Макроэкономическое равновесие фирмы и влияние на него функции инвестиционного спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование макроэкономического равновесия,

влияние факторов на совокупный спрос и предложение, исследование

функций инвестиционного спроса, рассмотрение эффекта мультипликатора и

теории потребления и сбережения.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1. Макроэкономическое равновесие фирмы………………………….4

1.1. Классическая модель макроэкономического равновесия……………...4

1.2. Кейсианский подход к макроэкономическому равновесию…………13

Глава 2. Влияние факторов на совокупный спрос и предложение………..15

2.1 Совокупный спрос и предложение………………………………….….15

2.2 Эффект мультипликатора…………………………………………….....20

2.3 Теория потребления и сбережения……………………………………..22

Глава 3. Причины зависимости инвестиций от ВНП……………………….25

3.1 Функция инвестиционного спроса……………...………………………25 Заключение…………………………………………………………………..…...27

Список используемой литературы………….…………...…………………….29

Файлы: 1 файл

Курсовой проек.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

Макроэкономическое  равновесие возможно Ep, при HД=Yр, где  АS=АD и I=S. 

     В процессе исследования кейнсианского подхода к макроэкономическому равновесию, было рассмотрено равновесие национального дохода в условиях полной занятости, жестокость цен, а так же сбережения, которые являются функцией дохода. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Влияние факторов на совокупный спрос и предложение

2.1. Совокупный спрос  и предложение 

Совокупный  спрос (AD) - это связь между совокупным объемом выпуска, на который предъявлен спрос, и общим уровнем цен в экономике (рис. 10). 

Рис. 10. Совокупный спрос 

Кривая  совокупного спроса показывает нам  количество товаров и услуг (Y), которое  потребители (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы) готовы приобрести при каждом возможном уровне цен (Р).        Можно выделить ценовые и неценовые факторы АD.

     Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный товар, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект  процентной ставки, смысл которой  заключается в том, что при  увеличении цены процентная ставка  увеличивается, следовательно, величина  инвестиций, согласно кривой инвестиционного  спроса - уменьшается, отсюда, по основному макроэкономическому уравнению:

Y=C+I+G+X 

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y); 

- эффект  богатства или эффект реальных  кассовых остатков. При росте  цен население, имеющее финансовые активы, станет реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект  импортных закупок. Суть этого  эффекта в том, что изменение  цен в одной стране приводит  к изменениям объема экспорта  при неизменных ценах за рубежом,  что в свою очередь влияет на расходы населения внутри страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой; убывающий наклон кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством:

М х V=Р. х Y 

где: М - количество денег,

V - скорость  обращения денег,

Р - уровень  цен,

Y - реальный  объем производства. 

      Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 11-13).

Каковы  причины сдвижки? Совокупный спрос можно отразить через основное макроэкономическое уравнение: Y=C+I+G+Xn

Изменение любого из четырех компонентов при P приводит к изменению Y. 

Рис. 11. Влияние  неценовых факторов на совокупный спрос 

      Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя:

- изменения  в потребительских расходах домашних  хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние  потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

- изменения  в инвестиционных расходах (I) - когда изменяются: процентные ставки, ожидаемые прибыли от инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

- изменения  в государственных расходах (G);

- изменения  в расходах на чистый объем  экспорта (Xn): национальный доход  в зарубежных странах, валютные курсы; 

           

Рис.12. Последствия  роста спроса в краткосрочном  периоде 

Рис. 13. Последствия  роста спроса в долгосрочном периоде  

      В краткосрочном периоде рост совокупного спроса приходит к увеличению выпуска и увеличению занятости, не оказывая влияния на уровень цен (рис. 12). Такое воздействие оказала в период кризиса 30-х годов государственная политика стимулирования совокупного спроса. Но если состояние экономики близко к состоянию полной занятости в долгосрочном периоде рост совокупного спроса вызовет не увеличение выпуска, так как возможности уже на пределе, а отразится на уровне цен, т.е. вызовет инфляцию (рис. 13).

 

     Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем цен в экономике. Можно сказать, что совокупное предложение - это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и количеством предлагаемого продукта (Y).

На уровень  предложения влияют цены на продукцию  и затраты на факторы производства. Совокупное предложение следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

На графике  совокупное предложение имеет несколько  необычный вид. Можно выделить три участка кривой (рис. 12). Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок отражает совокупное предложение в краткосрочном периоде. Кейнс, именем, которого назван участок, дал следующее объяснение горизонтального характера этого участка. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства. Кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде - классический участок - имеет вид вертикальной прямой.    Представители классической школы считают, что в долгосрочном периоде в экономике всегда будет естественный уровень занятости и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью. 

