Лауреаты Нобелевской премии в области экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей трудов лауреатов Нобелевской премии по макроэкономике.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи, подлежащие разработке:

- раскрыть сущность Нобелевской премии по экономике;

- ознакомиться с процедурой выбора лауреатов;

- дать оценку практичности новой суммы знаний;

- рассмотреть экономическую нобелелогию как современного раздела теории экономики;

- рассмотреть сведения о лауреатах;

- ознакомиться с трудами лауреатов Нобелевской премии по экономике в 2010 году.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1 НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1 Сущность Нобелевской премии по экономике

1.2 Процедура выбора лауреатов

1.3 Практичность новой суммы знаний

1.4 Экономическая нобелелогия - современный раздел теории экономики

2 НОБЕЛИАНТЫ В МАКРОЭКОНОМИКЕ

2.1 Краткие сведения о лауреатах

2.2 Лауреаты Нобелевской премии по экономике в 2010 году

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Приложение А 30

Файлы: 1 файл

КР Лауреаты Нобелевской премии.doc

— 657.50 Кб (Скачать)

В 1974 Гренджер показал, что статистические методы, применяемые для анализа стационарных рядов (когда тренд постоянен), могут дать абсолютно неверные результаты в случае, если применять их к динамическим рядам (с меняющимся трендом). Может возникнуть ситуация статистической ловушки, когда традиционные статистические методы анализа покажут взаимосвязь таких показателей, которые на самом деле никак друг от друга не зависят.

Чтобы избежать этой ловушки, он в 1980-е разработал новый метод статистического анализа. Обнаружилось, что определенные комбинации изменений тренда могут быть неизменными во времени, что позволяет корректировать статистические выводы, используя методы, разработанные для стационарных рядов. Грейнджер назвал этот метод коинтеграцией (cointegration).

Разработанные им методы экономико-статистического анализа помогают экономистам лучше объяснять долгосрочные тенденции и строить более достоверные прогнозы путей развития экономики. Глава Нобелевского комитета по экономике Торстен Персон заявил, что методы Гренджера «полностью изменили представление о статистических моделях с изменениями во времени». Эти методы используются и российскими эконометриками, изучающими изменения макроэкономических показателей в постсоветской экономике.

КАНЕМАН, ДЭНИЭЛ (Kahneman, Daniel) (р. в Тель-Авиве 1934) - израильско-американский психолог, один из основоположников психологической (поведенческой) экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике 2002 «за применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании формирования суждений и принятия решений в условиях неопределенности» (совместно с В.Смитом).

Жизнь Д.Канемана ярко демонстрирует космополитизм современных ученых. Начав учебу в Еврейском университете Иерусалима (1954 - степень бакалавра по специальности «психология и математика»), Канеман закончил ее уже в калифорнийском университете Беркли (1961 - докторская степень по специальности «психология»). На протяжении последующих 17 лет он преподавал в Еврейском университете Иерусалима, совмещая это с работой в ряде университетов США и Европы (Кембридж, Гарвард, Беркли). С конца 1970-х Канеман на время отошел от работы в Израиле, занимаясь совместными научными проектами с американскими и канадскими учеными в научно-исследовательских центрах этих стран. С 1993 он работает профессором в Принстонском университете США, с 2000 параллельно вновь ведет обучение в Еврейском университете Иерусалима.

Хотя по образованию и профессии Д.Канеман является психологом, присуждение ему премии им. А.Нобеля по экономике в 2002 вызвало одобрение среди экономистов, признающих большое значение его трудов для экономической науки. Канеман стал первым израильтянином и вторым «не-экономистом» (после математика Джона Нэша), который получил Нобелевскую премию по экономике.

Главный объект исследований Канемана - это механизмы принятия человеком решений в ситуации неопределенности. Он доказал, что принимаемые людьми решения существенно отклоняются от того, что предписано стандартной экономической моделью homo oeconomicus. Критикой модели «человека экономического» занимались и до Канемана (можно вспомнить, например, нобелевских лауреатов Герберта Саймона и Мориса Алле), но именно он и его коллеги впервые начали систематически изучать психологию принятия решений.

В 1979 появилась знаменитая статья Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска, написанная Канеманом в соавторстве с профессором психологии Амосом Тверски (Иерусалимский и Станфордский университеты). Авторы этой статьи, положившей начало так называемой поведенческой экономике (behavioral economics), представили результаты огромного количества опытов, в ходе которых людям предлагалось совершать выбор между различными альтернативами. Эти эксперименты доказали, что люди не могут рационально оценивать ни величины ожидаемых выгод или потерь, ни их вероятности.

СПЕНС, МАЙКЛ (Spence, A. Michael) (р. 1943) - американский экономист, один из основоположников информационной экономической теории, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 «за анализ рынков с асимметричной информацией» (совместно с Джорджем Акерлофом и Джозефом Стиглицем).

