Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и анализ состояния лизинга в России на современном этапе.
Основные задачи, решаемые в данной работе:
1) определение сущности лизинга, отличий лизинга от кредита;
2) изучение истории развития лизинговой деятельности;
3) определение преимуществ и выявление недостатков лизинга;
4) классификация и характеристика отдельных видов лизинга;
5) определение предмета и субъектов лизинга;
6) характеристика российского рынка лизингового бизнеса в России и источников его финансирования;
7) оценка масштабов лизингового бизнеса в России;
8) характеристика отраслевой и региональной структур лизингового рынка России;
9) анализ лизинга железнодорожной техники и оборудования;
10) оценка перспектив развития рынка лизинга в России.
Предметом изучения данной курсовой работы является особая форма экономической деятельности - лизинг - и вся совокупность производственно-хозяйственных и юридических отношений, возникающих в связи с использованием лизинга.
Объектом изучения курсовой работы являются те хозяйственные единицы, которые используют лизинговые отношения в своей деятельности: предприятия, отдельные предприниматели в сфере производства, услуг, а также банковские, страховые учреждения, посреднические фирмы.
Введение
I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Понятие и сущность лизинга
1.2. История развития лизинга
1.3. Преимущества и недостатки лизинга
1.4. Функции лизинга
1.5. Классификация форм лизинга
1.6. Предмет и субъекты лизинга
II. ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Общая характеристика российского рынка лизинговых услуг
2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России
2.3. Масштабы лизингового бизнеса России
2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения
2.4.1. Отраслевая структура
2.4.2. Региональная структура
2.5. Анализ лизинга железнодорожной техники и оборудования
2.6. Перспективы развития лизингового бизнеса в России
2.6.1. Прогноз изменений - качественные изменения
2.6.2. Прогноз развития - количественный рост
Заключение
Список литературы
В 2005 г. на долю РАО "РЖД" приходилось 63,3 % от стоимости новых заключенных договоров лизинга железнодорожного имущества страны. Еще 36,7 % приходится на других лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общем объеме инвестиций в основной капитал составил по РАО "РЖД" 18,7 %, а по другим компаниям-операторам - 30,3 %.
Предметы лизингового бизнеса
Среди предметов российского лизинга железнодорожного транспорта большое количество наименований. Это пассажирские и грузовые вагоны и полувагоны, цистерны, фитинговые платформы, думпкары, хопперы, контейнеровозы, рефрижераторные секции, минераловозы, тепловозы, электровозы, мотор-вагонный подвижной состав (повышенной комфортности), пригородные электропоезда, рельсовые автобусы, а также железнодорожные краны, специальные машины и другая путевая техника.
Наиболее
популярными для лизинговых сделок в предыдущие
годы были цистерны для перевозки нефти
и светлых нефтепродуктов. Затем, по мере
насыщения потребностей, наибольшим спросом
у лизингополучателей стали пользоваться
полувагоны. Популярность полувагонов
определяется тем, что они пригодны для
перевозки большинства видов грузов различного
назначения. В течение последнего года
активно в лизинг передаются пассажирские
вагоны [3, с. 25-27].
2.6.
Перспективы развития лизингового бизнеса
в России
В прогнозировании перспектив рынка лизинга ключевым является вопрос о потенциале дальнейшего роста и о возможных пределах этого роста. В мире обычно используются два основных индикатора значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и его доля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга, по данным ассоциации "Рослизинг", эти показатели по итогам 2006 г. составляют 1,3 и 7,6 % соответственно. Значения этих показателей выросли в два с половиной раза с 2001 г., когда они равнялись 0,5 и 3%. Тем не менее, по международным меркам, доля российского лизинга в экономике остается довольно невысокой.
Например, в США доля лизинга в инвестициях составляет 27 %, в Германии - 18,6 %, во Франции - 11,7 %, Великобритании - 14,5 %, Японии - 9,3 %. Самую высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиеся страны (большинство из них - страны Восточной Европы), что обусловлено их более высокой потребностью в обновлении основных фондов по сравнению с развитыми странами. Максимальное значение этого показателя в Эстонии - 5,26 %, а средневзвешенный уровень по 50 странам составляет 1,62 %.
Рассмотрим
теперь возможные характеристики роста,
а именно - как он скажется на качественном
и структурном состоянии рынка.
2.6.1.
Прогноз изменений - качественные изменения
Ожидается, что развитие рынка лизинга в ближайшие годы будет идти в двух основных направлениях.
Первое направление - увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка.
Второе направление - формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.
Рассмотрим первое, качественное, направление развития. Мировой опыт лизинговой деятельности позволяет говорить о шести основных стадиях развития этого рынка.
Первая стадия - краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора.
Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.
На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. На этой стадии наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран.
Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. На этой стадии развития рынка находятся не только большинство развитых государств, но и некоторые развивающиеся - Сингапур, ЮАР, Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.
На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. На этой стадии находятся рынки Германии, Великобритании, Японии, Австралии.
Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этой стадии присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе за счет расширения международного сегмента. На этой стадии сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.
Российский
рынок лизинга находится на третьей стадии.