Рис. 14. Совокупное предложение

На графике  имеется промежуточный участок, который говорит о том, что  здесь уровень цен на продукцию  и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что не все  отрасли и предприятия достигают  полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

      Мы рассмотрели кривую совокупного предложения как зависимость уровня цен и реального национального производства. Но на совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию (неценовые факторы). Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх (рис. 14).

     Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя:

- изменения  цен на ресурсы: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности;

- изменения  в производительности;

- изменения  правовых норм: налоги с предприятий  и субсидии, государственное регулирование; 

Рис. 15. Влияние  неценовых факторов на совокупное предложение 

       Изменения в совокупном предложении в виде сдвижек кривой могут оказывать существенное воздействие на экономику. Так называемые шоки предложения (рис. 15) могут приводить к резкому сокращению выпуска и росту цен, как это было, скажем, в 70-х годах во время нефтяного кризиса.

Экономическая политика, ориентированная на совокупное предложение, например, на рост производительности факторов, способна привести к увеличению объема выпуска и сокращению инфляционного  давления на экономику. 

       По исследованию данной главы можно сделать вывод, что на изменение кривых спроса и предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы. Ценовые факторы определяют движение по кривой совокупного спроса или предложения, неценовые факторы приводят к сдвигу прямых вправо или влево. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.  Эффект мультипликатора 

       Коэффициент, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций, и есть мультипликатор.

Если  из прироста национального дохода вычесть  прирост инвестиций, получим величину вторичных, или производственных, потребительских расходов, обусловленных первоначальными инвестициями.

Мультиплицирующий эффект вызывает изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. Если, предположительно, рост бережливости (S1) вызовет перемещение вверх кривой сбережений, то новая точка равновесия (Е1) будет лежать левее первоначальной, что соответствует понижению уровня национального дохода (рис. 10). 

Рис. 16. Динамика роста сбережений и снижения инвестиций 

Это объясняется  тем, что рост склонности к сбережению ведет к сокращению потребления. В этих условиях предприниматели не заинтересованы более инвестировать (продажи сократились), следовательно, сократится и национальное производство, и национальный доход.

Склонность  к сбережениям оказывает существенное влияние на национальный доход и экономическое равновесие общества, что проявляется, в частности, в парадоксе бережливости.

Равновесие  в экономике не является само по себе оптимальной ситуацией. Если инвестиции низки, уровень равновесия предполагает большую безработицу (явную и скрытую). Если инвестиции начинают превышать сбережения, это становится импульсом к инфляционному росту цен.

     Таким образом, в качестве желаемой цели может выступать уровень национального дохода, близкий к тому, который можно получить в условиях полной занятости. Отклонения от этого уровня означают дефляционный или инфляционный разрыв. 

Рис. 17. Графическая  интерпретация эффекта мультипликации 

       При дефляционном или инфляционном разрыве государство пытается изменить уровень равновесия дохода и воздействовать на совокупные расходы, т.е. на величину спроса. В результате к начальным двум элементам спроса - потреблению и инвестициям - добавляются еще и государственные расходы, характеризующие спрос со стороны государства:

Совокупные  расходы=С+I+G

государственные расходы не отличаются от частных  инвестиций на строительство фабрики  или железной дороги, равно как  и от потребительских расходов. Они  также инициируют цепь производных  потребительских расходов и поэтому  оказывают мультиплицирующее влияние на величину национального дохода.

      При наличии государственных расходов равновесный уровень национального дохода будет соответствовать точке пересечения кривой совокупных расходов (С+I+G) и линии 45o, равной сумме потребления и сбережения (рис. 17).

В процессе исследования,  было выяснено, что  коэффициент, показывающий превышение роста дохода над ростом инвестиций, и есть мультипликатор. Мультиплицирующий  эффект вызывает изменения не только в инвестициях, но и в уровне сбережений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Теория потребления  и сбережения 

      Кейнсианская теория оперирует такими показателями, как функция потребления, сбережения, инвестиций. Категории, "потребление" и "инвестиции" очень важны в экономической теории. Не менее значима категория "сбережения". Эти три категории помогут углубить наши представления о национальном доходе и факторах, влияющих на его рост.

      Под потреблением (С) в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление - это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

Потребление - процесс использования товаров  и услуг.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие фирмы и влияние на него функции инвестиционного спроса