Родился в 1943 в Монтклере, штат Нью-Джерси. Хотя по происхождению Спенс канадец, вся его жизнь связана с престижными американскими университетами. Он последовательно окончил Принстон (1966 - диплом бакалавра философии), Оксфорд (1968 - дипломы бакалавра и магистра по математике) и Гарвард (1972 - диплом доктора экономики). В Гарварде изучал математическую экономику у будущего нобелевского лауреата Кеннета Эрроу. После завершения образования сделал блестящую академическую карьеру, занимаясь не только преподаванием, но и административной деятельностью: сначала параллельно работал профессором экономики в Гарварде и в Станфорде; с 1975 преподавал только в Гарварде, где в 1984-1990 был деканом Школы искусств и наук при Гарвардском университете; в 1990 вернулся в Станфорд, где работал до 1999 деканом бизнес-школы. М.Спенс является не только ученым и администратором, но и партнером нескольких фирм, занимающихся управлением инвестиций в сфере высоких технологий, а также членом правления «Найк» и других фирм.

Хотя он написал три книги и более 50 статей, его главным научным достижением считают статью Сигнализирование на рынке труда, опубликованную в 1973 по материалам докторской диссертации.

М.Спенс продолжил начатое Д.Акерлофом изучение так называемых рынков с асимметричной информацией - рынков, где продавцы информированы о качестве продаваемого товара гораздо лучше покупателей. Спенс проанализировал, как продавцы путем дополнительных затрат могут подавать покупателям информацию (сигналы) о качестве, рассматривая в качестве примера рынок труда.

Как указывает Спенс, наниматель при приеме нового работника никогда точно не знает, каковы в действительности его профессиональные качества. По Спенсу, важнейшей функцией образования является как раз подача сигналов: если у потенциального работника есть диплом, то работодатель считает его достаточно трудолюбивым и интеллектуально развитым. Поэтому даже слабоуспевавший выпускник колледжа (получивший диплом, но не получивший знаний) будет иметь более высокие шансы найти высокооплачиваемую работу, чем способный самоучка без диплома. Исследование Спенса объясняет, почему различия в оплате труда зависят не только от производительности труда работников, но и от таких «сигнальных» факторов как образование, раса, возраст и пол.

Концепция сигналов Спенса частично оспаривает теорию человеческого капитала Гэри Беккера - согласно Беккеру, система образования повышает производительность труда работников, а по Спенсу она служит, прежде всего, механизмом отбора. Отсюда вытекает любопытный вывод о допустимости включения в учебную программу дисциплин, не дающих обучающимся полезных практических навыков: они полезны, поскольку также позволяют отсеивать тех, кто недисциплинирован, у кого нет творческого мышления и т.д.

Предложенная М.Спенсом концепция сигналов используется не только в экономической теории образования. С ее помощью объясняют и многие другие явления - например, выплату акционерными обществами дивидендов. Поскольку дивиденды дважды облагаются налогами (как часть прибыли фирмы и как доходы акционеров), то теоретически более выгодным было бы не выплачивать дивиденды, а использовать прибыль на производственные инвестиции, повысив тем самым курсовую стоимость акций. Кажущуюся нерациональной выплату дивидендов объясняют тем, что акционерные компании, желающие привлечь новых акционеров, сигнализируют таким образом о своих успехах и хороших перспективах, хотя старые акционеры несут при этом большие потери от подоходных налогов.

Кроме исследований по экономике информации, М.Спенс занимался анализом страховых рынков, теорией промышленных организаций, экономикой электронной коммерции. Однако его исследования в этих областях не очень известны. Из числа нобелевских лауреатов 2001 Спенс наименее известен, даже среди американских экономистов.

СТИГЛИЦ, ДЖОЗЕФ ЮДЖИН (Joseph Eugene Stiglitz) (р. 1943) американский экономист, удостоенный в 2001 Нобелевской премии по экономике вместе с Джорджем Акерлофом и Майклом Спенсом за исследования «рынков с асимметричной информацией» - то есть таких рынков, на которых одни участники обладают большим объемом информации, чем другие.

Родился в городе Гэри, штат Индиана. Так и не дождавшись получения степени бакалавра в Амхерст колледж, Стиглиц выиграл грант на учебу в Массачусетском технологическом институте. Там его учителями стали четыре других нобелевских лауреата по экономике - Пол Самуэльсон, Роберт Солоу, Франко Модильяни и Кеннет Эрроу.

