Лизинговый кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и анализ состояния лизинга в России на современном этапе.

Основные задачи, решаемые в данной работе:

1) определение сущности лизинга, отличий лизинга от кредита;

2) изучение истории развития лизинговой деятельности;

3) определение преимуществ и выявление недостатков лизинга;

4) классификация и характеристика отдельных видов лизинга;

5) определение предмета и субъектов лизинга;

6) характеристика российского рынка лизингового бизнеса в России и источников его финансирования;

7) оценка масштабов лизингового бизнеса в России;

8) характеристика отраслевой и региональной структур лизингового рынка России;

9) анализ лизинга железнодорожной техники и оборудования;

10) оценка перспектив развития рынка лизинга в России.

Предметом изучения данной курсовой работы является особая форма экономической деятельности - лизинг - и вся совокупность производственно-хозяйственных и юридических отношений, возникающих в связи с использованием лизинга.

Объектом изучения курсовой работы являются те хозяйственные единицы, которые используют лизинговые отношения в своей деятельности: предприятия, отдельные предприниматели в сфере производства, услуг, а также банковские, страховые учреждения, посреднические фирмы.

Оглавление

Введение

I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Понятие и сущность лизинга
1.2. История развития лизинга
1.3. Преимущества и недостатки лизинга
1.4. Функции лизинга
1.5. Классификация форм лизинга
1.6. Предмет и субъекты лизинга
II. ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Общая характеристика российского рынка лизинговых услуг
2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России
2.3. Масштабы лизингового бизнеса России
2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения
2.4.1. Отраслевая структура
2.4.2. Региональная структура
2.5. Анализ лизинга железнодорожной техники и оборудования
2.6. Перспективы развития лизингового бизнеса в России
2.6.1. Прогноз изменений - качественные изменения
2.6.2. Прогноз развития - количественный рост
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

лизинг.rtf

— 864.75 Кб (Скачать)
    • Во многих литературных источниках говорится о прямом лизинге, при котором собственник имущества самостоятельно, без посредника, сдает объект в пользование арендатору (двухсторонняя сделка). Но сделка такого рода скорее ближе к простым арендным отношениям, действующим по схеме "арендодатель - арендатор". По сути, эту сделку нельзя назвать лизинговой, так как в ней не участвует третье лицо - лизинговая компания. По действующим в настоящее время российским правилам лизинговая компания обязательно должна быть участником лизинговой операции.

     По типу имущества различают:

    • лизинг движимого имущества (рабочие машины, оборудование для различных отраслей, промышленности и т.п.);
    • лизинг недвижимого имущества (производственные здания и сооружения)

     В зависимости от форм лизинговых платежей различают:

  • лизинг с денежным платежом, при котором выплаты производятся в денежной форме;
  • лизинг с компенсационным платежом (или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучатель рассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными на арендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг;
  • лизинг со смешанным платежом, при котором часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.

     По объему обслуживания передаваемого имущества:

  • "чистый" лизинг - это отношения, при которых все обслуживание имущества берет на себя лизингополучатель, поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи;
  • "полный" лизинг предполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, а также его ремонт лизингодателем. Полный лизинг, по стоимости, считается одним из самых дорогих, т.к. у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, обеспечение квалифицированным персоналом и др.;
  • частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества. Например, Ростовский вертолетный завод сдает в лизинг изготовленные им вертолеты, в сопровождении экипажа.

     В основном на отечественном лизинговом рынке применяется "чистый" лизинг.

     По сроку использования имущества различают:

  • лизинг с полной окупаемостью и соответственно с полной амортизацией имущества (финансовый лизинг) - срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полная выплата лизингодателю стоимости лизингового имущества;
  • лизинг с неполной окупаемостью и соответственно неполной амортизацией имущества (оперативный лизинг) - срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение его действия окупается только часть стоимости лизингового имущества. Эта форма лизинга используется в основном при сдаче в аренду машин и оборудования с высокими темпами морального старения (износа), а также когда арендатор лишь временно нуждается в тех или иных технических средствах [11, с. 19-23].

     Согласно [9, ст. 8] существуют также такой вид лизинга, как сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.  

     1.6. Предмет и субъекты лизинга 

     Согласно [9, ст. 3] предметом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.

