем развитии.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………….…3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ……………………………………………….…………………………………….....5 1.1. Понятие и критерии малого и среднего бизнес.…………………………………....5 1.2. Характерные сходства и отличительные черты…………………………………......6 1.3. Современные положения организации малого и среднего бизнеса в развитых странах……………………………………………………………………………………………..8 1.4. Организационно-правовые формы Малого и среднего предпринимательства России…………………………………………………………………….....11 2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА………………………………………………………………………………………………………..….14 2.1. Проблемы формирования малого и среднего бизнеса в России……….....14 2.2. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в России…………….…………………………………………………………………………..…..17 3. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СОЗДАНИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ……………………………………………………..21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………………….…24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………………………...26
-Финансовая потребность, усиленная
закономерностями становления НТР объективно
требует синтеза крупного, среднего и
малого производства и общественные предпосылки,
сгруппированные основным образом около
проблемызанятости
Сегодня среди британских ученых
существует 4 ключевые позиции по проблеме
роли и значения малого и среднего бизнеса
в экономике. Исследователи первой группы
исходят из того, что в годы послевоенного
бума доля небольших компаний в производстве
и занятости быстро снизилась, и было достаточно
обширно распространено мнение, что малый
бизнес – дело минувшего и неуместен в
реальном сегодняшнем мире. Данную позицию
разделяют Дж. Кьюррен, С. Гэлэхер и Грам.
Стьюарт . [9,c.81].
Малый и средний бизнес как
субъект академического и профессионального
исследования рассматривают экономисты
второй группы, они выдвигают абсолютно
противоположную точку зрения. К этим
ученым относятся Дж. Бэннок и В. Холдер.
[9,c.83].
Ученые призывают поддерживать
становление малого и среднего бизнеса,
как средство борьбы с безработицей и
конфигурации ценностных ориентаций.
Учеными рассматривались такие проблемы,
как значение малого и среднего бизнеса
для занятости, для регионального развития,
место и роль бизнесменов в компании и
в обществе, потребность выработки успешной
политики для немонополизированного раздела
экономики.
Профессор школы маркетинга
П. Берне, преподаватель института Дж.
Дьюхерст и профессор Европейского института
деловой администрации Л. Виккерс считаются
приверженцами третьего уровня. Они оценивали
малый и средний бизнес в основном как
источник создания рабочих мест. [9,c.84].
Дж. Бэмфорд и К. Ливики представители
четвертого уровня: оценивают малый бизнес
в совмещение его с большими предприятиями
и акцентируют внимание на возрастающий
интерес к малому бизнесу как к рынку сбыта
для больших фирм. Они помимо прочего замечают
динамическую зависимость некоторых больших
фирм от небольших как посредников в сбыте.
[9,c.86].
Подводя итоги, можно сказать,
что теоретики второго третьего и четвертого
уровней придерживаются мнения: МСП –
это раздел экономики, который уже утвердил
свое присутствие, он уже подтвердил свое
положение в экономике всех государств,
исполняя ряд социально-экономических
функций.
1.4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ
ФОРМЫ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
Организационно-правовая форма
малых фирм устанавливается согласно
с Законом “О предприятиях и предпринимательской
деятельности”. Им предоставляется возможность
присутствовать в виде акционерных обществ,
индивидуальных частных фирм, государственных
предприятий, товариществ.
МСП, как и всевозможные иные
предприятия, действуют на основании
устава, где определены организационно-правовая
форма компании, его название, месторасположение,
предмет и цели работы, органы управления
и контролирования, его выкупа (когда оно
приватизируется), условия реорганизации
и остановки работы и прочее. Малые и средние
предприятия владеют самостоятельностью
в осуществлении собственной хозяйственной
деятельности, распоряжении издаваемой
продукции, прибылью, оставшейся в последствии
уплаты налогов и прочих неотъемлемых
платежей.[3,c.416].
Компании которые занимаются
несколькими видами хозяйственной работы
(многопрофильные), надлежит отнести к
малым и средним по тому виду работы, который
занимает самую большую долю в размере
реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить два пути создания
малых предприятий:
- переход малых предприятий
из государственной в частную собственность
путем приватизации;
- создание новых малых и средних
предприятий.
В наше время первый путь считается
ключевым, поскольку фактически все действующие
малые и средние фирмы были сделаны в масштабах
государственной собственности, и способ
их переустройства в частную собственность
определен законодательством о приватизации.
Второй — замедляется незаинтересованностью
бизнесменов в инвестировании, что связано
с негативной совокупной финансовой обстановкой.
На данный момент значение этого сектора
экономики считается главнейшей долею
рыночной экономики. В его отсутствие
рыночная экономика не имеет возможности
ни "работать", ни развиваться. Развитие
и становление его считается одной из
ключевых задач финансовой политики в
критериях перехода от административно-командной
экономики к обычной рыночной экономике.