Общественно-политические процессы в США и мире наложили свой отпечаток на научные интересы молодого Стиглица. «Наиболее обсуждаемым вопросом со времени моего поступления в высшую школу была экономическая организация. Я рос в самой гуще событий холодной войны. В то время казалось, коммунизм показывает большие темпы экономического роста, но ценой свободы. Большая часть мира виделась под гнетом колониализма, который не способствовал ни экономическому росту, ни демократии, и который противоречил принципам, на которых я был воспитан, и в которые я верил. Казалось, рыночная экономика подвержена постоянным приступам безработицы, чреватой нищетой значительных слоев общества», - вспоминал позже сам Стиглиц. Стремление найти альтернативные решения основных экономических и социальных проблем современности заставило его не ограничивать свое образование стенами Массачусетского института. Он переходил от одной экономической школы к другой, от одного предмета к другому.

В 1965-1966 он переехал в Англию на учебу в Кэмбридж. Там он продолжил свое образование среди других блестящих экономистов - будущих нобелевских лауреатов (Джима Мирлиса, Джеймса Мида и др.). В то время его исследования были посвящены проблемам экономического роста, инноваций и перераспределения доходов. Вернувшись в США, Стиглиц стал преподавателем Йельского университета, где начал исследования экономики рисков, что, в конечном счете, привело его к главной теме научных изысканий - теории информационной экономики. Центральным вопросом его работ стало изучение проблем сбора, анализа и распространения информации, а также принятия решений на основе недостаточной информации.

Распад социалистического лагеря и переход пост-советских государств к рыночной экономике в начале 1990-х дал толчок к дебатам на Западе по вопросу о путях реформирования экономик стран Восточной Европы. В центре дебатов лежали расхождения по принципиальным вопросам функционирования рыночной экономики. Господствовавшая на Западе экономическая школа ратовала за стремительные перемены путем приватизации государственного сектора в духе «шоковой терапии». Их оппоненты - «градуалисты», доказывали необходимость постепенной трансформации, с сохранением важных регулирующих функций государства.

Первое направление получило наиболее яркое выражение в политике МВФ в отношении стран бывшего социалистического лагеря. Мнение оппонентов на международном уровне выражал Джозеф Стиглиц, работавший сперва в администрации президента Билла Клинтона председателем Комитета экономических советников, а затем на посту главного экономиста Всемирного банка. Под давлением министерства финансов США и МВФ в 1999. Стиглиц ушел в отставку, публично обвинив Всемирный банк и МВФ в проведении неверной политики в России и Юго-Восточной Азии.

С чувством разочарования от своего участия в президентской администрации и международных организациях Стиглиц отказался вновь войти в правительственную команду после переизбрания Клинтона на второй срок. Зато благодаря своей международной известности и опыту экспертно-административной работы он создал на базе Колумбийского университета научное сообщество экономистов и политологов «Иницитатива за политический диалог» («The Initiative for Policy dialogue»), с целью помочь странам с переходной и развивающейся экономикой выработать альтернативные пути развития.

Основным местом работы Стиглица стал Колумбийский университет, где он преподает созданный им новый предмет неклассической экономики - информационную экономику. Он действительный член Национальной Академии наук США, Американской Академии наук и искусств и Эконометрического общества.

 

2.2 Лауреаты Нобелевской премии по экономике в 2010 году

 

В 2010 году нобелевскими лауреатами по экономике стали классики макроэкономики, как называют эксперты американцев Питера Даймонда и Дейла Мортенсена, а также профессора Кристофера Писсаридеса из Лондонской экономической школы. Актуальность их работы очевидна. Ученые сформулировали теорию, которая дает ответы на фундаментальные вопросы рынка труда и помогает объяснить, как экономическая политика и регулирование могут влиять на безработицу, динамику рабочих мест и уровень заработной платы – почему в экономике может быть много безработных при большом числе вакансий[6].

«Что объединяет этих трех великих экономистов? Прежде всего, это вопросы снижения безработицы, вопросы занятости, вопросы связанные с заработной платой. Хотя, конечно, данные ученые специализируются не только в этих направлениях, но и в некоторых смежных».

К примеру, ученые пришли к выводу, что работодатель, который ищет себе новых служащих, далеко не всегда находится в контакте с теми, кому нужна работа, поскольку поиск требует ресурсов, которых в свою очередь не хватает. Экономисты сформулировали теоретическую модель для анализа таких «рынков поиска». Таким образом, по словам профессора Российской экономической школы Константина Сонина, новые нобелевские лауреаты смогли изменить представления о рынках труда:

«Параллельно Питер Даймонд и Дейл Мортенсен предложили модели, в которых человек, который уволен с работы, принимает не первую попавшуюся работу, но некоторое время проводит в поиске работы. Кроме того, они предложили посмотреть на ситуацию, когда человек работает, но смотрит и другие возможности. Он думает: может быть в другой, такой же фирме мне будут платить больше. И оказалось, что эти модели – модели, в которых учтена возможность издержек поиска. Они, во-первых, дают другие результаты, по сравнению с грубыми моделями, а, во-вторых, эти модели гораздо более точно описывают происходящее».

Информация о работе Лауреаты Нобелевской премии в области экономической теории