     Таким образом, в лизинг может передаваться любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке. Это может быть движимое и недвижимое имущество.

     Согласно [9, ст. 4] субъектами лизинга являются:

     1. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

     2. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

     3. Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.

     В качестве лизингодателя могут выступать:

  1. Банки и другие кредитные учреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.
  2. Лизинговые компании - финансовые компании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но и другие услуги, связанные с реализацией лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.
  3. Любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых средств.

     Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.

     Продавцом лизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организация или другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом лизинга.

     Субъектами лизинга могут быть также предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

     Необходимо заметить, что узко специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов (строительное оборудование, оборудование для технических предприятий). Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные виды машин и оборудования.

     На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальные субъекты, такие как:

     1) Страховые компании, осуществляющие страхование всевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имущества лизингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением, от возможных рисков неплатежей и многое другое.

     2) Российская Ассоциация Лизинговых Компаний ("Рослизинг"), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:

     а) координацию деятельности организаций, входящих в нее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

     б) разработку, совместно с органами государственного управления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;

     в) подготовку проектов законодательных актов;

     г) участие в работе международных ассоциативных общественных организаций.

     Вся деятельность лизинговых отношений, включая и объекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации [11, с. 13-14].

     Вывод: как мы видим, в лизинге заинтересованы все участники сделки: производитель получает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудование без первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовым звеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрыше остается и государство - возрождается производство, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новых рабочих мест.

     Лизинг как своеобразная форма арендных отношений (финансовая аренда) - перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательских структур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно через лизинг.

  1. ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
 

    2.1. Общая характеристика российского рынка лизинговых услуг 

     К характеристикам структуры российского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие.

     1) Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг, наблюдаемые в последние годы, особенно существенно объемы возросли в 2003 г., в 2004 г. рост продолжился. Оценивать рынок можно по разным показателям. Некоторые эксперты считают, что по количеству заключенных сделок в 2003 г. рынок вырос в 2 раза. Однако не все эти сделки доводятся до конца, поэтому, с нашей точки зрения, более адекватным индикатором динамики рынка следует считать объем профинансированных средств, т.е. тех средств, которые лизинговые компании уже привлекли и вложили в активы. По этому показателю в 2004 г. рынок вырос на 52 % (в 2003 г. по отношению к 2002 г. на 49 %). Рынок лизинговых услуг можно считать одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональной среды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей). Важно подчеркнуть, что так позитивно оценивается только рост рынка, общий уровень развития лизинга (учитывая его полное отсутствие переходного периода и очень небольшие объемы в начале текущего этапа) остается низким.

     2) Среди российских лизингополучателей доминируют средние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственные средства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигму безусловного предпочтения собственности иным формам получения актива. Интересно отметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.

     3) Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминировании столичных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах (при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появления новых региональных).

     4) По оценкам многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимущество имеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования. Такие фирмы узко специализированы в своей деятельности, предлагают широкий спектр дополнительных услуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы.

     5) Эмпирические данные показывают, что фактически барьеры входа на рынок лизинговых услуг в настоящее время не значимы (хотя лизинговый бизнес принято считать дорогостоящим).

     6) На рынке лизинговых услуг появляется конкуренция между лизингодателями, которые конкурируют между собой по цене и качеству услуг. Если несколько лет назад пользователи выбирали между лизингом и другими формами финансирования, то сейчас они решают, к услугам какой лизинговой компании целесообразно обратиться. Лизинговые фирмы по мере развития и технологизации своего бизнеса стремятся дифференцировать свои услуги с целью получения конкурентного преимущества. Собственно гибкость как основная характеристика лизинга и предполагает широкую дифференциацию услуг. В идеале для одного и того же вида актива каждая фирма может предлагать свою собственную схему.

     Интересно отметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает низкие барьеры входа, развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации [12, с.381-382]. 

    2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России 

     К наиболее важным составляющим информационного обеспечения оценки основных направлений развития лизинга следует отнести результаты анализа состава учредителей лизинговых компаний, а также источников финансирования лизинговой деятельности.

     Специалисты Группы по развитию лизинга и рейтингового агентства «Эксперт-РА» выделяют несколько видов лизинговых компаний в зависимости от учредителей, обладающих более чем 50 % их уставного капитала:

Информация о работе Лизинговый кредит