Малый и средний бизнес в рыночной
экономике - основной раздел, характеризующий
темпы финансового подъема, структуру
и качество ВНП; во всех развитых государствах
на долю малого и среднего бизнеса приходится
60 - 70 процентов ВНП, вследствие этого безоговорочное
большинство развитых стран всемерно
поощряет деятельность МСП. [13,c.224].
В мировой экономике действует
громадное число малых компаний, фирм
и предприятий. К примеру: в промышленно-торговых
ведомствах Китая были зарегистрированы
10,23 миллионов средних и малых компаний,
ну а в Стране восходящего солнца 9 миллионов/
Малый бизнес, только в Соединенных Штатах
дает практически половину прироста национального
продукта и две трети прироста свежих
рабочих мест. Малое предпринимательство
дает рыночной экономике требуемую эластичность.
Большой вклад вносит малый
и средний бизнес в составление конкурентноспособной
среды, собственно для нашей высокомонополизированной
экономики имеет главное значение. Невозможно
помимо прочего забывать, что малые компании
оказывают меньше воздействие и на экологическую
ситуацию.
Ко всему прочему важна роль
малого и среднего бизнеса в претворение
в жизнь прорыва по ряду главнейших направлений
НТП, для начала в сфере электроники, кибернетики
и информатики. В нашей стране данную роль
сложно переоценить, имея в виду, развернувшийся
процесс конверсии. Эти все и прочие качества
малого бизнеса делают его становление
немаловажным фактором и деталью изменения
экономики РФ.
Чтобы глубже и подробнее разобраться
и понять потребность малого и среднего
бизнеса, несомненно, нужно рассмотреть
навык основных иностранных государств
по развитию малого и среднего бизнеса.
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
И ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Российский рынок характеризуется
неимением предпринимательского и потребительского
навыка. Финансовые условия резко изменяются,
"хилая" правовая база обусловливает
присутствие у фирм теневого оборота вместе
с легальным. До реального времени держава
развивалась по сырьевой модели, которая
была необходима для выхода из жесткого
упадка. Ассистентами выхода из упадка
стали большие фирмы. В настоящий момент
основная миссия - модернизация державы,
уход от «единичнонаправленной» экономики.
Чтобы достичь желаемого результата, необходимы
иные ассистенты. Тут ими обязаны стать
средний и малый бизнес. Когда станут реально
реализованы тезисы о смене финансовой
модели, то у РФ есть все шансы для становления
среднего и малого бизнеса.
Российские коммерческие компании
по способу создания и органиации можно
разделить на два рода:
Первые - это те, что образованы
номенклатурными тружениками с помощью
околомонопольного доступа к конкретной
доле гос. ресурсов. В следствие ряда отличительных
черт, таковых, как твердость традиций,
особенности управленческой философии,
недоступность ориентации на рынок, решение
их трудностей в масштабах маркетингового
расклада бессмысленно.
Вторые – созданы за счет собственных
инвестиций, без использования гос. ресурсов.
Созданные «с нуля»
Официальная статистика раздела
малого и среднего предпринимательства
говорит о положительной динамике ключевых
характеристик данного сектора экономики
в 2000-2009 годах. Отмеченный период в секторе
МСП наблюдался лидирующим и одним из
наиболее динамичных в российской экономике.
Их динамика представлена на сис.1. «Число
малых предприятий в 1999-2009 годах». (см.
приложение 2)
Но, в прошедшем году, по подсчетам
правительства РФ, незамедлительно 500
тыс. отечественных бизнесменов решились
о закрытии собственного бизнеса. Общая
численность индивидуальных предпринимателей
и юр.лиц в секторе малого и среднего бизнеса
уменьшилась до 3,5 миллионов человек. Следовательно,
весь подъем, произошедший в секторе за
прошедшие пять лет, сошел на нет. Обстоятельств
создавшейся ситуации немало. Это и увеличение
страховых взносов для ИП в минувшем году,
и чересчур завышенная налоговая нагрузка
на «малышей», и трудности с госзаказом,
куда малый бизнес практически не пускают.
К тому же силовые ведомства регулярно
хотят на них надавить и выжить их с рынка.
Правительство постоянно заявляет о всемерной
поддержке малого бизнеса, в прочем результата
от данных заявлений слишком мало.
По данным вице-премьера Правительства
Российской Федерации Игоря Шувалова,
в 2013 году число индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц в разделе малого и среднего
бизнеса уменьшилось сходу на 13% –
с 4 до 3,5 миллионов человек. Множество
предпринимателей приняли решение, что
нет толку продолжать работу, когда с любого
работника приходится отчислять по 35 тысяч
руб. (взамен 17 тысячи руб. в 2012 году) страховых
государству, – это чрезмерно накладно.[4,с.13]
В этом году правительство
минимизировало размер вкладов
в общественные фонды вдвое, хотя,
как говорится, «ложечка нашлась,
а осадок остался»: по результатам
января 2014 года численность бизнесменов
сократилось на 10 тысяч в сравнении
с январем 2013 года.