При этом необходимо отметить, что сегменты
российского рынка (по типам предметов
лизинга) весьма разнородны и характеризуются
разным уровнем развития. Поэтому точнее
будет сказать, что отдельные сегменты
находятся лишь на второй стадии развития,
характеризующейся простейшими схемами
сделок (это присуще сегментам с низкой
конкуренцией или небольшими объемами
сделок), некоторые - на третьей (большинство
сегментов по видам имущества), а некоторые
- уже на четвертой стадии. В частности,
сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного
подвижного состава демонстрируют основные
признаки четвертой стадии развития: усложнение
лизинговых продуктов, распространение
сделок оперативного лизинга, появление
"креативных" продуктов, таких как
лизинг автотранспорта для физических
лиц и лизинг с полным набором услуг по
сопровождению автопарка. Также этим сегментам
присуща высокая конкуренция и стабилизация
лизинговых ставок, наличие довольно развитого
вторичного рынка.
2.6.2.
Прогноз развития - количественный рост
Рассмотрим второе направление развития рынка - количественный рост новых сегментов рынка или тех сегментов, которые сейчас развиты незначительно.
Решающую роль в освоении новых сегментов рынка, хотя и косвенным образом, сыграют опять же иностранные инвестиции. Ведь структура рынка по видам предметов лизинга (см п.2.4.1.)- это фактически наглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для инвесторов, за исключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственного лизинга. На первых местах находятся автотранспорт и железнодорожный подвижной состав - наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговые компании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинают работать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаря более низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям они успешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре, возможно, и вытеснят их.
Российские лизинговые компании, не имеющие конкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынуждены реализовать другие свои преимущества: хорошее понимание местной специфики, видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок, умение вести бизнес в условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынуждены идти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Это прежде всего лизинг строительной и дорожно-строительной техники, сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного и технологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного, лесозаготовительного, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментов обусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов, относительно небольшим объемом сделок, высоким дефицитом финансирования. Можно ожидать усиления конкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.
Помимо этого следует выделить несколько сегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это лизинг зданий и сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов. Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограничена необходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и более лет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью их окупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимого законодательства и неопределенность государственной стратегии в отношении некоторых из этих отраслей. Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимает ничтожную долю на рынке лизинга - около 1,7 %, суммарный объем сделок составляет 140 млн. долл. В европейских странах доля лизинга недвижимости в среднем составляет 17 % рынка. Так, только в 2005 г. сделки лизинга недвижимости в Европе были заключены на сумму 46,6 млрд. евро. Основным сдерживающим фактором для российских лизингодателей изданный момент являются сложности с правами собственности на земельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступать объектом лизинга. Это осложняет и без того трудное привлечение финансирования в такие сделки. Пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах еще не слишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговых компаний. Однако если российских лизингодателей иностранцы вытеснят из наиболее привлекательных сегментов, следует ожидать борьбы компаний за урегулирование правового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь, облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости. Те же проблемы сдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что в развитых странах, например в США, "лизинг инфраструктуры" и лизинг промышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок в США может составлять миллиарды долларов. В российской практике лизинг промышленных комплексов распространен достаточно мало. Систематически такие сделки осуществляет лишь "Росагролизинг", передающий в лизинг животноводческие комплексы в рамках нацпроекта "Развитие АПК", и компания "Авангард Лизинг", построившая несколько заводов. Некоторые компании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией "Росдорлизинг" в 2006 г. был построен асфальтобетонный завод.
Лизинг энергетического оборудования сдерживается незавершенностью реформы РАО ЕЭС, хотя потенциал этого направления очень велик, если учесть высокий уровень износа энергетических фондов и заявленное президентом В. В. Путиным стремление сделать Россию ведущей энергетической страной. Лизинговые компании имеют опыт успешных сделок с энергетическим оборудованием, в частности, крупнейшая сделка по поставке компанией "ИР Лизинг" Бурейской ГЭС гидравлических турбин и гидрогенераторов на сумму 59 млн. долл. Возможности развития лизинга судов связаны сейчас прежде всего с осуществлением заявленной концепции по развитию отечественного судостроения.
Можно выделить еще два сегмента с хорошим потенциалом, практически не развитые сейчас, - лизинг медицинского оборудования и оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развития этих сегментов в России является ограничение законом, указывающее, что предмет лизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно, государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этих лизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциально государственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей (по широкому спектру предметов лизинга) - притом, что эти организации имеют предсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстве развитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится 5 % всех лизинговых сделок (2,36 млрд. евро).
Еще одно потенциально сильное направление - это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В США этот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России его развитие сдерживается во многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом и по существующим законодательству не может становиться объектом лизинга. На фоне роста конкуренции можно ожидать рост интереса лизинговых компаний ко всем этим сегментам и соответствующие изменения в законодательстве. То есть фактически за всю историю своего существования. Хотя лизинговые сделки имели место и до кризиса 1998 г., масштабное развитие рынка лизинга началось лишь после 1999 г. В ряде стран к лизинговым компаниям применяются требования наподобие банковского регулирования: ограничения достаточности капитала, лимиты на одного заемщика, минимум лизинговых активов в бизнесе лизингодателя, ограничение числа источников финансирования, требования к увеличению уставного капитала при открытии филиалов и т.п. [14].