Бесспорно, основная предпосылка
закрытия фирм в РФ считается экономическая
– малым и средним бизнесом заниматься
просто-напросто нерентабельно в связи
с чрезмерно завышенной налоговой нагрузки.
По словам директора юридической компании
«Центр правового обслуживания» Анны
Коняевой, предприниматели до сих пор
полагаются на правительство, что оно
наконец повернется личиком к «малышам»
и создаст им уютные условия для работы,
в отсутствии денежного давления. Хотя
пока налоговый гнет заставляет бизнес
уходить в тень. «На данный момент с учетом
оплаты НДФЛ (13%) единый размер налогов
и сборов в секторе малого и среднего бизнеса
составляет 47% от фонда заработной платы.
Что и ведет лишь к тому, что часть заработной
платы выдается в конвертах. Возникла
даже подходящая терминология – «черная
зарплата» (все в конверте), «серая зарплата»
(часть выдается официально). Послабление
налоговой нагрузки разрешило бы основной
массе бизнесменов выйти из тени и выплачивать
белые зарплаты. Это позитивно бы отразилось
и на бюджете, и на самих работодателях,
и на их тружениках.
Тот факт, что реальные признаки
работы раздела, говорящие о предпринимательской
активности, падают, разъясняется как
характером государственной помощи, но
и характером статистики. Страна поддерживает
начинающих бизнесменов по двум направлениям:
подпрограммой содействия малому предпринимательству
и «самозанятости» безработных жителей
и выдачей "бонусов" начинающим
на создание собственного бизнеса.
Высокие налоги, непрерывно
возрастающая арендная плата за помещение
(склад, офис и прочее) и оборудование,
- это все затрудняет продолжение успешной
работы и заставляет перенаправлять главные
усилия не на расширение производства,
а на борьбу за выживание.
Но главная причина сокращения
числа малых предприятий - низкий уровень
обеспечения финансами малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
капиталом, невозможность получения кредитов
на приемлемых условиях, неэффективность
налоговой системы. Негативное воздействие
на развитие малого бизнеса в сфере материального
производства оказывают неразвитость
производственной инфраструктуры, нехватка
специализированного оборудования, слабость
информационной базы . Еще один очень важный
фактор негативного воздействия на малый
и средний бизнес - глубокий спад производства.
Все это приводит к тому, что только часть
зарегистрированных предприятий малого
бизнеса оказывается в не состоянии приступить
к реальному производству продукции.
Основные проблемы малого бизнеса
сегодня, согласно исследованиям ассоциации
ОПОРА приведены в диаграмме (рис.2) (см.
приложение 3)
2.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО
БИЗНЕСА В РФ
Механизм формирования и осуществления
помощи малого бизнеса имеет возможность
сложиться лишь под воздействием тех задач,
которое поставит впереди себя страна.
Навык развитых государств демонстрирует,
что для повышения предпринимательского
потенциала в становление экономики потребуется
помощь государства для создания достаточных
условий для создания обычного существования
и обновления малого и среднего бизнеса,
в устранении образующихся задач и отклонений
от намеченных целей.
Увы, в Российской Федерации,
эта поддержка располагается на довольно
невысоком уровне. Работа множественных
муниципальных и полугосударственных
организаций помощи малого и среднего
предпринимательства сводится в ряде
всевозможных случаев не к поддержки,
а к самообеспечению. Настоящая помощь
носит одиночный характер.
Наряду с вышесказанным, отмечу
ряд функций государства, благодаря которым
должна осуществляться государственная
поддержка малого предпринимательства.
Правительство выступает как
структура, устанавливающая «рамки» правил
функционирования субъектов рынка, т.е
контроль за выполнением и соблюдением
нормативно-правовых актов.
Также правительство считается
владельцем имущества, что служит причиной
для постановления и конкретного управления
государственным имуществом.
И, наконец, правительство считается
своего рода прибором финансового регулирования
и стимулирования рыночных процессов.
[15,c.87]:
Основная масса малых и средних
фирм в РФ выносят все тяготы на рынке
менее 3 лет. Кроме запредельных налоговых
отчислений и давления силовиков в каждодневной
практике они сталкиваются с многократной
дискриминацией в следствие собственного
размера. Особенно это видно во время выполнения
гостендеров, куда «малышам» вход запрещен.
На 2014 год множество российских
экспертов ищут различные способы государственной
поддержки малых и средних предприятий,
выявляют различные методы.
Член президиума ОПОРы России
Юрий Савелов рассказал газете «НОВЫЕ
ИЗВЕСТИЯ», что вопросы поддержки и защиты
малого и среднего бизнеса в сфере проведения
государственного заказа сегодня актуальны
как никогда. «Сейчас власти изъявили
реальное желание защищать интересы МСБ
в этом направлении, например, премьер-министр
Дмитрий Медведев одобрил идею о том, чтобы
к началу 2018 года установить обязательную
минимальную долю государственного заказа
для МСБ в размере 25%, тогда как в настоящее
время она составляет от 10 до 20%», – пояснил
он.